Общие сведения о камнерезных изделиях
Камнерезные художественные изделия — изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках — консолях или в застекленных витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.
Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия из твердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы) твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5—4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5—2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.
Изготовление камнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии. Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм — резных выпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII — XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцов и особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В наши дни камень обрабатывается механическим путем на государственных камнеобрабатывающих заводах.
Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.
Небольшие изделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно укрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща.
Введение 4-й вариант
Камнерезное дело Тывы
Тыва – край потомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времен зародилось это искусство - тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природе наивысшим проявлением красоты и гармонии бытия.
В тувинской скульптуре малых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым ровным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня.
2.1 О волшебном камне "агальматолит"
Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют "Чонар даш" - камень, который можно резать.
Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения.
Не случайно его название происходит от греческих слов agalma — "изваяние", "статуя" и lithos — "камень". Впервые термин "агальматолит" был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году.
Агальматолиты бывают белыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной" поверхности агальматолит называют "восковым камнем" или "жировиком".
Помимо Юго-Восточной Азии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии и Тувы.
Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Фигурки, вырезанные из агальматолита, во время жертвоприношений нередко заменяли самих жертвенных животных. В России до революции на сибирских ярмарках продавались декоративные миниатюрные пагоды из этого камня, который поэтому называли пагодитом. Благодаря тому, что его легко обрабатывать, его используется с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет. В Китае уже в глубокой древности из агальматолита вырезали предметы обихода, мелкие художественные изделия и декоративные предметы. И он ценился очень высоко, особенно если его искусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый). В Киевской Руси в X-XIII вв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Его называли "образным" (он шел в производство объемных икон) и "мыльным" камнем. На Востоке -"пагодитом" (из него вырезали фигурки фантастических и других животных, архитектурных памятников и пагод). Интересная особенность: после обжига камень становится более твердым.
Чтобы умилостивить богов, считалось необходимым принести им в жертву крупное животное, но его можно было заменить и удачно выполненной имитацией из камня. Агальматолит может применяться как поделочный, декоративный и облицовочный камень. Как поделочный камень агальматолит используется у нас в стране народными умельцами Бурятии, Тувы, а также в Корее и Японии.
Агальматолит образуется в результате низкотемпературных гидротермальных процессов (вне зависимости от состава различных образцов камня).