Кафедра академического пения

Зав. кафедрой – С.М. Зверев

заслуженный деятель искусств РФ, профессор

Направление подготовки: 073400 «Вокальное искусство»

Профиль – «Академическое пение»

Квалификация – бакалавр

Кафедра «Академического пения» МГУКИ осуществляет подготовку специали-

стов в области профессионального вокального искусства по лицензированной специ-

альности – «Академическое пение» (оперное и камерное).

Основу профессиональной подготовки будущих оперных и камерных певцов со-

ставляют циклы специальных дисциплин: камерное пение, сольное пение, вокальный

ансамбль, предметы пластического воспитания певца, актѐрское мастерство.

Для получения квалификации «Преподаватель» студенты вокального факультета

осваивают следующие педагогические методики: основы вокальной методики, мето-

дика работы с вокальным ансамблем, музыкальная педагогика, кроме того, в течение

двух последних лет обучения студенты проходят педагогическую практику на базах

музыкальных училищ. Студенты также проходят исполнительскую и педагогическую

практики.

Высокий уровень преподавания обеспечивается сильным составом преподавате-

лей: на кафедре работают 15 высокопрофессиональных специалистов, имеющих по-116

четные звания (народный, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств

РФ, заслуженный работник культуры).

Свое развитие кафедра начала с 1998 г., когда была получена лицензия на право

образовательной деятельности в области вокального искусства. В период с 1991 по

1997 гг. была образована сначала секция (на базе кафедры академического хора), за-

тем кафедра сольного и ансамблевого пения. В 2007 году вокальные кафедры вошли в

состав Института музыки МГУКИ, и была образована кафедра академического пения.

В настоящее время на кафедре работает 27 преподавателей, из них 11 профессо-

ров, 9 доцентов, 4 преподавателя, 3 старших преподавателя; 3 народных артиста, 1 за-

служенный деятель искусств, 5 заслуженных артистов, 10 лауреатов международных

конкурсов, 1 кандидат наук (профессор Л.К. Овчинникова).

В составе кафедры высококвалифицированные специалисты, продолжатели традиций

отечественной вокальной школы, солисты оперных театров Москвы (Государственного

академического Большого театра, Музыкального театра им. К.С. Станиславского), извест-

ные концертно-камерные, филармонические исполнители: народная артистка РФ, проф.

Л.А. Черных; народный артист РФ, профессор Л.О. Зимненко; солист Московской фи-

лармонии, заслуженный деятель искусств РФ, профессор С.М. Зверев; заслуженная ар-

тистка РФ, профессор В.М. Солнцева; заслуженная артистка РФ, солистка Москонцерта

Н.М. Высокинская; солист Воронежского оперного театра, заслуженный артист РФ, про-

фессор М.М. Кузнецов; заслуженный артист РФ, профессор М.А. Курбанов; солист ГАБ-

Та, доцент П.А. Кудрявченко. Преподаватели и студенты кафедры выступают на различ-

ных концертных площадках в России и за рубежом. За период существования кафедры

проведено более 1000 концертов по всей России и подготовлено 246 специалистов.

Наши выпускники работают в качестве солистов в оперных театрах, концертными

исполнителями, солистами ансамблей, преподавателями музыкальных училищ и вузов.

С 2001 года выпускники-вокалисты получают следующие квалификации: Опер-

ный певец. Концертно-камерный певец. Преподаватель; Концертно-камерный певец.

Преподаватель.

Приѐмные требования

На кафедру академического пения принимаются лица, имеющие среднее музы-

кальное профессиональное образование.

Поступающие на вокальную кафедру должны обладать профессиональными во-

кальными и сценическими данными, обязательным условием является предоставле-

ние медицинской справки от фониатра.

Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу или имеющие недостаточную подготов-

ку, могут поступить на двухгодичное отделение в Институт профессионального до-

полнительного образования (ИДПО) МГУКИ для подготовки к поступлению на 1-й

курс вокальной кафедры. Занятия по спецкурсам ведут преподаватели вокальной ка-

федры.

