Формы и методы контроля образовательных достижений учащихся
Литературное чтение, 4 класс, 68 часов
Пояснительная записка
1. Курс разработан в русле авторской системы литературного образования младших школьников (авторы-разработчики Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова; программа издана: Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. 1--4 классы. Авторы-составители Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова. М.: Мнемозина, 2001.Гриф Министерства образования РФ)) и является органической частью всей образовательной системы (1—4 классы). Адаптация курса к очно-дистанционной форме обучения осуществлена Т.С. Троицкой (научный руководитель курса) и Г.В. Самыкиной (учитель курса).
Курс строится на материале русской и зарубежной детской литературы (рассказы и лирические миниатюры М. Пришвина; детская лирическая поэзия в вариантах поэтических переводов; басни разных народов; рассказы В. Драгунского, К. Паустовского, Ю. Коваля и др.). В центр внимания на учебных занятиях попадает проблема движения текста, развития его от авторского замысла (черновика, наброска) к воплощению.
Курс строится на коммуникативно-деятельностной основе, что предполагает активные формы творческой деятельности учащихся как на очных, так и на дистанционных занятиях (иллюстрирование, сочинительство, обсуждение творческих работ и читательских мнений одноклассников, подготовка книжек-самоделок, инсценирование и др.), помогает детям освоить различные формы общения и сотрудничества.
1. Курс предполагает межпредметные связи с уроками русского языка (поскольку материалом литературы и фольклора является язык), изобразительного искусства и музыки (так как литература является видом искусства и во многом подчиняется общим законам искусства). Из общеучебных навыков наиболее активно на данном этапе обучения формируются:
· способность проникать в авторский замысел любого произведения (в том числе нехудожественного типа – научного, промышленного и др.);
· умение выразить (в слове, рисунке, схеме) собственное наблюдение и сравнить его с наблюдениями одноклассников и учителя; объяснить свой способ выражения, сравнить его со способами выражения, к которым обратились одноклассники или учитель;
· умение описать и отрефлексировать учебные траектории разных участников учебного коллектива;
· способность проявить инициативу на учебном занятии (предложив свой поворот в обсуждении, привлекая знакомый текст из своего читательского опыта и др.), а также поддержать инициативу одноклассника;
· умение разводить форму и содержание высказывания или формулировки;
· представление об исторической изменчивости произведения искусства;
· навык соотнесения собственного или чужого высказывания с предметом обсуждения (в нашем случае с текстом).
Из профильных умений и навыков, формируемых на данном этапе, отметим:
· умение сравнивать разные варианты одного и того же произведения, интерпретировать происходящие в тексте изменения;
· навык работы с литературными произведениями, разрабатывающими общий мировой сюжет;
· опыт интерпретации авторского замысла;
· способность сравнить собственную интерпретацию с интерпретацией одноклассника или учителя, «оправдать» (объяснить) чужую точку зрения;
· умение сравнить разные переводы поэтического произведения, определить особенности того или иного перевода;
· умение сравнить произведения разных видов искусства, разрабатывающих общий сюжет;
· умение сравнить произведение кино- или театрального искусства с литературным произведением, лежащим в их основе, объяснить режиссерские решения;
· сформированность интереса и вкуса к чтению;
· наработка адекватного возрасту читательского опыта;
· сформированность индивидуального читательского репертуара;
· первоначальный опыт размышлений над авторским замыслом (по поводу отдельных элементов произведения).
Способы организации познавательного интереса и организация досуга учащихся связаны с проектной деятельностью (подготовка и представление в классе коллективных и индивидуальных книжек-самоделок, подготовка виртуальных выставок, мини-спектаклей), а организация досуга учащихся – с культурной средой, сопровождающей процесс обучения (книжные вставки, в том числе виртуальные; посещение театральных спектаклей, музеев; просмотр фильмов и мюзиклов, привлечение аудио-ресурсов и др.).
2.Цели и задачи
Цели и задачи данного курса соответствуют целям и задачам всей образовательной системы:
Ведущие цели данной образовательной системы:
— введение ребенка в мир художественной словесности;
— формирование полноценных читательских позиций школьников, соответствующих возрасту.
На этом этапе обучения происходит «запуск» индивидуальных читательских биографий, а также механизмов, обеспечивающих их дальнейшее развитие.
Достижение поставленных целей требует решения следующих образовательных задач:
— формирование навыка чтения;
— литературное образование школьников;
— формирование читательского кругозора и интереса к чтению;
— развитие читательских позиций школьников.
Предполагается формирование навыка чтения во всех актуальных для читательской деятельности аспектах: темп, правильность, осознанность, выразительность, умение ориентироваться в тексте, чтение вслух и про себя, чтение по ролям, чтение-исполнение.
Чтение регулярно опосредуется решением субъективно более значимых для начинающего школьника задач — иллюстрированием, выбором роли для чтения по ролям, выбором фрагмента для инсценирования и т. д. Поиски ответов на вопросы, сформулированные в соответствии с художественной природой произведений, требуют постоянного обращения к тексту и стимулируют навык беглого чтения-просматривания и ориентировки в тексте.
