Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
Сценарий театрализованного действа представляет собой результат драматургизации документального объекта внимания сценариста и реализацию субъективной идеи последнего в виде ее подробной драматургической и художественной разработки. Под драматургизацией в данном случае следует понимать преобразование информационно-логического материала в эмоционально-образный. При этом сценарист решает одну из главных творческих задач - создание художественного образа.
Прежде чем дать определение художественного образа, рассмотрим некоторые понятия, которыми он обусловлен и которые, так или иначе, предвосхищают его возникновение. Назовем окружающую нас действительность тем безусловным, чье существование конкретно и выражено впрямую, как оно есть. Тогда условным пребудет то, что выражено посредством чего-либо другого в переносном, фигуральном значении. А искусство, как известно, интересуется не самим объектом, но его образом. Что происходит, когда объект правдив и буквален? За время, потраченное на правдивую информацию о данном объекте, жизнь уходит вперед, и правда отстает, т.е. становится неправдой. В искусстве объект молчит, а говорит его образ. И только образ поспевает за временем. Не есть ли этот образ объекта то, что мы называем художественным образом? Истинно так!
Учитывая то, что инструментом опосредования непосредственного является метафора, можно сформулировать следующее: художественный образ документального объекта есть метафорическое воплощение этого объекта в произведении искусства, обладающее способностью эстетического воздействия. Если конкретный документальный объект безусловен, то и художественный образ, как таковой, безусловен, поскольку создается с помощью определенных сочетаний таких выразительных средств, как слово, звук, цвет, линия, форма, которые сами по себе достаточно конкретны. Но художественный образ условен по отношению к документальному объекту. В художественном образе воплощены и выражены через него чувства и мысли сценариста. Следует помнить, что чувство - эмоциональное состояние человека как реакция его на внешнее событие, когда последнее становится событием внутренним. Именно чувство служит толчком, основой для рождения мысли по отношению к документальному объекту. В свою очередь чувство и мысль суть последние инстанции в ряду восприятия внешнего события и имеют выражение в сценарии в виде конечного художественного образа.
Художественный образ - всегда двуединство формы и содержания. Формальная сторона обеспечивает драматургическую целостность театрализованного представления, а содержательная - развитие конфликта через сценическое действие по закону драматургической кривой.
В приведенном ниже сценарии театрализованного представления поиск художественного образа происходил так. Документальным объектом внимания, то бишь, внешним событием явилась общественная обстановка в стране в условиях экономического кризиса, политического раздрая, нравственного опустошения и физического обнищания. Иными словами, в человеческом и государственном сообществе как некоей взаимодействующей и самодостаточной системе порушены устойчивые связи, способствующие его единой, разумно организованной и плодотворной деятельности. Невольно напрашивается и становится методологически оправданным образ оркестра, музыканты которого в силу ряда причин не в состоянии достичь общего согласия и сотворить благую и созидательную гармонию, которая так необходима сегодня. Образ найден. Драматургическая целостность представления обеспечена. Что касается наполнения найденной художественной формы сценическим действием в свете развития конфликта, то эту творческую задачу вышеприведенные рассуждения не решают.
КОНЦЕРТ ДЛЯ ДИЛЕТАНТОВ С ОРКЕСТРОМ
(Комеди а ля минор)
Вступление.
Открывается занавес. Музыка. На сцене - музыкальные инструменты, пюпитры с нотами, стулья. Все, как полагается в оркестре, за исключением самих исполнителей. Звучат стихи.
Музыканты ушли. Только струны, смычки и пюпитры продолжают звучать и живую смущать тишину.
сумрак, стыдливый и хитрый,
обретает черты, уподобясь лукавому сну.
Движим танец теней мерой сердцебиений в минуту.
И, слагаясь, они образуют таинственный круг.
И таит этот плен золотую тревогу и смуту.
И грядут искушенья и зримо являются вдруг.
Как тут кладь ни свалить, как ни сжать подлокотники кресел,
ни упиться, ни спятить, ни душу спасти, наконец!
Сколь на взгляд и на слух этот мир и печален и весел,
столь безудержны в нем и улыбки и плачи сердец.
Первая скрипка.
Сцена заполняется людьми. Может быть, это музыканты, а может быть, просто претендующие на эту роль. Один из исполнителей берет в руки скрипку, лежащую на стуле.
Первый:Я тоже хочу звучать.
В ответ на эту реплику звучат реплики остальных.
- Зачем? Звук - всего лишь колебания воздуха, ни больше, ни м«йьше.
- А если - как ножом по сковородке? Как тебе это понравится?
- Не все то золото, что звучит. Взять хотя бы смыв в унитазе... Первый: Я хочу звучать. Я хочу быть скрипкой.
- Кстати о скрипке... Корень-то - скрип, а смычок - не лобзик. Эдак скрипеть тебе - не перескрипеть, пилить - не перепилить.