Профильные испытания на направление подготовки Вокальное искусство («Ака-

демическое пение») включают:

экзамен по специальности (вокалу) – проводится в три тура

экзамен по музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и теория му-

зыки письменно и устно).

Экзамен по специальности включает 6 произведений различных жанров, в том

числе исполнение развернутой оперной арии:

старинную арию XVI–XVIII вв. (А. Скарлатти, Г.Ф. Гендель, И. Бах и др.)117

развѐрнутую арию из оперы русского композитора (М. Глинка, А. Бородин,

М. Мусоргский, П. Чайковский и др.);

развѐрнутую арию из оперы зарубежного композитора (Дж. Верди, Дж. Россини,

Ж. Бизе, Дж. Пуччини и др.);

романс (песню) русского или современного композитора ХХ века

(П. Чайковский, С. Рахманинов, Р. Глиэр, Г. Свиридов, Д. Шостакович и др.);

романс (песню) зарубежного композитора XIX–XX в.в. (Ф. Шуберт, Ф. Лист,

И. Брамс, Дж. Гершвин, Ф. Пуленк и др.);

русскую народную песню.

Экзамен по музыкально теоретическим дисциплинам

Сольфеджио (письменно и устно):

1.Написать одноголосный диктант в форме периода с включением элементов гар-

монического минора или мажора. Время записи диктанта – 20–25 минут; количество

проигрываний – 10–12.

Пример диктанта:

2.Петь и определять на слух:

a) диатонические лады, гаммы трѐх видов мажора и минора, ступени ладов;

b) интервалы – тритоны и характерные интервалы для гармонического минора и

мажора; диатонические интервалы в пределах октавы (отдельно взятые и цепочки (2–

4) в тональности и вне тональности;

c) аккорды (в элементарном расположении), мажорные и минорные трезвучия и

их обращения, малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой,

септаккорды и их обращения, уменьшенный септаккорд;

d) аккордовые последовательности (в элементарном расположении 5–7 аккордов)

в пределах диатоники;

e) прочитать с листа одноголосный пример.

Литература для подготовки; Островский А., Соловьев А., Шокин А. Одноголосное

сольфеджио (№№ 50–100). – М.: Музыка, 2005.

Теория музыки (письменно и устно):

1. Написать контрольную работу, включающую:

a) построение:

интервалов (диатонических, характерных), определение тональностей и разре-

шение в них;

главных септаккордов и их обращений от звуков, определение тональностей и

разрешение в них;

ладов народной музыки и хроматической гаммы от звука;

b) определение тональностей 1 степени родства к данной тональности;

c) группировку длительностей (инструментальную и вокальную).

2. Устно ответить на теоретические вопросы по курсу теории музыки; сыграть на

фортепиано в элементарном расположении аккордов:

a) секвенцию (диатоническую и хроматическую), включая септаккорды и их об-

ращения II, V и VII ступеней. Пример звеньев секвенции:118

II7 – Д3/4 – Т3/5; VII7 – Д5/6 – Т3/5

b) последовательность (5-8 аккордов), включающую основные аккорды тональ-

ности. Пример: T3/5 – II2 – VII7 - ТЗ/5 – IV6 – К6/4 – Д7 – Т

Пример контрольной работы по теории музыки:

a) от звука «а» построить 7б, 3м. Определить тональности, в которых могут

встретиться данные интервалы, разрешить их.

b) от звука «с» построить ув.4, ув.5. Определить тональности гармонического ма-

жора и минора, в которых встретятся данные интервалы, разрешить их.

c) от звука «е» построить II3/4, VII2. Определить тональности, в которых встре-

тятся данные аккорды, и разрешить их.

d) от звука «d» написать вверх и вниз хроматическую мажорную гамму, гамму

лидийского лада и мажорную пентатонику.

e) указать тональности 1 степени родства к «ре-мажору».

f) сделать группировку длительностей по правилам:

инструментальной музыки:

вокальной музыки:

Литература для подготовки:

1. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: Учебное пособие. – М: Музыка,

2002.

2. Способин И.В. Теория музыки: Учебное пособие. – М.: Кифара, 2003.

Наши рекомендации