Навык выразительного чтения формируется в процессе чтения по ролям, инсценирования, в результате цитирования (выборочного чтения) произведений в ходе учебного диалога.
Литературное образование предполагает освоение элементов художественного языка (пропедевтически, без введения терминов); знакомство с жанрами фольклора и литературы, представленными в детском чтении; знакомство с творческими историями отдельных произведений детской литературы и с творческими биографиями детских писателей; введение ребенка в мир книжной культуры.
«Открытые» на том или ином материале элементы художественной формы остаются в поле зрения на всех последующих этапах обучения. Так происходит развитие и углубление первоначальных учебных знаний, обогащение учебного опыта.
Учебный материал осваивается в практической деятельности, в том числе в процессе создания творческих подражаний.
Каждый блок учебного материала завершается заданиями диагностического характера. Для их выполнения необходимо распознать освоенные элементы художественного языка, определить принадлежность произведений к тем или иным жанрам, узнать произведения знакомого автора.
Формирование читательского кругозора и интереса к чтению осуществляется как в рамках учебных занятий (специальные задания, направленные на «размыкание» учебника и обращение к книгам из домашней и других библиотек, организация книжных выставок), так и во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях и в процессе специально организованного домашнего чтения (списки литературы, рекомендованной для самостоятельного чтения и чтения с родителями, ведение читательских дневников, проведение читательских конференций, организация книжных выставок и др.).
3. Методы и формы обучения (виды учебных заданий)
Уроки литературного образования:
— сравнение чернового и чистового вариантов литературного произведения;
— анализ эволюции литературного героя (от замысла и черновых набросков — к окончательным редакциям);
— сравнительный анализ нескольких редакций литературного произведения;
— создание собственного наброска, черновика будущего рассказа (подражание дневниковым записям М. Пришвина) по личным впечатлениям и наблюдениям;
— сочинение собственного рассказа (подражание рассказам М. Пришвина) по наброску-черновику;
— обсуждение письменных творческих работ; доработка учебных произведений в процессе и по результатам обсуждения;
— сравнение нескольких произведений, созданных на общий сюжет;
— сравнение нескольких поэтических переводов детского иноязычного стихотворения;
— сравнение подстрочного и поэтического перевода детского иноязычного стихотворения;
— выполнение поэтического перевода небольшого иноязычного стихотворения (по подстрочнику);
— сравнение своего перевода стихотворения с переводами одноклассников и с переводами поэтов-профессионалов;
— знакомство с воспоминаниями писателей, связанных с процессом создания художественных произведений (по материалам учебника и рассказам учителя);
— сравнение произведений разных жанров, принадлежащих одному автору;
— выявление круга художественных задач, свойственных писателю;
— узнавание произведений знакомых авторов среди близких по жанру произведений разных писателей;
— работа с книгами из домашней, школьной и других библиотек;
— подготовка и представление в классе сообщения о своем любимом писателе;
— сравнение нескольких лирических произведений, созданных на одну тему; выявление индивидуальных художественных замыслов и способов их воплощения;
— выполнение письменных творческих работ аналитического и рефлексивного характера, а также работ по читательским впечатлениям.
Уроки формирования читательских позиций:
— анализ (интерпретация) отдельных глав, фрагментов и произведений в целом в опоре на предыдущий учебный опыт;
— сопоставление собственных читательских впечатлений с впечатлениями одноклассников, а также учителя, критиков-профессионалов и других авторитетных взрослых;
— критика неадекватных читательских реакций (через проверку текстом);
— прогнозирование развития сюжета по содержанию, названию книги и отдельных глав, предисловию, эпилогу;
— устное сочинение и обсуждение «ненаписанных глав» (в местах разрыва условной художественной реальности);
— критика и восстановление деформированных участков текста (по заданиям рабочих тетрадей);
— письменные творческие работы художественного, аналитического и рефлексивного характера; работы по читательским впечатлениям;
— иллюстрирование (в том числе метафорических образов); рисование карикатур;
— драматизация;
— создание замыслов спектаклей по фрагментам произведений;
— составление календаря (наблюдения над художественным временем);
— работа с картой (анализ художественного пространства);
— знакомство с биографическими материалами, а также с материалами воспоминаний, дневников, переписки;
— организация книжных выставок, посвященных одной книге («Три толстяка», «Недопесок»): разные издания, разные иллюстраторы, портреты и фотоматериалы, фрагменты воспоминаний и др.
Планируемые результаты обучения
Результаты обучения прописаны в пункте 2.2 – («общеучебные и профильные умения и навыки…»).
