История представлений об эстетике
Прекрасное есть то, что нравится без понятия, как предмет необходимого любования.
Кант формулирует четыре качества художественного гения:
гений абсолютно оригинален;
творчество гения должно быть образцовым;
гений - это способность создавать правила;
Гений встречается лишь в искусстве.
“Эстетика” Гегеля состоит из введения, учения о прекрасном или идеале, учения о трех формах существования искусства и теории отдельных его видов (архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, поэзии). средствами Он рассматривает искусство как основной предмет и в сновным проблему эстетической теории. Искусство проходит три стадии, характеризующие изменение соотношения содержания и формы: символическую, классическую, романтическую.
Романтизм - это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Произведения романтиков наполнены чувствами восторга и разочарования, воодушевления и отчаяния. Романтическая эпоха - время небывалого расцвета музыки (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Ф. Шуберт, Ф. Лист), живописи (Э. Делакруа, Т. Жерико, Д. Констебл, О. Кипренский) и литературы (В. Скотт, А. Дюма, Э. Гофман, М. Лермонтов).
В дальнейшем предмет эстетики сужался до теоретического обоснования определенного направления в искусстве, анализа художественного стиля, например, романтизма (Новалис), реализма (В.Белинский, Н.Добролюбов), экзистенциализма (А.Камю, Ж.-П. Сартр). Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества.
А.Ф.Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т.д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.
История представлений об эстетике
В истории предмет и задачи эстетики менялись. Вначале она была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается процесс отделения эстетики от философии. Для Аристотеля эстетика — это общефилософские проблемы поэтики, природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роль последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (ее задача с помощью искусства нацелить человека на служение богу). Леонардо да Винчи выясняет взаимоотношения художественной деятельности и природы.Буало устанавливает нормы творчества. Баумгартен ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола "айстаномай" = чувственное восприятие): предмет эстетика изучает чувственное познание мира, присущее искусству. Из этого заблуждения родился научный термин. Развитие теоретической мысли вложило в него новое содержание. ПоКанту эстетика — критика эстетической способности суждения. У Гегеля предмет эстетики «обширное царство прекрасного», «изящное искусство» и его место в общей системе мирового духа. Чернышевский рассматривал эстетические отношения человека к действительности. Предмет современной эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, взятый в свете общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.
Всякая наука имеет свой предмет . Выявить его – значит определить специфику , сферу деятельности и задачу этой науки . К сожалению , сколько – нибудь коротко ответить на вопрос , каков же предмет эстетики , очень трудно . Полное очерчивание границ этой науки может дать только её подробное изложение . В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды , но и круг изучаемых её вопросов , сам её предмет и задачи . Эстетика то была частью философии и служила созданию картины мира в целом ( греческие натурфилософы , пифагорейцы ) "; то затрагивала проблемы поэтики , общефилософские вопросы природы красоты и искусства и ставила задачи обобщения его опыта ( Аристотель ) ; то присоединяла к этому кругу проблем вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека ( Платон ) ; то близко соприкасалась с этикой ( Сократ ) ; то оказывалась одним из разделов богословия , стремящегося с помощью искусства нацеливать человека на служение богу ( Тертуллиан , Фома Аквинский ) ; то рассматривала соотношение природы и художественной деятельности ( Леонардо да Винчи ) ; то стремилась формировать нормы искусства ( Буало ) ; то занималась изучением особенностей чувственного познания мира в искусстве ( Баумгартен ) ; то суживала свой предмет до « обширного царства прекрасного » , строже говоря , до « искусства да притом не всякого , а именно изящного искусства » ( Гегель ).