Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента
Аудиторные занятия, из них:
Лекции
Семинарские занятия
в т.ч. практические занятия  
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля зачет

Тематический план изучения дисциплины

Лекционный курс

  Название разделов и тем Количество часов
  Раздел 1 Теория культуры
Тема 1.1. Предмет культурологии
Тема 1.2. Основные теории культуры
  Раздел 2 Западноевропейская культура
  Античная культура
Тема 2.1. Культура Древней Греции
Тема 2.2. Культура Древнего Рима
  Средневековая культура
Тема 2.3. Средневековая культура
  Культура Нового времени
Тема 2.4. Культура Итальянского Возрождения
Тема 2.5. Культура эпохи Реформации и Контрреформации
Тема 2.6. Культура Просвещения
Тема 2.7. Культура XIX века
Тема 2.8. Культура XX века⃰
  Раздел 3. Отечественная культура
Тема 3.1. Введение в историю русской культуры
  Средневековая русская культура
Тема 3.2. Древнерусская культура
Тема 3.3. Культура Удельной Руси
Тема 3.4. Культура Московского царства
  Русская культура Нового времени
Тема 3. 5. Русская культура XVIII века
Тема 3.6. Русская культура в XIX веке
Тема 3.7. Русская культура на рубеже XIX-XX вв.
  Отечественная культура Новейшего времени
Тема 3.8. Отечественная культура в XX веке
Тема 3.9. Культура России на рубеже XX-XXI вв.
  Итого

Семинары

  Название разделов и тем Количество часов
1. Раздел 1. Теория культуры
2. Семинар 1. Теория культуры
3. Раздел 2. Западноевропейская культура
4. Семинар 2. Античная культура
5. Семинар 3. Культура Возрождения
6. Семинар 4. Основные черты европейской культуры Нового времени
7. Раздел 3. Отечественная культура
8. Семинар 5. Древнерусская культура
9. Семинар 6. Средневековая русская культура
10. Семинар 7. Русская культура Нового времени
11. Семинар 8. Русская культура в XX веке
12. Зачет
13. Итого

Календарный план изучения дисциплины в 2012-2013 учебном году



  Учебные недели Лекции Семинары
1. 03.-09.11. Лекция 1. Предмет культурологии Лекция 2. Основные теории культуры  
2. 10-16.09 Лекция 3. Культура Древней Греции Семинар 1. Теория культуры
3. 17.-23.09. Лекция 4. Культура Древнего Рима  
4. 24.-30.09. Лекция 5. Средневековая культура Семинар 2. Античная культура
5. 01.-07.10. Лекция 6. Культура Итальянского Возрождения  
6. 08.-14.10. Лекция 7. Культура эпохи Реформации и Контрреформации Семинар 3. Культура Возрождения
7. 15.-21.10. Лекция 8. Культура Просвещения  
8. 22.-29.10. Лекция 9. Культура XIX века Семинар 4. Основные черты европейской культуры Нового времени
9. 29.10.-04.11. Лекция 11. Введение в историю русской культуры  
10. 05.-11.11. Лекция 12. Древнерусская культура Семинар 5. Древнерусская культура
11. 12.-18.11. Лекция 13 Культура Удельной Руси  
12. 19.-25.11. Лекция 14 Культура Московского царства Семинар 6. Средневековая русская культура
13. 26.11.-02.12. Лекция 15. Русская культура XVIII века  
14. 03.-09.12. Лекция 16. . Русская культура в XIX веке Семинар 7. Русская культура Нового времени
15. 10.-16.12. Лекция 17. Русская культура на рубеже XIX-XX вв  
16. 17.-23.12. Лекция 18. Отечественная культура в XX веке Семинар 8. Русская культура в XX веке
17. 24.-30.12. Лекция 19. Культура России на рубеже XX-XXI вв. Зачет

Программа

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ: I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Студент должен

знать:

- предмет и объект культурологии;

- основные определения понятия «культура»;

- структуру феномена «культура»;

- формы культуры

- функции культуры

уметь:

- классифицировать основные понятия теории культуры и представлять их в графической форме

иметь представление о:

- основных теориях культуры

Предмет и задачи культурологии как науки. Место и роль культурологии в системе гуманитарных наук. Культурология как наука об общих закономерностях развития культуры. Понятие “история культуры”. Культура как процесс создания, хранения, распространения, освоения и воспроизводства ценностей. Культура и право.