Необходимо подчеркнуть, что основной результат обучения связан не с суммой полученных знаний или даже навыков, но с приобретением опыта действования в пределах художественной реальности, представленной в данном учебном курсе без свойственного традиционной школе смешения с реальностью житейской. Крайне важен также опыт соотнесения собственного репертуара, собственных наблюдений и читательских реакций с репертуарами, наблюдениями и реакциями одноклассников, а также первые шаги в формировании рефлексивной позиции по отношению к собственной деятельности, собственной читательской индивидуальности. Эти базовые приобретения становятся фундаментом дальнейшего литературного развития и читательской культуры наших учеников.
Формы и методы контроля образовательных достижений учащихся
Специфика диагностики в рамках данной образовательной системы определяется рядом факторов.
А) Двойственный характер системы целеполагания: учебные задачи, которые должны быть решены на конкретном уроке или в течение ряда уроков, нередко по-разному формулируются для учащихся и учителя. В связи с этим диагностические процедуры приобретают косвенный характер и, как правило, не предъявляются детям как диагностические. Реальным продуктом учебной деятельности для школьников чаще всего становятся творческие работы (подражания, читательские размышления, работы аналитического характера), а также подготовленные по материалам творческих работ книжки-самоделки или театрализованные действа.
Заметим: косвенный характер имеет и диагностика различных аспектов навыка чтения (темп, осознанность, выразительность и др.). Это означает, что определение беглости чтения, а также уровня осознанности, грамотности и выразительности происходит в процессе решения детьми тех или иных содержательных задач — это может быть знакомство с новым произведением; представление в классе книги из индивидуального читательского репертуара; чтение с попутными наблюдениями по заданию учителя и др. Внимание детей, в соответствии с пониманием навыка чтения как технической составляющей читательских позиций, на диагностике техники чтения не фиксируется.
Б) Диагностические процедуры предполагают дальнейшую корректировку полученных результатов; именно поэтому диагностика проводится не на заключительных этапах тех или иных периодов обучения, а систематически встраивается в структуру учебной деятельности. Оптимальной для данной образовательной системы формой диагностики является составление базы данных для каждого ученика, в которую выборочно включаются письменные работы всех типов, сведения об индивидуальных читательских репертуарах, заполненные родителями анкеты, а также текущие наблюдения учителя. Периодический анализ подобной базы данных позволяет учителю держать в поле зрения весь спектр учебных проблем, которые предстоит решать каждому ученику, а также помогает учителю выбрать оптимальные для каждого ученика педагогические решения.
В) Методы обучения и диагностики не противопоставлены: диагностика осуществляется в процессе обучения. В целях диагностики чаще всего используются дидактические приемы «узнавание произведений» и «творческие подражания».
«Узнавание произведений» и «творческие подражания» помогают определить уровень литературного развития школьников: для успешного выполнения заданий, построенных в русле данных дидактических приемов, требуется умение определять жанры знакомых произведений, их авторов, пользоваться разнообразными художественными приемами, свойственными произведениям определенных жанров, а также умение встраиваться в художественную систему конкретного произведения, воспроизводить творческую манеру знакомых авторов.
О диагностике технической составляющая линии читательской деятельности — навыка чтения — см. выше (пункт А). Диагностика культурной составляющей уровня читательской деятельности (читательский кругозор, умение ориентироваться в мире книг) осуществляется с помощью читательских дневников, читательских конференций, конкурсов эрудитов и др. — выбор конкретных методических решений находится в компетенции учителя.
Подчеркнем: диагностика во всех перечисленных вариантах ориентирована не на воспроизведение готового знания, будь то определение актуальных терминов или историко-литературные сведения, а на способность школьников действовать в пределах освоенного учебного пространства.
Г) Наиболее удобными для диагностики оказываются дидактические приемы, которые могут быть реализованы в письменной форме.
Письменная форма заданий диагностического характера предпочтительна, поскольку позволяет учителю получить необходимую информацию о каждом ученике и обратиться к ней в любое удобное время (письменные работы удобны для включения в базу данных). Письменная форма естественна для творческих подражаний и читательских впечатлений. Что касается узнавания произведений, то этот дидактический прием реализуется в устной форме, что снижает его эффективность в целях диагностики.
В целях преодоления описанного неудобства используются тесты, центральное место в которых отводится узнаванию произведений.
Литература для учителей
1. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М.: Лайда, 1994.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь (любое издание).
3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.
4. Родари Дж. Грамматика фантазии (любое издание).
5. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход: Монография. М.: АПКиПРО, 2004.
6. Троицкая Т.С. Мозаичность и целостность романа Ю. Олеши «Три толстяка» (статья) / Дискурсивность и художественность: К 60-летию Валерия Игоревича Тюпы: Сборник научных трудов. М.: Изд-во Ипполитова, 2005. С. 276—287.
7. Стихи со всего света (зарубежная детская поэзия в вариантах поэтических переводов). Хрестоматия для студентов педагогичсеких вузов и колледжей. Книга для учителя / Авторы-составители Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2005.
8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
9.Чуковская Л.К. Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском (любое издание).