Кафедра академического пения
Зав. кафедрой – С.М. Зверев
заслуженный деятель искусств РФ, профессор
Направление подготовки: 073400 «Вокальное искусство»
Профиль – «Академическое пение»
Квалификация – бакалавр
Кафедра «Академического пения» МГУКИ осуществляет подготовку специали-
стов в области профессионального вокального искусства по лицензированной специ-
альности – «Академическое пение» (оперное и камерное).
Основу профессиональной подготовки будущих оперных и камерных певцов со-
ставляют циклы специальных дисциплин: камерное пение, сольное пение, вокальный
ансамбль, предметы пластического воспитания певца, актѐрское мастерство.
Для получения квалификации «Преподаватель» студенты вокального факультета
осваивают следующие педагогические методики: основы вокальной методики, мето-
дика работы с вокальным ансамблем, музыкальная педагогика, кроме того, в течение
двух последних лет обучения студенты проходят педагогическую практику на базах
музыкальных училищ. Студенты также проходят исполнительскую и педагогическую
практики.
Высокий уровень преподавания обеспечивается сильным составом преподавате-
лей: на кафедре работают 15 высокопрофессиональных специалистов, имеющих по-116
четные звания (народный, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств
РФ, заслуженный работник культуры).
Свое развитие кафедра начала с 1998 г., когда была получена лицензия на право
образовательной деятельности в области вокального искусства. В период с 1991 по
1997 гг. была образована сначала секция (на базе кафедры академического хора), за-
тем кафедра сольного и ансамблевого пения. В 2007 году вокальные кафедры вошли в
состав Института музыки МГУКИ, и была образована кафедра академического пения.
В настоящее время на кафедре работает 27 преподавателей, из них 11 профессо-
ров, 9 доцентов, 4 преподавателя, 3 старших преподавателя; 3 народных артиста, 1 за-
служенный деятель искусств, 5 заслуженных артистов, 10 лауреатов международных
конкурсов, 1 кандидат наук (профессор Л.К. Овчинникова).
В составе кафедры высококвалифицированные специалисты, продолжатели традиций
отечественной вокальной школы, солисты оперных театров Москвы (Государственного
академического Большого театра, Музыкального театра им. К.С. Станиславского), извест-
ные концертно-камерные, филармонические исполнители: народная артистка РФ, проф.
Л.А. Черных; народный артист РФ, профессор Л.О. Зимненко; солист Московской фи-
лармонии, заслуженный деятель искусств РФ, профессор С.М. Зверев; заслуженная ар-
тистка РФ, профессор В.М. Солнцева; заслуженная артистка РФ, солистка Москонцерта
Н.М. Высокинская; солист Воронежского оперного театра, заслуженный артист РФ, про-
фессор М.М. Кузнецов; заслуженный артист РФ, профессор М.А. Курбанов; солист ГАБ-
Та, доцент П.А. Кудрявченко. Преподаватели и студенты кафедры выступают на различ-
ных концертных площадках в России и за рубежом. За период существования кафедры
проведено более 1000 концертов по всей России и подготовлено 246 специалистов.
Наши выпускники работают в качестве солистов в оперных театрах, концертными
исполнителями, солистами ансамблей, преподавателями музыкальных училищ и вузов.
С 2001 года выпускники-вокалисты получают следующие квалификации: Опер-
ный певец. Концертно-камерный певец. Преподаватель; Концертно-камерный певец.
Преподаватель.
Приѐмные требования
На кафедру академического пения принимаются лица, имеющие среднее музы-
кальное профессиональное образование.
Поступающие на вокальную кафедру должны обладать профессиональными во-
кальными и сценическими данными, обязательным условием является предоставле-
ние медицинской справки от фониатра.
Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу или имеющие недостаточную подготов-
ку, могут поступить на двухгодичное отделение в Институт профессионального до-
полнительного образования (ИДПО) МГУКИ для подготовки к поступлению на 1-й
курс вокальной кафедры. Занятия по спецкурсам ведут преподаватели вокальной ка-
федры.