Культура и деятельность. Культура и ценность.

Структура культуры и закономерности ее развития.

Основные направления развития мировой и отечественной культурологической мысли.

История культуры в системе культурологических дисциплин.

РАЗДЕЛ II: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

Студент должен

знать:

- периодизацию античной культуры;

- роль полиса как ядра античной культуры;

- основные артефакты античной культуры;

- основные черты древнегреческой и древнеримской культур;

уметь:

- изложить причины, обусловившие расцвет и высокий уровень античной культуры;

- объяснить специфику древнегреческой культуры, ее отличие от древнеримской культуры;

- объяснить значение античной культуры как парадигмы последующей европейской культуры

иметь представление о:

- месте права в системе античной культуры;

- влиянии античной культуры на русскую культуру

История античной цивилизации и античной культуры и их целостный образ. Полис, община как основа античной культуры. Полисный генотип в европейской культуре. Основные этапы истории древнегреческой культуры.

Роль мифа в древнегреческой культуре и античном сознании. Антропоморфный характер религии древних греков.

Атонистика (принцип состязательности) и калокататия (принцип соединения физических и нравственных добродетелей) - важнейшие элементы бытия древних греков. Правовое сознание древних греков. Место закона в древнегреческой культуре. Классическое равновесие тела и духа - идеал древних греков.

Древнегреческий театр: динамика художественных образов от Эсхила до Софокла и Эврипида.

Герои Гомера, Гессиода и Эзопа как олицетворение общественно одобряемого поведения разных типов.

Изобразительное искусство древних греков. Архитектура. Система античных архитектурных ордеров. Греческая скульптура.

Место культуры Древнего Рима в античной культуре. Основные черты и противоречия древнеримской культуры. Основные периоды истории культуры Древнего Рима.

Смысл Рима как центра мира и его выражение в мифологии. Особенности мифологии древних римлян: тесная связь с правом и политической борьбой.

Индивид как гражданин Рима. Понимание свободы как экономической независимости. Роль права в системе отношений граждан и государства и отношений между частными индивидами. Право и лирика - полюсы выявления частного индивида. Идея "геометрического" равенства и ее торжество в Риме.

Открытость, способность вбирать в себя - характерная черта римской культуры, основание ее уникальной жизнеспособности. Цивилизирующая роль Рима.

Особенности древнеримского изобразительного искусства. Пафос полезности во имя государства - главный принцип римского зодчества. Римский скульптурный портрет как высшее выражение психологизма античности.

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Студент должен

знать:

- основные стилевые направления Средневековья;

- характерные черты средневековой культуры

- основные артефакты средневековой культуры

уметь:

- объяснить роль культурных традиций Средних веков в формировании европейца как социокультурного феномена;

- охарактеризовать менталитет средневекового человека

иметь представление о:

- основных этапах христианизации Европы;

- основных оценках средневековой культуры в культурологии

- месте права в системе средневековой культуры

Цивилизация и культура средневековья. Основные этапы истории. Характерные особенности. Теологический и культурологический смысл христианской и средневековой культуры в целом. Идея культуры как жизни в округе храма.

Противоречивость средневекового сознания. Ее значение в развитии философии, ремесла, искусства, образа жизни человека средневековья. Двойственность ценностных ориентаций средневекового европейца. Отношение между соборностью и индивидуальностью.

Иерархические отношения в качестве цивилизационных. Сословия как выражение богоустановленной действительности. Трансформация христианского образа человека в сословные идеалы. Сословный идеал человека как обобщение реальных возможностей и обязанностей сословного человека.