- А вот струны подпилить могут. У нас это запросто.
- Только Паганини одной струной обходился. Так у него это, известное
дело, от дьявола.
Первый берет другую скрипку, гриф которой перевязан красивой лентой
Первый: А я все равно хочу! Я хочу быть первой скрипкой.
- С первой скрипки и спрос немалый. Наплачешься!
- Так ведь она первая, если слева направо считать, а если справа налево - наоборот, последняя.
- Ну, хорошо, допустим - первой. Похвальное желание! Только ведь не
ты первый, не ты последний.
- Все первыми быть норовят, а крайними остаются.
Первый: Я хочу быть первой скрипкой и пожинать лавры!
- Где лавры, там и тернии. А где тернии, там и крест с гвоздями.
- Лавры - не плоды! Горчат, вкушать невозможно, одна видимость...
- Увенчать, конечно, могут. Почему не увенчать. Зелень - она зелень и есть.
- Да только не та зелень-то!
- Да что говорить! Молодо – зелено.
Первый: Довольно! Хочу и буду!
- А что, мы ничего... Валяй - напрягайся!
- Дерзай, кто против.
- Подбородок упри, смычком взмахни и играй на здоровье!
- Хоть Шуберта наяривай, хоть Берлиоза жарь - твоя воля!
Первый берет скрипку и смычок совсем не так, как надо. Силится извлечь звук и беспомощно опускает руки.
Все(вместе): Ну?!
Первый:Что ну? Если я играть не умею?
Отворачивается. Плечи его вздрагивают.
- Жаль... Признаться, ты нас крепко разочаровал.
- Что называется, поматросил и бросил.
- Если это шутка, то отнюдь не смешная.
- Не обессудь, но нам этот казус не по нутру.
Первый грустно покидает сцену.
Дуэт. Музыка. Под музыку звучат стихи.
Нет, не то, чтобы жизнь устоялась, как скучная проза,
и не то, чтоб оглох этот раненый музыкой мир,
просто каждый свое в белом свете поет ариозо,
и у каждого свой обозначенный богом клавир.
Так сквозь морок и бродим, пеняя на знаки и вести,
каждый сам по себе, как спадающий лист, невесом.
Но бывает, два голоса нежно сливаются вместе,
чтоб, кружась на ветру, до скончанья звучать в унисон.
Из массовки выходят Он и Она. Они обходят пюпитры и рассматривают ноты, словно что-то ищут.
Он:Она должна быть где-то здесь, моя лебединая песня.
Она: Он должен быть в этих октавах, мой нежный восторг.
Он: Где ты, мое женственное пиано, идущее из глубины взволнованного
сердца? Она: Я должна найти мужественное форте, исполненное силы и страсти!
Замечают друг друга и замирают.
Он: Вот она, моя пленительная фуга, пьянящая, как старое вино! Она:Вот он, мои неистовый ноктюрн, дурманящий, как молодая брага!
Глядя друг другу в глаза, идут навстречу друг другу.
Вместе:Наша единая гармония!.. Наш необоримый форс-мажор!.. Наш, несравненный дуэт!.. Наше долгожданное время!.. Наше выстраданное пространство!
Звучат реплики остальных исполнителей.
- А что, не помочь ли нашему дуэту?
- Единая гармония - это прекрасно!
- Форс-мажор - это чудесно!
- Где он, неистовый ноктюрн?
- Где она, пленительная фуга?
Исполнители тоже пускаются в поиски. На сцену летят нотные листы с пюпитров.
• Нет, это не ноктюрн!
• Нет, это не фуга! Нашел! Вот он, неистовый ноктюрн! Держи!
• Вот она, пленительная фуга! Держи!
Он и Она получают по нотному листу.
Он: Да, это она! Си-бемоль мажор в моем ключе!
Она: Конечно, это он! Фа-диез минор в моем вкусе!
Он: Извините! Вам не кажется, что ваш минор диссонирует с моим мажором?
Она: Простите! Но это ваш мажор никак не соотносится с моим минором.
К тому же этот ваш бемоль просто ужасен!
Он: Дался вам мой бемоль! Это ваш диез ухо режет, как железо по стеклу.
Она: А ваше си, между прочим, звучит очень даже вульгарно.
Он: А ваше фа, сударыня, ни в какие рамки не лезет. Она: Я думаю, мы с вами не споемся. Он: Да уж, дуэта у нас никак не получится.
Она: В таком случае, прощайте! Он: С превеликим удовольствием!
Она уходит в одну кулису. Он - в другую. Звучат реплики Исполнителей.
- Да... Как странно встретились, как странно разошлись.
- А вы говорите - гармония... Где уж там!
- Бывает и хуже: поют, а друг друга не слышат.
- И никакого времени, и никакого пространства.