Профильные испытания на направление подготовки Вокальное искусство («Ака-
демическое пение») включают:
экзамен по специальности (вокалу) – проводится в три тура
экзамен по музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и теория му-
зыки письменно и устно).
Экзамен по специальности включает 6 произведений различных жанров, в том
числе исполнение развернутой оперной арии:
старинную арию XVI–XVIII вв. (А. Скарлатти, Г.Ф. Гендель, И. Бах и др.)117
развѐрнутую арию из оперы русского композитора (М. Глинка, А. Бородин,
М. Мусоргский, П. Чайковский и др.);
развѐрнутую арию из оперы зарубежного композитора (Дж. Верди, Дж. Россини,
Ж. Бизе, Дж. Пуччини и др.);
романс (песню) русского или современного композитора ХХ века
(П. Чайковский, С. Рахманинов, Р. Глиэр, Г. Свиридов, Д. Шостакович и др.);
романс (песню) зарубежного композитора XIX–XX в.в. (Ф. Шуберт, Ф. Лист,
И. Брамс, Дж. Гершвин, Ф. Пуленк и др.);
русскую народную песню.
Экзамен по музыкально теоретическим дисциплинам
Сольфеджио (письменно и устно):
1.Написать одноголосный диктант в форме периода с включением элементов гар-
монического минора или мажора. Время записи диктанта – 20–25 минут; количество
проигрываний – 10–12.
Пример диктанта:
2.Петь и определять на слух:
a) диатонические лады, гаммы трѐх видов мажора и минора, ступени ладов;
b) интервалы – тритоны и характерные интервалы для гармонического минора и
мажора; диатонические интервалы в пределах октавы (отдельно взятые и цепочки (2–
4) в тональности и вне тональности;
c) аккорды (в элементарном расположении), мажорные и минорные трезвучия и
их обращения, малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой,
септаккорды и их обращения, уменьшенный септаккорд;
d) аккордовые последовательности (в элементарном расположении 5–7 аккордов)
в пределах диатоники;
e) прочитать с листа одноголосный пример.
Литература для подготовки; Островский А., Соловьев А., Шокин А. Одноголосное
сольфеджио (№№ 50–100). – М.: Музыка, 2005.
Теория музыки (письменно и устно):
1. Написать контрольную работу, включающую:
a) построение:
интервалов (диатонических, характерных), определение тональностей и разре-
шение в них;
главных септаккордов и их обращений от звуков, определение тональностей и
разрешение в них;
ладов народной музыки и хроматической гаммы от звука;
b) определение тональностей 1 степени родства к данной тональности;
c) группировку длительностей (инструментальную и вокальную).
2. Устно ответить на теоретические вопросы по курсу теории музыки; сыграть на
фортепиано в элементарном расположении аккордов:
a) секвенцию (диатоническую и хроматическую), включая септаккорды и их об-
ращения II, V и VII ступеней. Пример звеньев секвенции:118
II7 – Д3/4 – Т3/5; VII7 – Д5/6 – Т3/5
b) последовательность (5-8 аккордов), включающую основные аккорды тональ-
ности. Пример: T3/5 – II2 – VII7 - ТЗ/5 – IV6 – К6/4 – Д7 – Т
Пример контрольной работы по теории музыки:
a) от звука «а» построить 7б, 3м. Определить тональности, в которых могут
встретиться данные интервалы, разрешить их.
b) от звука «с» построить ув.4, ув.5. Определить тональности гармонического ма-
жора и минора, в которых встретятся данные интервалы, разрешить их.
c) от звука «е» построить II3/4, VII2. Определить тональности, в которых встре-
тятся данные аккорды, и разрешить их.
d) от звука «d» написать вверх и вниз хроматическую мажорную гамму, гамму
лидийского лада и мажорную пентатонику.
e) указать тональности 1 степени родства к «ре-мажору».
f) сделать группировку длительностей по правилам:
инструментальной музыки:
вокальной музыки:
Литература для подготовки:
1. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: Учебное пособие. – М: Музыка,
2002.
2. Способин И.В. Теория музыки: Учебное пособие. – М.: Кифара, 2003.