Сохранение энергии в бою
Важнейшим тактическим условием для боксёра является его умение сохранять боеспособность на протяжении всего боя. Преждевременное утомление боксёра, когда он «выложил всё» задолго до окон чания установленного срока боя, ставит его под угрозу жестокого поражения. Оно лишает боксёра не только способности наступать, но и обороняться.
Лучшей и наиболее безопасной тактикой для боксёра, который не уверен в своей выдержке, является тактика, наблюдавшаяся в матчах Джимми Уайльда, который начинал бой спокойно и «разводил пары» постепенно.
При дальнейшем развитии боя и по мере приближения его к концу, Уайльд, руководствуясь своим самочувствием, устанавливал темп и интенсивность своих действий с" таким расчётом, чтобы «целиком выложиться» точно к концу боя.
Такая тактика сохранения энергии, схожая с тактикой бегуна на дистанции, устанавливалась Уайльдом только в тех случаях, когда он намеревался выиграть бой на очки.
* * *
Сохранению энергии способствует умение боксёра рационально расходовать силы на протяжении боя и избегать лишних, ненужных действий; суетливость, излишнее «танцование» и беготня по рингу бесцельно расходуют силы боксера; промахи и удары, не достигающие цели, также отнимают у него силы и уверенность; непонимание боевой обстановки, азарт и озлобление ослабляют боксёра не меньше, чем физические усилия.
В бою нецелесообразно экономить силы паузами в действиях. Боксёр должен уметь отдыхать, не прерывая темпа боя, но напрягаясь и затрачивая усилия только в те моменты, когда имеется возможность в бою развить успех.
При расчёте сил всегда следует сопоставлять своё физическое состояние с состоянием противника и действовать так, чтобы, экономя силы, форсировать утомление противника.
Защитные удары
Джимми Уайльд был большим мастером в нанесении встречных ударов, которые он делал основным видом своей защиты. Обладая исключительной быстротой и точностью в проведении этих ударов, он наносил их с одинаковым успехом как правой, так и левой рукой. Наступая на противника с якобы открытым лицом, он выжидал, когда противник наносил удар. Будучи готовым к этому удару, Уайльд избегал его уклоном и одновременно наносил сильный и точный прямой удар.
* * *
Защитные удары по характеру выполнения ничем не отличаются от обычных встречных ударов, наносимых всегда в соединении с каким-либо видом защиты. Но в данном случае они направлены на сохранение за собой инициативы боя путём разрушений всех попыток противника атаковать. Тактический смысл защитных ударов — замещать собою пассивные способы защиты. Ими с успехом можно пользоваться как в наступательном, так и в оборонительном бою.
САМ МАК-ВИ
Был одним из сильнейших тяжеловесов мира. По национальности — негр. Выступал в больших матчах против Сама Лангфорда, Джоэ Джаннетта и других. Имел большой успех во время своих выступлений во Франции, где он получил прозвище «Кумир Парижа». Одним из наиболее достопримечательных матчей Сама Мак-Ви был его матч с Джаннеттом, продолжавшийся 49 раундов. В этом матче он 32 раза сбивал противника на пол, но все же был им побежден.
Джебирование
Джеб, представляющий собою подобие прямого удара левой в голову, заслуживает самого серьёзного внимания в тактике современного боя.
В отличие от классического прямого удара, джеб имеет очень незначительный импульс силы и строится исключительно на скорости и точности движений. Он принадлежит к числу «дальнобойных» ударов и наносится из выпрямленной стойки разгибанием локтя вытянутой вперёд левой руки. По элементам движений он почти ничем не отличается от обычного прямого левой, но движения тела при нём очень мелки, и не придают ему силы. При его нанесении тело не получает твёрдой опоры на ногах, как при ударах, наносимых с силой, а находится в балансировании за счёт мелких манёвренных шагов.
Джеб — универсальный удар, которым можно пользоваться для самых различ-ных тактических целей. Им отлично можно завязывать бой перед атакой, держать им противника на расстоянии, останавливать атаки противника и заполнять им паузы боя для набора очков. Джеб эффективен только при частом применении. Хороший «джебер» способен вывести из терпения самого рассудительного противника, ошеломляя его многочисленностью и точностью этих ударов.
