Братья и сестры усваивают отношение родителей
Ребенок, которому теперь 7 лет, родился с мозговым параличом. Его
умственные способности совершенно не пострадали, но его речь было трудно
понять, его лицо и другие части тела постоянно странно дергались, и эти
движения он почти не в состоянии был контролировать.
Мать относилась к недостатку ребенка разумно. Она обращалась с ним так
же, как и с его младшим братом, за исключением того, что водила его
несколько раз в неделю в специальную больницу на различные процедуры:
массаж, упражнения, тренировку речи и движений тела. Младший брат и
соседские дети очень любили этого мальчика за добрый нрав и энтузиазм. Он
участвовал во всех их играх, и хотя часто не справлялся, они делали ему
скидку. Он ходит в обычную школу, по соседству. Разумеется, он отстает в
некоторых вещах, но, поскольку в школе обучение проводится по гибкой
программе, все дети имеют возможность, по мере своих способностей,
участвовать в планировании и осуществлении различных мероприятий. Хорошие
предложения и дух сотрудничества делают ребенка популярным среди
одноклассников.
Отец мальчика, более беспокойный по натуре человек, считает, что
мальчик был бы счастливее, если бы его поместили в какую-нибудь специальную
школу-интернат, где воспитываются другие дети с похожими физическими
недостатками. Он также опасается, что, когда младший сын вырастет, он будет
стесняться необычного поведения и вида своего брата.
Если родители всем сердцем принимают своего ребенка, страдающего
физическим недостатком, и не замечают этого недостатка, то и братья, и
сестры будут относиться к нему точно так же. Но, если родители стесняются
физического недостатка ребенка и стараются укрыть его от людских глаз,
братья и сестры будут думать о нем так же.
Чувства родителей проходят несколько стадий.
Когда родители впервые обнаруживают, что у их ребенка серьезный
физический недостаток, они испытывают болезненный шок и отчаяние: "Почему
это должно было случиться именно в нашей семье?" Затем приходит чувство
вины: "В чем я провинилась?" Врач объясняет, что этого нельзя было
предотвратить, но родители далеко не сразу внутренне приходят к такому
убеждению. Очень осложняют положение различные родственники и знакомые,
которые приходят с рассказами, что где-то в других странах существуют
специалисты по этому заболеванию и новые методы лечения, и настаивают, чтобы
родители обратились к каждому из этих специалистов. Они возмущаются, если
родители не следуют их советам. У них самые лучшие намерения, но они только
усугубляют беспокойство родителей.
Далее обычно родители сосредоточивают свое внимание на физическом
недостатке и его излечении до такой степени, что частично забывают о самом
ребенке. Они не замечают его хороших качеств, которые нисколько не
пострадали от физического недостатка. Затем эти качества постепенно
выдвигаются на первый план, и родители начинают считать ребенка таким же,
как все, милым человеческим существом, которому просто не повезло. И их не
могут не раздражать те родственники и друзья, которые все еще не могут
говорить ни о чем другом, кроме как о физическом недостатке ребенка.
Родители легче переживут эти болезненные стадии, если будут знать, что
сотни тысяч других хороших родителей испытывали те же чувства.
Большинству родителей нужна помощь.
Забота о ребенке с физическим недостатком обычно требует дополнительной
работы и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима
настоящая мудрость. Но переживания и недостаток опыта вам очень мешают.
Отсюда следует, что вы, родители ребенка с физическим недостатком,
нуждаетесь в совете и помощи и, безусловно, можете на это рассчитывать. Я
имею в виду не только совет врача. Вам необходимо обсудить с кем-то, как
следует обращаться с ребенком, разрешить проблемы, возникающие для других
членов семьи, все "за" и "против" определения ребенка в местную или
какую-либо другую школу, ваши переживания и отчаяние. Чтобы выяснить все эти
вопросы, обычно требуется ряд долгих бесед. Ваш советчик должен быть опытным
человеком и должен уметь вас успокоить.
Обычно в штате учреждений для глухих, слепых или умственно
неполноценных есть люди, к которым вы можете обратиться с вашими проблемами.
Где жить, какую школу выбрать, где проходить специальное обучение.
Предположим, что физический недостаток ребенка не мешает ему посещать
обычную районную школу и заниматься в обычном классе. Например, небольшие
повреждения рук и ног, излеченное сердечное заболевание, которое не слишком
ограничивает активность ребенка, такие особенности во внешности, как родимые
пятна. В этом случае ребенка лучше отправить в обычную районную школу.
Поскольку ему всю жизнь придется прожить среди обычных людей, то для него же
лучше, если с самого начала он будет считать себя обычным человеком почти во
всех отношениях.