Основные черты и характерные особенности процесса христианизации Европы.

Роль и место мистицизма в средневековой культуре.

Отношение христианства к искусству. Романский стиль в изобразительном искусстве. Готический стиль. Характерные черты искусства зрелого Средневековья.

Эволюция средневековой литературы от устного фольклора к светской литературе.

Архитектура как центральный и синтезирующий вид искусства Средневековья.

Право в системе средневековой культуры.

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Студент должен

знать:

- периодизацию культуры Нового времени;

- основные артефакты эпохи Возрождения, Реформации, века Просвещения;

- основные стилевые направления периода;

- сущность гуманизма

уметь:

- объяснить влияние искусства Античности на искусство Возрождения;

- объяснить позитивное значение Реформации для развития европейской культуры

иметь представление о:

- основных взглядах культурологической науки на процесс становления культуры нового времени;

- роли и месте права в культуре нового времени

Итальянское Возрождение как первая ступень становления культуры нового времени. Возрождение как эстетическая революция и новый этап эволюции церковного сознания. Искусство итальянского Возрождения.

Гуманизм как общеевропейское явление периода складывания культуры нового времени. Содержание понятия "гуманизм": грамматика, риторика, поэзия, история, мифология, политическая философия и музыка. Идеал знания и учености у гуманистов - изящная словесность и достижение Божественного. Гуманисты о человек как творце. Правовое сознание как феномен культуры нового времени.

Гуманисты - новый субъект культуры, начало зарождения европейской интеллигенции. Элитарный характер возрожденческого гуманизма.

Центральная Европа как второй ареал складывания культуры нового времени. Северное Возрождение: характерные черты и особенности.

Реформация как попытка преодоления противоречий раннебуржуазной культуры. Складывание типа человека нового времени (рациональный, индивидуалист, предприимчивый и т.д.).

Контрреформация как попытка "реформации сверху". Тридентский собор (1545-1563) и его решения. Барокко как культурный результат контрреформации.

Мораль и нравы европейцев в конце XVI-XVII в.

Абсолютизм как феномен культуры нового времени. Абсолютизм и классицизм.

Англия как третий ареал культуры нового времени, ее авангард в ХVII в. Особенности Реформации в Англии. Английская политическая система как феномен культуры нового времени. Характерные черты английского искусства ХУ1- ХУ11 вв.

Просвещение - закономерная ступень становления культуры нового времени. Рациональный человек - человек эпохи Просвещения. Складывание европейской просвещенной элиты. Наука и прогресс - основания Просвещения. Научные революции XVII-XVIII вв. Деизм как основа философских, социально-политических и культурологических взглядов большинства просветителей.

Литература и искусство эпохи Просвещения. Барокко, рококо, классицизм.

Просвещенный абсолютизм как феномен культуры нового времени.

Зарождение идеи гражданского общества и правового государства.

Основные черты европейской культуры нового времени. Антропоцентричный характер европейской культуры. Открытие личности. Новое отношение человека к себе самому. Свобода личности как исходный символ и основная ценность западной культуры нового времени.

Инновационный характер европейской культуры и его роль в формировании цивилизации техногенного типа.

Нарождение и укрепление новой ценностно-нормативной системы правосознания.

Художественное творчество как новая сфера практического творчества человека. Становление искусства как светского занятия. Возникновение авторского искусства.

РАЗДЕЛ III: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Студент должен

знать:

- периодизацию истории русской культуры;

- содержание понятия менталитет применительно к русской культуре в трактовке ведущих отечественных философов и культурологов;

- факторы, обусловившие становление русской ментальности;

- основные черты русской ментальности

уметь:

- объяснить взаимосвязь русской ментальности и отечественной художественной культуры;

иметь представление о:

- основных школах отечественной культурологии;

- о месте правовой составляющей в русской ментальности

Русская история как социокультурное целое. Феномен русской культуры. Понятие русской духовности. Место и роль русской культуры в развитии мировой культуры. Истоки и исторические традиции русской культуры.

