Чередующиеся гласные в корне
Практикум по русскому языку
Задания для самостоятельной работы
для студентов заочной формы обучения
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Тема № 1
Звуки и буквы
Задание № 1. Определите, в каких словах звуков больше, чем букв?
а) якорь; б) земля; в) уголь; г) пояс; д) вьюга; е) метель; ж) люк; з) солнце; и) яблоко.
2. Определите, в каких словах все согласные звуки твёрдые?
а) живёт; б) жила; в) щука; г) час; д) изжарить; е) смысл; ж) молодец; з) садит; и) шест.
3. Определите, в каком слове есть согласный звук [т]?
а) отдал; б) учится; в) поднял; г) предположил.
4. Определите, в каком слове есть гласный звук [о]?
а) родные; б) редкость; в) отказ; г) шёлковый.
Задание № 2. Выполните фонетический разбор слов:
пламя, ручеек, свежесть, изжарить, износить, доблестный, рукав, брошюра, поёт, конечно.
Тема № 2
Орфоэпические нормы русского языка
Задание № 1. Пользуясь «Орфоэпическим словарём русского языка», определите, какой из приведённых вариантов постановки ударения является основным, какой — вариативным, какой — неправильным.
ЗавИдно — зАвидно, запломбИрованный — запломбирОванный, Искристый — искрИстый, казакИ — казАки, кИрзовый — кирзОвый, крЕмень — кремЕнь, лОктем — локтЁм, маркИрованный — маркирОванный, мастерскИ — мАстерски, мИзерный — мизЕрный, мОста — мостА, мУскулистый — мускулИстый, нАголо — наголО, нанЯлся — нанялсЯ, нАбело — набЕло, нАлитый — налИтый, насторОженность — насторожЁнность, напОишь — напоИшь, напИлась — напилАсь, нарЯдишься — нарядИшься, недОпитый — недопИтый, облокОтишься — облокотИшься, пОднял — поднЯл, прАвы — правЫ, прОжил — прожИл, рвАлся — рвалсЯ, усугУбить — усугубИть, хИтро — хитрО.
Задание № 2. Прочитайте слова и словосочетания, расставьте ударения.
1. Сливовый, кедровый, губчатый, пиковый, арахис, ревень, сироты, медикаменты, инсульт, флюорография, шасси, шофер, путепровод, электропривод, мусоропровод, нефтепровод, газопровод, воздухопровод, водопровод,
2. Договор, оптовые рынки, намерение, приговор, с деньгами, о деньгах, хвоя, пихта, танцовщица, каталог, жалюзи, отрезать ножницами, присовокупить, облегчить, углубить.
3. Из аэропорта, нет аэропорта, балованный, мать балует, избаловала, запломбированный, запломбировать, премировать, премированный, квартал, сабо, туфля, хвоя, украинский.
Задание № 3. Поставьте ударение в следующих существительных.
Агент, агрономия, алфавит, апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, де-факто, де-юре, диспансер, договор, еретик, жалюзи, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство.
Задание № 4. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.
Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, ирис – ирис, клубы
– клубы, острота – острота, старина – старина, трусить – трусить, угольный – угольный.
Орфография
Тема № 3
Проверяемые безударные в корне
Задание № 1. Перепишите текст, исправляя орфографические ошибки.
Когда Чичиков взглянул ис-коса на Собакевича, он ему на этот раз покозался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежего цвета, рукава длины, панталоны длины, ступнями ступал он и в кривь и в кось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленный, горячий, какой бывает на медном петаке. Известно, что есть много на свете таких лиц, над одделкою которых натура не долго мудрила, не употребляла некаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и необскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!» Такойже самый крепкий и на диво стачанный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем в верх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печьки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него ис-коса, когда проходили они столовую: медведь! Совершенный медведь! Нужноже такое странное зближение: его даже звали Михайлом Семеновичем. Зная привычку его наступать на ноги, он очень осторожно передвигал своими и давал ему дорогу в перед. Хозяин, казалось, сам чуствовал за собою этот грех и тотже час спросил: «Не побеспокоил-ли я вас?» Но Чичиков поблагодарил, сказав, что еще не произошло некакого беспокойства.
Тема № 4
Чередующиеся гласные в корне
Задание № 1. Вставьте пропущенные буквы в корнях с чередующимися гласными.
Пог_релец, подг_ревший, несг_раемый, скл_нение, накл_ниться, покл_нение, затв_рять, сотв_рить, ск_чок, подск_кать, выск_чить, ск_кун, заск_чить, проск_кать, ск_чкообразный, пл_вец, пл_вчиха, пл_вучесть, з_ря, з_рница, оз_рение, к_сание, к_сательная, прик_саться, прик_сновение, к_саюсь, нач_нать, прин_мать, вн_мание, р_вные величины, выр_вненное поле, р_внина, р_весник, подр_вняться (при построении), выр_вняться в ряд, пор_внялся с лошадью, р_вняли с землей, м_кать сухарь в чай, обм_кнуть перо в чернильницу, непром_каемый плащ, пром_кательная бумага, отбл_ставший, бл_снуть, соб_рать, соб_ру.
Задание № 2. Вставьте букву о или ё в корне слова, укажите проверочное слово.
Ж_лудь, ш_пот, ж_лчь, зач_с, пш_нник, беч_вка, ч_лка, саж_нки, щ_лочь, печ_нка, ж_рдочка, деш_вый, пч_лка, реш_тка, щ_голь, ш_лк, кош_лка, ж_сткий, ш_ры, ш_рох, ч_каться, крыж_вник, пиж_н, ш_в, ш_кировать, ч_рствый, ч_порный, дж_нка, ч_боты, ш_фер, ж_кей, ш_винизм, обж_ра, прож_рливый.
Задание № 3. Спишите и определите, от каких слов образованы данные.
Ноч_вка, нож_вка, размеж_вка, залоч_ный, сгущ_нка, туш_нка, груш_вка, круч_ный, копч_ности, протяж_нность, мелоч_вка, хрыч_вка, взбеш_нность, ерш_вый, чесуч_вый, арапч_нок, девч_нки, старич_к, чащ_ба, трущ_ба, сюртуч_к, груш_вый, меланж_вый, галч_нок, порядоч_к, камыш_вый, овраж_к, деньж_нки.
Задание № 4. Определите, какой частью речи являются слова с корнем -жег - (-жог-). Спишите, вставив пропущенные буквы.
Ож_г руку, ож_г руки, подж_г сарая, переж_г лампу, недож_г кирпича, прож_г костюм, сж_г бумагу, прож_г костюма, заж_г лучину.
Тема № 5
Гласные после шипящих и ц в корне
Задание № 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.
Задание № 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.
Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.
Задание № 3. Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.
Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.
Задание № 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.
1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.
2. Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р.
3. Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глянц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлый ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.
Тема № 6