Популяризация джеба принадлежит негру Саму Мак-Вн. Будучи боксёром высокого роста, он строил свою тактику на дальней дистанции. Всякие попытки противника приблизиться к нему он пресекал чистыми ударами в голову вытянутой вперед левой рукой.
ШАРЛЬ ЛЕДУ
Чемпион Европы веса «петуха». Выиграл это звание в 1912 г. у Диггер Стенлея нокаутом в 7 раунде. Леду по национальности француз. Родился в 1892 г. Начал заниматься боксом с 15 лет. Вместе с Карпантье Леду тренировался у известного французского тренера и менеджера Франсуа Декампа. Оба они в своё время считались лучшими европейскими боксёрами, представлявшими французскую модернизированную школу, основанную на соединении двух методов боя — американского инфайтиига и английского аутфайтинга. Леду был умнейшим тактиком в бою. Большинство своих матчей он закончил нокаутом.
Финт шагом вперед
Проведение атаки всегда бывает связано с риском встретить неожиданный контрудар со стороны противника.
Шарль Леду для выявления характера подготовленной противником контратаки применял простой и в то же время эффективный способ разведки. Заняв позицию для атаки, Леду делал небольшой шаг вперёд с левой ноги, как бы пытаясь атаковать противника ударом, но, войдя на момент в сферу досягаемости ударов противника, быстро возвращался в исходное положение. Этого простейшего движения ему было достаточно для того, чтобы выявить привычное ответное движение противника. Это движение, вызываемое финтом, было обычно настолько ярким, что по нему Леду имел возможность судить о характере встречного действия противника и подобрать против него защиту для дальнейших атак.
Само собой разумеется, что этот финт Леду применял с больший осторожностью, чтобы не сделаться жертвой контратаки противника.
Обманы взглядом
Чувство самосохранения, вызываемое у боксёра постоянной опасностью в бою получить сильный удар, заставляет его концентрировать свое внимание на глазах противника, по выражению которых он в известной мере имеет возможность предугадать его действия. Сопоставляя подготовительные движения противника с направлением его взгляда, боксёр старается определить направление удара противника и подготовить контрдействия. По глазам противника можно определять его физическое и моральное состояние и устанавливать отсюда линию своего поведения в бою. Чем менее противник бывает сдержан в своих эмоциях, тем легче раскрывает он свои карты боксёру в тактической игре. С другой стороны, чем непроницаемее противник, тем труднее вести с ним бой.
Шарль Леду, известный в боксёрском мире как лучший боксёр-тактик, всегда говорил, что главным пунктом его наблюдения в бою для построения тактической игры служили глаза противника. В своих воспоминаниях он рассказывает об одном матче, в котором он как боксёр-психолог был поставлен своим противником в тупик. Ему попался довольно крепкий противник, который косил на один глаз. Как ни старался Леду хоть приблизительно определить направление взгляда своего противника, физический недостаток последнего полностью лишал его этой возможности. Трагикомическое положение Леду усугублялось еще необычной силой ударов левой руки противника, который был левшей. Несмотря на то, что противник Леду не считался боксёром высокого класса, Леду рассказывает о матче с ним, как о наиболее трудном из всех бывших в его боевой практике.
* * *
Настороженное внимание противника, который, в свою очередь, зорко наблюдает за выражением и направлением вашего взгляда, может быть с успехом использовано в целях тактики.
Противнику, старающемуся уловить мысли боксёра, можно передавать своё притворное состояние и мнимые намерения, скрывая в то же время свои истинные планы.
Направлением взгляда, объединяемого с ложным движением можно привлекать внимание противника к защите мнимых, якобы намеченных вами для ударов пунктов на его теле, раскрывая этим приёмом выбранную цель. Например, можно сделать вид, что вы взглянули на его живот, оставляя при этом в поле зрения его голову, намеченную для удара. Но взглянуть нужно так, как будто вы не хотели, чтобы ваш взгляд был противником замечен, и только тогда этот финт будет убедителен. Обманы противника взглядом и выражением чувств, естественно, требуют от боксёра некоторых актёрских способностей.