Менталитет как глубинная структура русской культуры. Природные предпосылки российской ментальности. Антиномии русской культуры. Бинарное строение русской культуры. Основные черты русской ментальности. Русский образ жизни и мысли и его отражение в отечественном искусстве.

Основные школы русской культурологии. Этапы становления отечественного культурологического знания.

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА

Студент должен

знать:

- основные артефакты культуры Древней Руси;

- национальное и всемирно-историческое значение Крещения Руси

- своеобразные культурные черты восточного христианства;

- особенности художественной культуры Древней Руси

уметь:

- объяснить значение Крещения Руси для развития русской культуры

- объяснить сущность ценностно-смыслового единства древнерусской культуры

иметь представление о:

- последствиях Крещения Руси для русской культуры;

- месте права в культуре Древней Руси.

Культурное наследие восточных славян как основа формирования и развития самобытной древнерусской культуры. Многоэтническая основа государства как фактор культурного развития Киевской Руси.

Культурное взаимодействие Киевской Руси с окружающим миром. Проблема византийского влияния на древнерусскую культуру.

Фольклор Древней Руси.

Языческая религия древних славян. Языческие обычаи в русской культуре. Языческие традиции в культуре современных общественных групп.

Ценностные ориентации русской культуры. Картина мира в представлении древних славян. Принятие Киевской Русью христианства - центральное событие истории средневековой русской культуры. Церковь как основной институт культуры Древней Руси.

Духовный мир человека Киевской Руси: его характерные черты и особенности. Двоеверие как характерная черта общественного и индивидуального сознания. Роль традиции, обряда, канона в культуре Киевской Руси. Книжность как особый способ развития древнерусской культуры.

Правовое сознание древних русичей.

Древнерусская архитектура как новый образ мира древнего русича. Характерные особенности церковного строительства в Киевской Руси. Монументальность как характерная черта искусства домонгольской Руси.

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Студент должен

знать:

- основные артефакты культуры Средневековой Руси;

- основные этапы становления православия и самодержавия как феноменов средневековой русской культуры;

- особенности становления светской культуры в позднем русском Средневековье

уметь:

- объяснить культурно-исторический смысл концепции «Москва – Третий Рим»;

- разъяснить основные культурно-исторические факторы становления русского авторитаризма

иметь представление о:

- о роли и места права в системе средневековой традиционной русской культуры

Средневековая русская культура как традиционная культура. Основные этапы формирования средневековой русской культуры. Государственная раздробленность Киевской Руси как фактор развития культуры. Ее отражение в памятниках художественной культуры.

Последствия татаро-монгольского нашествия для русской культуры. Русская церковь как хранитель культурной и национальной целостности Руси.

Начало складывания великорусской народности. Важнейшие факторы этого процесса. Москва - центр формирования культуры великорусской народности, нового этноса.

Новгородская республика как второй цивилизационный и культурный вариант развития Руси. Новгород как зародыш гражданского общества. Особенности духовного мира новгородцев. Художественная культура Новгорода как отражение республиканского строя.

Средневековая русская культура как традиционная культура.

Образование единого Российского государства, укрепление самодержавия при Иване IV Грозном и завершение формирования русской (великорусской) народности как факторы культурного процесса.

Значение теории “Москва - третий Рим” для развития русской культуры.

Характерные черты и особенности традиционной русской культуры. Система нравственных ценностей традиционной культуры. Нравы и быт русских людей.

Изобразительное искусство в системе традиционной культуры. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия. Роль канона в художественной культуре. Литература. “Четьи-Минеи” как выражение канона в литературе. Фольклор. Музыка.

Династический кризис конца XVI в. и крах прежней системы ценностей. “Смута” начала XVII в. как фактор культурного развития.

Усиление западного влияния на русскую культуру в течение XVII в.

