Сочетание ускорения, торможения и руления
Плавное вождение наиболее важно при езде на пределе возможностей машины. Когда вы проходите крутой поворот на высокой скорости, малейшее нажатие на педаль тормоза или на газа может привести к потере сцепления. На графиках 5 и 6 рассматриваются силы сцепления колес с дорогой, необходимые для машины в процессе прохождения поворотов на треке. На графике 5 водитель разделил элементы прохождения поворота на отдельные фазы ускорения, торможения и руления, что не позволит показать лучшее время на круге, но увеличит безопасность.
График 5: При прохождении поворота раздельные действия пилота снижают вероятность потери сцепления
На графике 6 показаны действия водителя, который комбинирует руление с элементами торможения и ускорения при прохождении поворота в попытке улучшить время на круге. Поворот руля на торможении при входе в поворот — техника повышенной сложности, также известная, как “трейл брейкинг” или торможение в повороте — требует многократных тренировок и развития хорошего чувства автомобиля. Однако, ускорение на выходе из поворота используется гораздо чаще. Эти действия следует применять с особой осторожностью, поскольку комбинированные продольные и поперечные нагрузки на шины с большей вероятностью могут привести к превышению предела сцепления колес с дорогой (желтые точки на графике 6).
График 6: Комбинированные действия, которые позволяют улучшить время на круге, но увеличивают риск потери управления
Каждая передача обладает своим эффективным диапазоном скоростей, которые зависят от диапазона оборотов двигателя. Чем быстрее крутится коленвал, тем большую скорость вы можете развить до момента, когда нужно включить следующую передачу. В скорости вращения коленвала двигателя есть диапазон оптимальной эффективности, известный как диапазон мощности — в нем достигается самое быстрое ускорение (изображение 1).
Изображение 1: Диапазон мощности на любой передаче
Большинство КПП спроектированы таким образом, чтобы переключение на повышенную передачу при разгоне совпадало с началом ее диапазона мощности (изображение 2). Таким образом достигается максимально возможное ускорение во всем интервале скоростей — от стартовой до максимальной.
Изображение 2: сравнение диапазонов мощности двух передач
На большей части интервала скоростей возможен выбор различных передач.
Изображение 3: переключение передач на различных скоростях
На рисунке выше водитель может выбрать вторую, третью или четвертую передачу. На второй обороты двигателя будут в верхнем пределе диапазона мощности сохраняя при этом эффективность ускорения пока не сработает ограничитель оборотов. На четвертой передаче обороты будут слишком низкими, что приведет к некоторому снижению производительности (но положительно скажется на расходе топлива). На третье передаче двигатель будет в начале диапазона мощности, чем обеспечит максимальное ускорение. Именно такой выбор и сделает хороший водитель в данном случае.