Основные идеи эстетики немецких просветителей
Эстетика немецкого Просвещения – начальный этап в развитии немецкой классической эстетики, которая представляет собой исключительно сложное и противоречивое явление. Ее развитие начинается с середины XVIII в. и заканчивается в 40-х годах XIX в. во время кризиса немецкой классической философии. В немецкой эстетике выступают материалисты (Бюхнер,Фейербах), иррационалисты (Шопенгауэр), революционные демократы (Георг Форстер), консерваторы (поздний Шеллинг). Осмысляют эстетич. Проблемы не только в сфере общественных проблем Германии, но и в мировых масштабах --- создали особый жанр исторической науки – «философию истории». Экономическое и политическое состояние Германии в упадке, одна надежда – отечественная литература. Всемирно – историческое величие в постановке вопросов и буржуазно-идеалистическая ограниченность в их решении – характерно.
Принято считать, что основателем немецкой эстетики является Александр Баумгартен (1714–1762). Гносеология (Гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности) Баумгартена содержит два раздела: эстетику и логику. Эстетика содержит в себе теорию “низшего”, чувственного познания, логика – высшего, интеллектуального. Для обозначения низшего знания он избирает термин “эстетика” (aisthetikos), что одновременно трактуется автором как чувство, ощущение и познание. Если логика является наукой о законах интеллектуального познания, то эстетика – наука о законах чувственного познания. Соответственно существуют два вида суждений: логические и чувственные, “сенситивные”. Логические формируются из отчетливых представлений, а чувственные – из смутных. Логические суждения Баумгартен называет суждениями разума, чувственные – вкуса. И если объектом логических суждений является истина, то объект эстетических – прекрасное (совершенство, познаваемое через чувства
Эстетику Баумгартен делит на “теоретическую” и “практическую”: теорию прекрасного и теорию искусства. В рамках теоретической эстетики философ определяет объективную основу прекрасного – это совершенство как объективное свойство мира в целом и каждой его части. Совершенство постигается как в чистом познании (разум) и не ясных представлениях (чувственное восприятие), так и в способности желания (воля). Благодаря наличию этих трех способностей у познающего субъекта совершенство раскрывается в трех аспектах: истине, красоте и добре. Одна и та же сущность, следовательно, постигается в различных формах. Примерно так, как поющая птица: для слуха она звук, а для зрения – форма и цвет. Пытаясь конкретизировать понятие об объективных основах прекрасного, Баумгартен указывает на гармонию частей целого. Как продукт совершенной деятельности Божества, наш мир является прообразом для всего, что может оцениваться как прекрасное. Поэтому высшей задачей художника можно считать подражание природе. И чем больше удаляется он от природы, тем его произведения становятся менее правдивыми и одновременно более уродливыми. В практической эстетике Баумгартена много места отводится всякого рода техническим советам, которые он дает поэтам.
Огромный вклад в формирование немецкой эстетики внес Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) – немецкий просветитель, историк и теоретик искусства.
В своем эстетическом трактате “Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре” он предлагает современникам единственный путь к величию и оригинальности – следовать древним мастерам. Он утверждает, что именно этим путем шли Микеланджело, Рафаэль, Пуссен. Знаток и истинный подражатель может найти в древнегреческих произведениях искусства не только прекрасную натуру, но и нечто большее – идеальную красоту, которая складывается из образов, созданных разумом.Сущность искусства Винкельман усматривал в подражании природе. Но подражание прекрасному в природе может быть или направлено на какой-либо единичный предмет, или собирает воедино наблюдения над целым их рядом. Если это подражание единичному объекту, получается портрет, похожая копия объекта. Если подражание охватывает ряд предметов, мы можем получить идеальное изображение. Первый путь приводит к голландской живописи, второй – к обобщающей красоте древнегреческого искусства. Естественно, именно второй путь Винкельман называет наиболее плодотворным. Здесь художник выступает не в роли копииста, а становится настоящим творцом, поскольку, прежде чем создавать изображение, он составляет общее понятие о красоте и руководствуется затем ее прообразом. Следуя этому пути, художнику придется, по словам Винкельмана, “пропитать” кисть разумом.
В соответствии с этим пониманием красоты он решает отдельные, частные вопросы эстетики. Отдает предпочтение пластическим искусствам, поскольку они по своей специфике решают, скорее, художественные задачи красоты, чем выражения. На первый план он ставит контур, рисунок, объявляя краски, колорит второстепенными. Вообще пластичность и художественность автором идентифицируются.
Эстетические позиции Винкельмана характеризуются внутренней противоречивостью. С одной стороны, он выражает яростный протест, стремление уничтожить условия, разрушающие личность и препятствующие развитию искусства. С другой – эти позиции отличаются созерцательностью, пассивностью. Человек должен быть не борцом, а стоиком, мужественно преодолевающим все страдания. Идеальный человек, герой, по Винкельману, только внутренне превозмогает насилие и достигает полной свободы лишь в духе. Этот образ утопичен и абстрактен.