Начало кризиса системы традиционализма. Перемены в образе жизни, традиционном общественном мировоззрении. Усиление светских элементов в культуре. Зарождение элементов культуры нового времени.

Состояние изобразительного искусства. Усиление светских мотивов в зодчестве.

Право в системе традиционной средневековой культуры.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(XVIII в.)

Студент должен

знать:

- содержание петровских реформ в области культуры;

- основные артефакты культурной истории XVIII века;

- культурно-историческое значение петровских реформ;

- основные этапы становления классической русской культуры на протяжении XVIII века

уметь:

- объяснить историческую неизбежность социокультурных реформ в России на рубеже XVII-XVIII вв.;

- объяснить своеобразие русского Просвещения по сравнению с западноевропейским Просвещением

иметь представление о:

- о роли и месте права в русской культуре нового времени

- о дискуссиях в отечественной культурологии по поводу петровских реформ в области культуры

Реформы Петра I как выражение радикального поворота России к Западу, разрыва с традиционной системой ценностей.

Культурные преобразования первой четверти XVIII в. Значение реформ Петра 1 для развития национальной культуры. "Осовременивание" государственной машины России, формирование современного административного аппарата как факторы культурного развития. Политика Петра I в области церковного устройства. Церковные реформы первой половины ХVIII века. Завершение оформления абсолютной монархии.

Становление светской художественной культуры.

Формирование ценностей культуры нового времени. Идеал рационального познания. Идеал “пользы”. Усиление процесса "обмирщения" культуры. Преодоление национальной и конфессиональной замкнутости, утверждение религиозной толерантности. Соединение идеологии абсолютизма с идеями рационализма, политической мыслью европейского Просвещения - характерное явление политической культуры петровской России.

Состояние архитектуры. Развитие светской живописи.

Новые явления в общественно-культурной жизни. Изменения в быту.

Начало дворянского этапа развития русской культуры. Образованное дворянство как объединяющая сила русской культуры ХVIII века.

Русская культура второй половины XVIII в. в контексте европейской культуры Просвещения.

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. Екатерина II и открытие эпохи просвещенного абсолютизма в России. Зарождение первых русских просветителей.

Усиление процесса дифференциации и появление новых отраслей культуры - наука, светская живопись, садово-парковая архитектура и пр.

Состояние художественной культуры. Усиление европейского влияния на художественную культуру России. Смена стилей в русском искусстве ХVIII века - барокко, рококо, классицизм как отражение ускорения темпов развития культуры. Появление авторства. Изменение иерархии отраслей культуры. Новые процессы и явления в литературе. Литература классицизма. Творчество В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, Г. Державина, Д. Фонвизина. Литература сентиментализма. Творчество А. Радищева и Н. Карамзина. Театр.

Музыка. Формирование отечественной композиторской школы. Становление национальной оперы.

Идеологическое обоснование абсолютизма.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА

Студент должен

знать:

- основные артефакты культурной истории XIX - начала XX века;

- основные этапы культурной истории периода;

уметь:

- дать развернутую характеристику культуры XIX века как «Золотого века» русской культуры;

- дать развернутую характеристику «Серебряного века» русской культуры

иметь представление о:

- роли русской классической культуры XIX века в мировой культуре;

- значении культуры Серебряного века для развития мировой культуры в XX века

Культура XIX века – «Золотой век» русской культуры. Реформы Александра I и их значение для отечественной культуры.

Отечественная война 1812 г. в контексте русской культуры. Эпоха 1812 г. как важный этап в становлении национального самосознания. Влияние восстания декабристов на культурную жизнь русского общества. Декабристы как выражение связи между искусством и общественным поведением людей.

Усиление культурного раскола в обществе после 1825 г. Общественные дискуссии по поводу самобытности России. П.Я. Чаадаев, “западники”, “славянофилы”.

