Действие Эмоции в семье

Человека называют "общественным животным". Это биологический способ выражения того, что лучше всего чело­век развивается не изолированно, а в контакте со своими собратьями. Его определенно интеллектуальные черты тре­буют для своей эволюции социальной среды, а его самые острые удовольствия - а отсюда неминуемо и его самые острые боли - рождаются во взаимоотношениях с другими представителями его вида. Только они могут вызвать у него реакцию, от которой зависит его дальнейший рост. Вся эво­люция, все проявление скрытых способностей являются ответом на раздражители извне, и когда достигается стадия человека, наиболее острые и действенные раздражители могут исходить лишь от контакта с людьми.

Первые социальные узы обусловлены сексуальным вле­чением, а дети, рожденные у мужчины и женщины, образуют вместе с ними первую социальную единицу, семью. Длитель­ная беспомощность и зависимость человеческого младенца дает время, необходимое для того, чтобы физическая страсть родителей созрела до эмоции материнской и отцов­ской любви и таким образом придала семье стабильность, в то время, как сама семья представляет собой поле, на кото­ром неизменно действуют эмоции. В ней впервые уста­навливаются определенные и постоянные взаимоотношения между людьми и от гармоничности этих взаимоотношении, от тех благ, которые они приносят каждому члену семьи, зависит счастье каждого.

Мы можем с пользой для себя изучить роль Эмоции в семье, так как в ней мы имеем сравнительно простую социальную единицу, которая позволяет нам представить миниатюрную картину общества в целом. Здесь мы можем наблюдать зарождение и эволюцию пороков и добродете­лей, видеть значение и цель морали.

Мы уже видели, как сексуальная страсть под давлением обстоятельств развивается в эмоцию любви, как эта любовь проявляется в нежности и сострадании, когда жена из равной партнерши становится беспомощной и зависимой в состо­янии временной физической неполноценности, обусловлен­ной, например беременностью. Точно также, когда в подобном состоянии временной физической неполноцен­ности, вызванном, например, болезнью или несчастным слу­чаем, окажется муж, со стороны жены его будут окружать нежность и сочувствие. Но такие проявления любви со сторо­ны более сильного не могут не вызвать ответных проявлений любви со стороны более слабого; эти проявления в состо­янии слабости будут характеризоваться доверием, надеж­дой, благодарностью и в равной мере являются эмоциями любви, имеющей отпечаток слабости и зависимости. В отно­шениях родителей к детям и детей к родителям, где физичес­кое превосходство и неразвитость в физическом плане выражены намного сильнее и сохраняются в течение длительного периода времени, эти эмоции любви проявля­ются постоянно с обоих сторон. Родители будут постоянно проявлять по отношению к детям нежность, жалость, защиту, а постоянным ответом детей будет доверие, уверенность, благодарность. Разнообразие выражения эмоции любви будет обуславливаться разнообразием обстоятельств и включать в себя великодушие, поощрение, терпимость и т. д. со стороны родителей: послушание, почтительность, покор­ность и т. д. со стороны детей. Рассмотрев эти два класса эмоций любви, мы видим, что общей характеристикой перво­го класса является благожелательность, а второго ­почтительность: в первом случае любовь обращена вниз, на более слабых и менее приспособленных, во втором - любовь обращена вверх, к более сильным и превосходящим. Таким образом, мы можем обобщить и сказать: Любовь, обращен­ная вниз, является Благожелательностью: Любовь, обращен­ная вверх, является Почтением: эти представленные характеристики Любви превосходящих к нижестоящим и нижестоящих к превосходящим являются универсальными.

Нормальные взаимоотношения между мужем и женой, между братьями и сестрами предоставляют нам поле изучения проявлений любви между равными. Мы видим лю­бовь, проявляющуюся как взаимная нежность и доверие, как внимание, уважение и желание доставить удовольствие, как интуитивное понимание желаний другого и стремление их исполнить, как великодушие и снисходительность. Здесь мы встречаем элементы эмоций любви превосходящего к нижес­тоящему, но во всех них выражена взаимность. Поэтому мы можем сказать, что общей характеристикой любви между равными является Желание Взаимной Помощи.

Таким образом, мы имеем Благожелательность, Желание Взаимной Помощи и Почтение в качестве трех основных подразделений Эмоции любви, к которым могут быть отнесе­ны все остальные любовные эмоции. Ибо все человеческие взаимоотношения можно обобщенно разделить на три клас­са: отношения превосходящих к нижестоящим: равных с рав­ными и нижестоящих к превосходящим.

Подобное изучение Эмоции Ненависти в семье даст нам подобные результаты. Там, где между мужем и женой существует ненависть, временно превосходящий партнер будет проявлять грубость, жестокость и притеснение по отношению ко временно уступающему ему, который будет отвечать проявлениями ненависти, характерными для слабости, такими как: мстительность, страх и предательство. Это будет в большей степени выражено во взаимоотношениях между роди­телями и детьми, если в их отношениях будут преобладать Эмоция Ненависти, так как неравенство здесь еще большее, а тирания порождает целый ряд дурных эмоций: обман, раболепие, трусость, пока ребенок беспомощен; непослу­шание, бунт и мщение, когда он становится старше. Здесь, снова отыскивая общие характеристики, мы находим, что Ненависть, обращенная вниз, является Презрением: а обращенная вверх - Страхом.

Подобным образом Ненависть между равными будет про­являться в гневе, воинственности, неуважении, ожесточен­ности, агрессивности, зависти, пренебрежении и т. д. Все эти эмоции отталкивают людей друг от друга, в том случае, когда они как соперники обращены лицом к лицу, а не стоят рука об руку. Таким образом, общей характеристикой Ненависти среди равных будет взаимное Оскорбление. А тремя основ­ными характеристиками Эмоции Ненависти будут: През­рение, Желание Взаимного Оскорбления и Страх.

Любовь во всех своих проявлениях характеризуется симпатией, самопожертвованием, желанием давать, это ее основные черты, независимо от того проявляется она как Благожелательность, Желание Взаимной помощи или Поч­тение. Ибо все они служат притяжению, вызывают единение и являются самой сущностью Любви. Поэтому Любовь Духов­на, так как симпатия - это чувство к другому как к самому себе; самопожертвование - это признание требований друго­го, как своих собственных; отдача - это условие духовной жизни. Следовательно, мы видим, что Любовь относится к Душе, к одухотворенной стороне вселенной.

Ненависть, с другой стороны, во всех своих проявлениях характеризуется антипатией, самовозвеличиванием, жела­нием брать; это ее основные черты, независимо от того, проявляется она как Презрение, Желание Взаимного Оскор­бления или Страх. Все они прямо служат Отвращению, отталкиванию друг от друга. Поэтому Ненависть Мате­риальна, подчеркивает множественность и различие, является по своему существу обособленностью и относится к той стороне вселенной, которая характеризуется формой.

Таким образом, мы рассмотрели действие Эмоции в семье, потому что семья является обществом в миниатюре. Общество представляет собой всего лишь объединение мно­жества семейных единиц, но отсутствие кровного родства между этими единицами, отсутствие общепризнанных взаимных интересов и целей делает необходимым на­хождение какой-либо связи, которая заняла бы место естес­твенных уз семьи. Внешне семейные единицы кажутся выступающими в обществе, скорее, как соперники, чем братья и сестры: поэтому более вероятным является возникновение Эмоции Ненависти, а не Эмоции Любви, и необходимо найти какой-то путь поддержания гармонии; это делается путем превращения эмоций любви в добродетели.

Наши рекомендации