Практическая часть курса методики вокального ансамбля

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Методические рекомендации

Овчинникова Л.К.

Москва, 2015

Методика преподавания вокального ансамбля. Методические рекомендации. Автор – профессор кафедры академического пения Овчинникова Л.К.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

Особенности работы в ансамбле………………………………………...4

Методические трудности работы с ансамблем…………………………6

Практическая часть курса методики вокального ансамбля……………8

Примеры вокальных ансамблей…………………………………………9

Примеры разбора вокальных ансамблей…………………………… 12

Введение

Вокальный ансамбль – это один из важнейших специальных курсов в средних и высших специальных музыкальных заведениях. Он вносит существенный вклад в формирование современного певца. Огромный ансамблевый репертуар - камерный, оперный, кантатно-ораториальный, песенный – представляет большую художественную и педагогическую ценность, педагогический потенциал развития вокалиста.

Знание ансамблевой литературы повышает эрудицию, формирует вкус будущего артиста-профессионала. а также расширяет музыкальный кругозор и музыкально-художественные представления. Кроме того, это впоследствии значительно обогащает его исполнительный репертуар и, как финал, педагогический репертуар и практические возможности.

Особенности работы в ансамбле

Работа над ансамблем способствует формированию у студентов необходимых навыков ансамблевого исполнения. Что мы видим под названием «ансамблевое исполнение».

1) Слух

2) Чувство ритма

3) Внимание

4) Интонирование

5) Фразировка

6) Вокализация

7) Динамика

8) Слово (т.е. текст)

9) Дыхание

Да, это все есть и в сольном исполнении, но здесь мы воспитываем чувство «самоконтроля и взаимоконтроля». Самоконтроль – это отношение к своей партии как к самостоятельной художественно-завершенной миссии и образу. Взаимоконтроль подразумевает, что партия и ее исполнение является частью коллективно создаваемого музыкального образа, а значит, он должен быть целостен и не распадаться на мелкие части. Для этого вырабатывается точность реакции, достигается максимальная свобода владения материалом, и определенно корректные отношения между исполнителями. Так например, если тема переходит в другой голос, то исполнителям других голосов необходимо создать удобную звуковую палитру (динамику), при которой новый голос (подголосок) будет ярче очерчен (а не перекрывать его). Тогда целостность образа будет соблюдена.

Часто успех эффективного взаимодействия исполнителей, и как следствие, создание целостного художественного произведения кроется в атмосфере занятий. Взаимные доброжелательность, но и требования к партнеру обязательны! Доброжелательная, творческая атмосфера должна рождать общность художественных задач. В идеале, это должно быть единство технических приемов! Высокая организованность, доброжелательность, профессиональная требовательность – это залог отличных результатов и достижений в самостоятельной артистической, а в дальнейшем и педагогической деятельности вокалистов.

Методические трудности работы с ансамблем

Как будущие преподаватели вы должны быть готовы к неизбежным трудностям: непредсказуемый и каждый раз новый состав голосов; различный уровень подготовки студентов; ограниченность вокальных данных певцов; зачастую, различие вокальных школ, «болезненная» перестройка, особенно в начальной стадии; притирки по голосам, темпераментам, дисциплине. Задачи преподавателя – решить, кого с кем объединять, выработать репертуарную политику. Надо быть хорошим психологом, уметь преодолевать перечисленные трудности, хорошо знать репертуар, уметь точно подбирать и чередовать различные формы работы. Постепенно усложняя технические и художественные задачи, мы получим хороший прогресс результатов. Лучше давать последовательно усложнение материала. Разделим виды ансамблей по этапам сложности:

1) дуэт для однородных голосов с сопровождением;

2) дуэт или три для разнородных голосов;

3) дуэт в форме канона;

4) ансамбль a capella;

5) ансамбль с самостоятельными, независимо разработанными линиями голосов;

6) полифонический ансамбль;

7) ансамбль, содержащий следующие трудности:

- интонационные,

- гармонические,

- метроритмические;

8) виртуозный ансамбль с большим количеством участников (секстеты, оттеты, нонеты);

9) оперный ансамбль как высшая сложность.

Рекомендуется выбирать только те ансамбли, где задачи ансамблевого пения главенствуют над диалогом.

Исполнение камерного, концертного и оперного репертуара дает возможность расширения музыкального языка. Однако в процессе занятий нужно повышать навыки чтения с листа и пассивное ознакомление с репертуаром (записи, концерты) с обязательным обсуждением с педагогом.

Практическая часть курса методики вокального ансамбля

Практическая часть курса представляет собой разбор урока по вокальному ансамблю. Она направлена на освоение будущими артистами и педагогами основ методики работы с вокальным ансамблем. Практическая работа состоит из следующих этапов:

1) Студент, играющий роль педагога, (далее «Студент А») выбирает в пару другого студента/студентов, играющего роль ученика, (далее «студент Б») для практической работы.

2) Студент А выбирает музыкальный материал - произведение для вокального ансамбля (будет интереснее, если студент А выберет незнакомый студенту Б материал).

3) Студент А знакомится с композитором произведения, изучает его эпоху, школу (у кого он учился), известные произведения, преобладающие жанры, особенности изобразительных приемов.

4) Студент А знакомится с творчеством автора слов, стилистическими особенностями его стихотворений.

5) Ознакомившись с произведением, студент А в письменном виде рассказывает о произведении, его задумке, характере, подводя студента Б к пониманию того, как исполнять это произведение. При необходимости производится гармонический разбор произведения.

6) Далее письменно и в нотном тексте студент А делает соответствующие пометки и инструкции. Например, как должны взаимодействовать голоса (какой выходит на первый план, какой прибирается; повторяют они друг друга эхом или «наступают» друг на друга), какова динамика при одновременном голосоведении, каковы «характеры» голосов и т.д.

7) Студент А репетирует о студентом Б, отрабатывая задуманное на практике.

8) На показательном занятии студент А представляет свой разбор произведения и исполняет произведение со студентом Б.

Наши рекомендации