Художественная культура. Романтизм - основное направление художественной культуры первых десятилетий XIX века. Творчество В. Жуковского. Проблема народности художественных произведений. Складывание реализма в литературе. Творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя.

Состояние театрально-сценического искусства. Драматургия А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Островского.

Зарождение разночинной культуры.

Архитектура русского ампира. “Русско-византийский (николаевский)” стиль в архитектуре. Живопись первой половины века: от романтизма к реализму.

Реформы Александра II, отмена крепостного права как факторы культуры в целом, эволюции российского менталитета.

Интеллигенция и ее особая интегрирующая роль в обществе второй половины века.

Искусство критического реализма как основное художественное направление. Человекоцентризм - главная особенность русской художественной культуры второй половины Х1Х века.

Два типа ментальности в русской истории и культуре второй половины Х1Х века: интеллигент и буржуа (Обломов и Штольц).

Борьба в русском обществе по вопросу культурно-политического смысла русской идеи. Усиление мотивов покаяния, философии и культуры ненасилия в русской идее конца века как реакция на революционный террор.

Эволюция религиозно-христианского сознания в Х1Х веке. Метафизические искания Вл. Соловьева, экуменические тенденции "закона любви" Л. Толстого. Теория "общего дела" Н. Федорова.

Русская литература второй половины Х1Х века как особый социокультурный феномен отечественной и мировой культуры. Творчество И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Поэзия Н. Некрасова.

Традиционные ценности русской культуры в условиях буржуазного развития России. Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения средствами культуры и искусства.

"Серебряный век" как социокультурная эпоха русской истории.

Религиозно-философский Ренессанс конца Х1Х- начала ХХ века. Проблема создания нового религиозного сознания на путях соединения богословской традиции и философии.

Тема русской интеллигенции в философии и культуре "Серебряного века". Сборники "Вехи" и "Из глубины" о трагедии русской интеллигенции.

Художественная культура "Серебряного века". Творчество А. Ахматовой, А. Блока, А. Белого, Н. Гумилева, О. Мандельштама, Б. Пастернака, В. Маяковского, М. Цветаевой как художественное выражение "страшных лет России".

Новые культурные направления рубежа двух веков. Их роль в становлении модернизма как одной из главных художественно-эстетических систем ХХ века.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Студент должен

знать:

- периодизацию истории развития культуры в XX веке

- характеристики основных социокультурных эпох советской истории;

- основные артефакты культуры XX века

уметь:

- давать развернутую характеристику тоталитарной культуры;

- формулировать положительные и негативные социокультурные результаты советского периода отечественной истории

иметь представление о:

- о состоянии современного менталитета , его влиянии на развитие современной культуры России

Проблема оценки культуры советского периода в современных общественных дискуссиях. Советская культура и культура советского периода - соотношение понятий.

Основные социокультурные эпохи культуры советского периода. Их духовные доминанты.

Становление советской культуры (1917-1927). Ленинская концепция культурной революции и ее практическая реализация.

Социокультурная эпоха двадцатых годов. Продолжение традиций "серебряного века", плюрализм, расцвет художественной культуры инакомыслия - характерные черты эпохи. Идейно-эстетическая борьба литературно-художественных объединений.

Социокультурная эпоха тридцатых-сороковых годов. Культура в условиях формирования административно-командной системы (1928-1941). Новые политические и идеологические условия развития культуры. Характерные черты культуры тоталитаризма

Творчество О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Горького как выражение инакомыслия тридцатых годов.

Культура в годы Великой Отечественной войны.

“Оттпепель” в культурной жизни общества второй половины 50-х - 60-х гг. Начало демократизации руководства культурой. Оживление культурной жизни общества. Активизация международных связей советской культуры. Идейная и культурная жизнь общества.

Культура в годы застоя общественно-политической жизни (70-е - первая половина 80-х гг.)

Культура периода перестройки. Литература как художественная доминанта периода.

Отечественная культура постперестроечного периода. Смена модели общественного развития как фактор развития культуры.

Наши рекомендации