Исполнители прислушиваются к начинающей звучать музыке.
Дирижер
Под музыку звучат стихи
Трудно знать о судьбе, если чувства и мысли в разброде, если путь вразнобой, потому и не строит душа. Потому и живем незлобивых бездельников вроде, забывая о том, как бывает она хороша.
Слабнет сила в руках, умирает надежная воля,
разбегаются звуки, и некому сирых собрать
на достойное действо среди опустелого поля
под высокое знамя в одну благодарную рать.
Один из Исполнителей подходит к дирижерскому пульту, берет палочку и стучит по пюпитру. Он явно метит в дирижеры.
Дирижер:Для того, чтобы у нас все заиграло, нужен лидер. Звучат реплики Исполнителей.
- Заводила! -Начальник!
- Пахан!
-Шеф!
- Босс!
Дирижер:Верно! В общем, нужен дирижер. И таковым должен быть я, поскольку имею на это все права.
-Это какие же? Назовите!
- Огласите весь список, пожалуйста!
Дирижер:Извольте! Начну с того, что у меня огромный.... И нечего дергаться! У меня огромный опыт... И нечего моргать! У меня огромный опыт работы... И нечего хмыкать! У меня огромный опыт работы с людьми! По-моему, вполне достаточно. Еще будут вопросы?
- Это впечатляет.
- И где-то радует.
- И даже обнадеживает.
Дирижер: Тогда попрошу всех занять свои места!
Исполнители занимают места за пюпитрами.
Дирижер:Внимание! С первой цифры! - С первой цифры?
Дирижер:С первой ноты! То бишь, с первой команды! На «до» - стройся! На «ре» - равняйсь! На «ми» - шаг вперед! На «фа» - кругом! На «соль» - два шага назад! На «ля» - смирно! На «си» - вольно! Усвоили?
- Маэстро! Это как прикажете понимать?
Дирижер:А непонятливых - попрошу - вон! Да, да! Это я вам говорю!
Исполнитель, задавший вопрос, пожав плечами, уходит. Дирижер:Еще есть непонятливые? Нет? Превосходно! Вот теперь и помаршируем!
Отбивает ритм палочкой.
До! Ре! Ми! Фа! Соль! Ля! Си! Стоп! Фальшивите, господа! «Ре»! -видеть грудь четвертого человека! У «Фа» ноги не в то место вставлены! «Ля» и «Си» - как три дня не едали, бравости никакой! Еще разок! С первой ноты! До! Ре! Ми! Фа! Соль! Ля! Си! Стоп! «До»! Грудь выгибай, не чахни! Что у «Ми» с ляжкой - отстегивается? «Соль», затылок не держишь - западает! Еще разок! С первой ноты!
Исполнители отказываются повиноваться.
В чем дело, господа?
- А мы марш играть не нанимались!
- Наш коллектив к этому не готов!
- И вообще, маэстро, вы в курсе или как?
Дирижер:В консерваториях не обучался. А вашего брата много видел и долго имел. Еще разок! С первой ноты! Все (вместе): Ни-ко-гда!
Дирижер:Ну что ж! В таком случае, прощевайте, господа хорошие! Найду, с кем марши играть, равнение держать и дыхание ставить.
Дирижер покидает сцену. Лабухи. Под музыку звучат стихи.
Денно музам служить благородного помысла ради,
нощно музам внимать, утишая сердечную боль, -
вот пример бескорыстья без тягостной сметы в тетради
бытия и благая к убогому люду любовь.
Во дворах и предместьях, где ветрено, скучно и пусто, и на вышних путях, орошаемых звездным вином, обретает себя неподкупная сила искусства, чтоб сиять таковой, не свихнувшись на торге земном.
Звучат реплики Исполнителей
- Вы ничего не слышали? Какой-то посторонний звук...
- И это явно не струнная группа.
- Это у меня в животе музыка играет. Натощак живу.
-Как так - натощак? По какому такому случаю?
- По случаю того, что человек я неимущий, в бедности прозябаю.
- Ты что, думаешь - один такой? Нас, бедолаг, куда ни плюнь - везде
попадешь!
- Тут один ухарь предлагает полное довольствие от пуза.
- За так?
- Зачем за так... Он нам - довольствие, мы ему удовольствие, в стиле рэп до рвоты.
Стоит поразмыслить...
Есть и другой вариант. Тут один кент на жмуров ангажирует. Ну там, вынос тела, поминки и прочее - и сыт, и пьян, и нос в табаке.
- Стоит поразмыслить...
На что святое искусство меняем! Презренной плотью пробавляемся! А куда деваться! Тут либо кабак, либо погост - и никакой альтернативы не предвидится.
- Воистину, кто платит, тот и музыку заказывает.
- А что Петр Ильич скажет? Что Модест Петрович подумает?
