Особенности развития, ценностные приоритеты и достижения культуры в эпоху раннего, зрелого и позднего Средневековья
Объект, предмет, структура и функции культурологи
Культурология как наука изучает закономерности культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культуры, а также культурные интересы и потребности людей, их участие в сохранении, приумножении и передаче культурных ценностей. Культурология как учебная дисциплина родилась в многостепенном переплетении с философией, археологией, историей, психологией, этнографией, религиоведением, социологией, искусствознанием и поэтому с полным основанием может быть названа интегративной сферой знания. Это социогуманитарная наука, которая ориентируется на бытие и деятельность человека и общества.
предметом культурологи является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.
Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены в работах американского учёного-антрополога Лесли Уайта (1900-1975), который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса. Именно с использования Уайтом в 1949 году в книге "Наука о культуре" слово "культурология" вошло в широкий обиход.
Культурологию интересует и человек и социум в культуре, их взаимодействие и взаимоотношение, а также взаимоотношение культуры и природы, культур и цивилизации, их общее и различия
Культурология не может иметь однородный состав, будучи интегративной наукой она имеет две основные составляющие: гуманитарную и социально-научную. Под гуманитарной понимают культуроведение. Социально-научная составляющая состоит из следующих частей: фундаментальная, антропологическая, прикладная. Под фундаментальной частью понимают социологию культуры, ее психологию и культурную семантику. Антропология связывает культуру с человеческими потребностями. Прикладная культурология занимается прогнозированием культурных процессов.
Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:
§ познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
§ концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
§ оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
§ объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
§ мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
§ образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.
Предмет культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует углубленного изучения.
Особенности развития, ценностные приоритеты и достижения культуры в эпоху раннего, зрелого и позднего Средневековья.
Средние века, Средневековье, обычно подразделяют на три стадии:
Раннее Средневековье - V-XI вв.
Зрелое Средневековье - XII-XIV вв.
Позднее Средневековье - XIV-XV вв.
Среди самых важных ценностей, обычно утверждаемых культурой, находится отношение человека и общества к труду. Варварская культура, лежавшая в основе эпохи Средневековья, к труду относилась достаточно противоречиво. После крушения Рима, европейское варварское общество переживало сложный переходной период, связанный с переходом к цивилизации и становлением классов. В Европе сформировался так называемый «аристократический» тип образования классов, в котором верхушка племен и родов начала приватизировать общинные достояния.
Приватизация вызвала появление невостребованной рабочей силы в аграрном секторе. Представители нижнего класса объединялись и постоянно занимались грабежом. Для верхушки варварского общество труд не являлся культурной ценностью – он считался недостойным занятием для свободного благородного человека. Единственный труд, который был достоин возвеличивания и воспевания – это ратный труд. Так, античная мифология была заменена героическим эпосом.
В начале эпохи Средневековья в Европе не существовало единой культуры, поэтому необходимо было построить новые культурные ценности, способные обеспечить существование и развитие общества. Решением такой задачи стало активно заниматься христианство. Согласно с христианской идеологией труд был необходимым элементом бытия.
Но как оказалось, труд может быть разным. Так как в эпоху Средневековья утверждалась иерархия собственности, появилась соответственная иерархия ценностей. В труде также существовала иерархия его разных видов. На первом месте стоял не промышленный или ремесленный труд, а аграрный. Кроме того, в эпоху Средневековья появилось противопоставление в культуре аграрного и индустриального, праведного и неправедного труда. Неправедным считалась даже поэтическая и артистическая деятельность.
Появление в обществе двух классов – господствовавших феодалов и зависимых крестьян – привело к разделению культур. Конечно, господствовавший класс имел свои культурные ценности. Ценность человека определялась его статусом, а статус, соответственно – количеством земель во владении. Невозможно утверждать, что в эпоху Средневековья из-за ее традиционализма и консерватизма не было ничего изобретено или придумано. Именно в «варварскую» эпоху впервые появились векселя, ноты, бумага, оконное стекло, ветряные мельницы, порох, часы, большие зеркальные стекла, компас и еще много полезных изобретений. В эту эпоху усовершенствовалось мореходное искусство, появился упорядоченный торговый обмен. В период раннего Средневековья появлялись результаты творчества писателей, ученых и поэтов. Средневековая культура оставила после себя огромное количество культурных ценностей, способствовавших дальнейшему развитию новых эпох, культур и народов.
10. Основные черты культуры эпохи Возрождения. Основные достижения и особенности культуры Итальянского и Северного Возрождения.
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождениепревратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Позднее Возрождение
Третий период Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим.