I. западноевропейская культура нового времени
1. Культура Западной Европы XVII в.
2. Культура Западной Европы XVIII в.
3. Культура Западной Европы XIX в.
Доклады:
1. Версальский дворец.
2. Английский стиль.
3. Произведения новоевропейской литературы.
Методические указания
Период Нового времени охватывает два различных по своему социально-политическому характеру этапа:
1. Почти весь XVII век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии.
2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.
XVII век – значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран идет неравнозначно. О влиянии Возрождения и Реформации на культуру Нового времени можно узнать из следующей литературы: [7, с. 248-249; 8, с. 159-164].
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века.
Эпоха Просвещения по праву может быть назвала «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Что служило ориентиром для создателей утопий XVIII века? Выясните, что служило зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения. См. литературу: [2, с. 457-503; 6, 203-209].
Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля – античные классические формы. К тому же «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.
Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был, прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. При подготовке выясните, что является одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения. См. литературу: [2, 499-503; 6, с. 209-213] и др. источники.
Уточните, какой стиль стал порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения. Что он собой представляет? [4, с. 326-331].
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. См. литературу: [2, с. 357-406; 6, 204-215].
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов – буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда – появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д. См. литературу: [1, с.270-271].
Глоссарий
Барокко – (от итал. странный, причудливый) одно из стилевых направлений в искусстве Европы и Америки к XVI - середине XVIII вв.
Интеллигентность – свойство, функция личности в рамках определенного общества, выражающаяся в обостренном чувстве несовершенства социального мира, критическом к нему отношении.
Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение.
Классицизм – (от лат. образцовый) стиль и направление в литературе и искусстве XVII-XVIII в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, зарождается в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т.п.
Реализм (в искусстве) – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощённая специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания.
Рококо – стиль французской архитектуры первой половины XVIII века, представляющий позднюю стадию барокко. Рококо проявлялся как стиль интерьеров, происходит от слова «рокайль», ракушка, стилизованное изображение которой чаще всего использовалось в орнаменте.
Список литературы
1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
2. Вольтер. Философские сочинения. – М.: Наука, 1996. – 560 с.
3. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.
4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
5. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993. – 349 с.
6. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
7. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.
8. Уэллс Г. История мировой цивилизации. – М.: АСТ, 2011. – 640 с.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоял основной идеал эпохи Просвещения?
2. Каковы характерные черты философии эпохи Просвещения?
3. Каковы основные парадигмы, школы и течения в философии Нового времени?
4. Кто из представителей эпохи Просвещения обосновал идею о том, что мышление есть функция мозга?
5. Перечислите «правила философского рассуждения» Ньютона.
6. Какую классификацию идей исходя из прагматического критерия предлагает Гельвеций?
7. Чем характеризуется «естественный человек» Руссо?
8. Чем характеризуется философская концепция И. Канта?
9. Какие формы чувственности выделяет Кант?
10. В чем суть философско-методологической программы Ф. Бэкона?
11. Каковы особенности рационализма Р. Декарта? Какое содержание он вкладывал в утверждение «Я мыслю, следовательно, существую»?
СЕМИНАР №9