- Кочумай! Никто ничего не скажет. Никто ни о чем не подумает.
- А ну, чуваки! Кто в кабак рэп лабать - за мной!
- А ну, братцы! Кто жмура славить - за мной!
Одна группа Исполнителей устремляется к левой кулисе, К правой. Один Исполнитель преграждает дорогу первой группе, другой Исполнитель - второй.
Не пущу! Не ведаете, что творите! Через мой труп! Жмура хотите? Тогда это буду я!
Обе группы останавливаются и начинают следить за преградившими
им путь двумя Исполнителями, которые взволнованно ходят по
сцене, высказываясь вслух.
- Мы еще увидим небо в алмазах...
- Под музыку Вивальди...
- Мы еще сыграем в четыре руки...
- И в шесть смычков...
- Мы еще потрясем фиоритурами мир!
- И руладами регион!
Обе группы Исполнителей, воспользовавшись невниманием к ним, крадучись исчезают за кулисами. Два Исполнителя, оставшиеся на сцене, заняты собственной персоной?
- Откуда мне знать... Я и своего костюма не вижу.
- Мне буквально не в чем выйти на сцену.
- Да и я в таком виде выгляжу просто неприлично.
- Безобразие! Я понимаю, что искусство требует жертв, но это уже слишком.
- Почти новый костюмчик был. Я в нем жениться собирался.
- Никак сканифолил кто?
Оглядывают сцену и замечают отсутствие остальных
- А где... эти?!
- Смылись! Один рэп лабать, другие жмурить
- Так что мы - одни остались?
- Выходит так... как два бедуина в пустыне.
- Однако...
Оба в полной растерянности. Звучит музыка. Двое. Под музыку звучат стихи.
Все - ничто пред искусством: хоромы и пышное платье.
Можно петь под луной и в лугах нагишом танцевать,
музицировать в роще - и все-таки падать в объятья
восхищенному духу и горние клятвы давать.
Все - пустяк перед этим, исполненным света пространством, непреложно зовущим однажды подняться с колен. Есть пленительный жребий с завидным желать постоянством мир божественных уз на житейское благо в обмен.
Звучит диалог двух Исполнителей.
- Может, все-таки начнем - с первой цифры?
- Пожалуй... Инструменты в наличии, выбирай любой. Хотя бы валторну. Звук, я тебе скажу, грудной и прохладой отдает.
- Оно, конечно, можно... Только вот крученая сильно, как вся моя жизнь. Погожу пока.
- А я бы на гитаре рискнул, да боюсь на эротику сбиться. Ишь, выгиб
какой -ну чисто бедро. Женское, понятно. - А ты кларнет приспособь. С бедром схожести никакой.
- Кларнет язык щемит, да и резок не в меру. Не тот коленкор. А тебе барабан не впору будет?
- Габариты смущают и бой глушит. Меня больше на лирику тянет.
- А вот и гармонь! И кнопочек на всех хватит... Нет, не пойдет! Архаика и более ничего.
- А мне бы что-нибудь такое, чего и нет вовсе. Клавесин, либо лютню какую...
- А фисгармонию не желаешь? Жми себе на меха, выдувай соло и вся недолга...
- А знаешь - я, пожалуй, тоже пойду.
-Куда?
-А квалификацию менять... на человек-оркестр - слыхал? Нынче это очень даже возможно... Прости, брат! И прощай! Ты уж как-нибудь без меня управляйся.
Уходит. На сцене остается последний Исполнитель. Финал. Звучит музыка. Под музыку звучат стихи.
Греет медь мундштука, если губы к нему прикипели. Тяжесть грифа мила, если пальцы в лады проросли. Как бы мы на паях безупречно играли и пели, дай нам крепость в трудах те, что древо познанья трясли.
Как бы нам повезло даже в области среднего уха
угадать и наверно звучащую с голоса ложь. Ну да ладно! И то - на старуху бывает проруха.
А уж ты-то, как видно, и вовсе в Моцарты не гож.
Последний:Один - он ведь в поле не воин... Хоть так, хоть эдак... Что в
лоб, что взашей... Как ни пыжься, кому ни жалься... Ишь, ноты разбросали, инструменты истрогали, пюпитры нарушили, стулья уронили... Музыку похерили!
Грустно наводит прежний порядок.
Ну вот, теперь все как было... Играй - не хочу! Потому как без музыки всем нам хана придет. Не желаете? Может быть, у вас чего получится? А мне тоже пора... как говорится, был да весь вышел.
Раскланивается и уходит. И вновь сцена безлюдна. На ней - пустые стулья, пюпитры с нотами и музыкальные инструменты. Звучит музыка.
Занавес.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое безусловное и условное в драматургии театрализованного
действа?
2. Что называется художественным образом?
3. Что обеспечивают форма и содержание художественного образа в драматургии театрализованного действа?