Теоретические изыскания Винкельмана вызвали оживленную дискуссию во второй половине XVIII в. Одним из его первых критиков был Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) – немецкий мыслитель-просветитель, писатель, драматург, теоретик искусства и эстетик. Фактически Лессинг стал основоположником немецкой эстетики, литературной критики и теории литературы. Он был первым немецким писателем и теоретиком искусства, требовавшим от искусства народности.
Разработке принципов реализма посвящено его теоретическое исследование “Лаокоон, или о границах живописи и поэзии”, ставшее целой эпохой в развитии немецкой классической эстетики. Чистоакадемическая полемика по вопросу о границах между живописью и поэзией приводит Лессинга не только к проблемам формирования искусства эпохи Просвещения, но и к выяснению закономерностей исторического развития Германии.
Прежде всего он выражает свое несогласие с концепцией красоты Винкельмана, который считал спокойствие свойством красоты и утверждал, что свободу можно обрести путем возвышения над чувственным миром, путем полного отрешения от всех страстей и чувственных стремлений. Лессинг противопоставляет его теории свою трактовку сущности Лаокоона: видит в нем выражение стоической невозмутимости и атараксии (душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом). Торжество духа над телесными страданиями – вот что усматривал он в греческом герое. Лессинг выступает против стоической концепции морали, считая ее рабской. Греки же, по его мнению, были чувствительны и не стыдились человеческих слабостей, страхов, что, впрочем, не мешало им быть людьми чести и исполнять свой долг.
Лессинг утверждал, что искусство в его время чрезвычайно расширило свои границы. Оно подражает теперь всей видимой природе, в которой красота составляет лишь малую часть. Истина и выразительность являются главным законом искусства, а природа его часто приносит красоту в жертву высшим целям.Поскольку искусство должно воспроизводить гармонию личных и общественных интересов, оно не может ограничиться только показом облагороженной, статичной, абстрактно-обобщенной натуры, т. е. лишь героического в человеке. Задача искусства и в том, чтобы выявлять человеческое в герое, изображать индивидуально-неповторимое и даже дисгармоническое.
Определяя границы между поэзией и живописью, Лессинг, прежде всего, стремится теоретически опровергнуть философско-эстетические основы художественного метода классицизма с его ориентацией на абстрактно-логический способ обобщения. Это, полагает теоретик, область живописи и всех пластических искусств. Но нельзя законы пластических искусств распространять и на поэзию. Таким образом, он защищает право на существование особого предмета поэзии.
Сущность пластических искусств, по мнению Лессинга, заключается в том, что они ограничиваются изображением законченного и завершенного действия. Художник берет из вечно изменяющейсядействительности только один миг. При этом он должен избрать именно тот момент, который не выражает ничего такого, что мыслится как преходящее. Все зафиксированные “преходящие моменты” приобретают благодаря продолжению их бытия в искусстве такой противоестественный вид, что с каждым новым взглядом впечатление от них ослабевает и, наконец, весь предмет начинает внушать нам отвращение и страх.
Лессинг видит красоту не в созерцательном покое, а в борьбе, в деятельности и страстном возмущении против несправедливости и зла. Пластические искусства не в состоянии это выразить. Чувственно воспринимаемая действительность посредством пластики представляется неким косным началом, лишенным движения и жизненности, свободным от внутренних противоречий и борьбы. Поэзия же сосредоточивается не на телесном мире, а на духовном, где царят движение, борьба, страсть, жизнь.
Таким образом, Лессинг полагает, что всякое искусство способно изобразить правду, однако объем и способ ее воспроизведения в разных видах искусства различен. Он считает, что истина и правда не в истории, не в индивидуализации, а в типичной, “родовой” основе характеров и ситуаций. Следовательно, реализм базируется не на буквальной верности фактам, а на типовой логике характеров. В этом ярко проявляется специфика реализма эпохи Просвещения. Лессинг попытался преодолеть его метафизичность, но теоретики того периода не оценили его попытки. Мыслитель поставил вопрос о том, как может быть характер одновременно и типическим, и индивидуальным. По сути, речь идет о диалектике единичного, особенного и общего в художественном образе. Лессинг догадывается о диалектическом характере данного противоречия и хочет преодолеть традиционную метафизичность мышления эпохи Просвещения. Однако его единомышленники проблемы тут не видят. Поэтому он, поставив вопрос, не идет до конца в его решении, а предпринимает поиски некоего равновесия между идеалом и действительностью, между обобщением и эмпирическим многообразием, между индивидуальным и типичным.
Немецкое Просвещение стало важным этапом в развитии мировой эстетической мысли. В этот период были выдвинуты новые методологические принципы анализа художественных произведений, принципы историзма и диалектики, разработаны основные эстетические категории. Немецкие просветители оказали решающее влияние на последующее развитие эстетики в Германии, в частности, на Гете, Шеллинга, Гегеля