Исторические типы цивилизаций
Как и любое явление цивилизации проходят свой, неповторимый путь в истории человечества. И все же, чисто в познавательных целях необходимо выявить их общие черты и попытаться проследить тенденции и перспективы будущего.
Все ранние, молодые цивилизации были космогенными (т.е. всеобщими). Это значит, что будучи по сути оригинальными, отличными друг от друга, они руководствовались в своем развитии одним, главным принципом - самосохранения и стабильности. Это означало, что вырвавшаяся вперед цивилизация (например, Древняя Греция) делала все возможное для того, чтобы оставить неизменным подобное положение и состояние навечно. Для этого надо закрыться в "панцирь" и не допускать ничего того, что могло бы изменить создавшееся положение. Вот почему такие цивилизации рано или поздно сходили с исторического пути: они рушились либо под напором внешнего врага (Древняя Греция), либо в результате неразрешенных внутренних противоречий (Древний Рим).
На смену космогенным цивилизациям приходят новые, современные, так называемые техногенные.
Главным принципом этих, также оригинальных и непохожих цивилизаций является постоянное стремление и способность к умножению знаний к изобретению нового. Его реализация возможна лишь в условиях свободы творчества и постоянного взаимообмена достижениями в области информации, технологии, культуры. Реализация цели достижения прогресса во всех сферах жизни общества возносит цивилизации на новый качественный уровень развития. Другими словами, путь, который раньше человечество проходило сотнями, тысячами лет сегодня преодолевается за годы, месяцы, дни.
Достижения техногенных цивилизаций несомненны: жизнь стала более комфортна, удобна; человечество справилось со многими своими болезнями, создала предпосылки для будущего прорыва в науке, культуре, социальной сфере.
Но вот на самом пике торжества техногенных цивилизаций они вдруг стали испытывать очень глубокий кризис. Он затронул практически все стороны общественного и личного бытия человека, его нравственные и физические аспекты. В самом деле, спросим себя: получив столько возможностей для реализации своих планов на будущее, комфорт и достойную (правда не везде и не всегда) жизнь стал ли современный человек по настоящему счастлив? Стал ли он защищен от тех случайностей, которые могут активно вмешиваться в его жизнь?
В современном мире, как никогда явно стали проявлять себя существенные межнациональные и межконфессиональные разногласия (Чечня, Израиль и Палестина, Ислам и Христианство).
Вследствие бездумной эксплуатации ресурсов природы значительно ухудшалось экологическое положение всей планеты. Экономические катастрофы из исключений стали почти нормой (Чернобыль).
Из всего этого и др. факторов можно сделать вывод, что будущие (или будущая) цивилизация должны учесть опыт техногенных цивилизаций и не допустить их ошибок. На наш взгляд, главное это поставить под определенный контроль специально созданных межгосударственных органов сам принцип дальнейшего развития общества, который сегодня звучит примерно так "хочу и свободно клонирую человека; делаю ядерную бомбу, которая может уничтожить все".
Мир очень хрупок - человечество может уйти с исторической арены даже без всеобщей ядерной войны, а просто по прихоти какого-нибудь гениального безумца. Что же может спасти этот мир? Великий русский писатель Ф.М.Достоевский говорил, что мир спасет красота. Трудно спорить с этим. Но что есть красота, как ни высочайшая культура, которая позволяет человеку достичь выдающихся результатов в творчестве и подарить их людям. Вот поэтому-то мы всегда должны помнить, что культура первична по отношению к цивилизации и как бы ни были велики достижения последней - достижения в культуре должны их немного опережать.
В последующих главах нашего пособия мы будем постоянно возвращаться к проблеме взаимодействия и взаимопроникновения культурных процессов в процессы цивилизации. На опыте ряда стран и народов мы попытаемся глубже осмыслить динамизм и остроту этой поистине глобальной проблемы. При анализе культуры в нашем пособии основной акцент будет сделан на раскрытие творческого потенциала стран, народов и отдельных великих их представителей. Свой экскурс мы начнем с характеристики видов искусства и древних культур, заостряя Ваше внимание на самобытном искусстве и религиях народов и стран.
Основная задача пособия: анализ становления и развития отечественной культуры, ее составляющей - искусства, показ глубокой и неразрывной связи ее корней и традиций с современной и будущей культурой.
Виды искусства
На вопрос, что такое искусство, ответить и легко и трудно. Проще сказать: искусство – это художественная литература, музыка, живопись, театр, кино, архитектура и др. Но это будет не ответ, а лишь перечисление различных видов искусства. Гораздо труднее дать логическое определение различных видов искусства, т.е. указать на то общее, что лежит в основе всех этих видов.
Можно сказать так: искусство – это эстетическая деятельностьчеловека. Пишет ли он роман, картину, танцует в балете или проектирует монумент – он создает эстетическую ценность. В свою очередь, эстетическая деятельность совершается по законам красоты, направлена на созидание прекрасного и возбуждение положительных эмоций.
Красота в искусстве - это нечто большее, чем миловидность и приятность. Она неотделима от силы духа, гармонии, внутренней природы и характерности. Об этом очень образно сказал скульптор Роден: «В искусстве прекрасно только характерное. Характер - это глубокая правда любого явления природы и общества, все равно - прекрасно оно или безобразно». Таким образом, эстетическая ценность любого произведения искусства определяется мерой его внутренней правды, т.е. качеством отражения. Вспомним, как в кино играл роль бабы Яги известный актер Миляр: совсем несимпатичный образ в его творчестве превращался в шедевр. Почему? Да потому, что именно такую бабу Ягу мы себе и представляли из детских сказок.
Художественный образ
Сущность этого явления заключается в том, что он в ограниченной форме выражает безграничное содержание, в немногом выражает многое, в отдельном - всеобщее. Поэтому и чувства, выражаемые искусством – особые, не совсем такие как в обычной жизни. Они велики, масштабны, они снимают границы между отдельным человеком и целым человечеством.
Эстетическое отражение действительности есть тем самым и ее познание. Но искусство не только познает, но и творит, созидает. Ведь каждое произведение искусства – поэма, фильм, картина - представляет собой уникальный прекрасный предмет, созданный неподражаемым мастером. Может быть самое главное в искусстве то, что оно сближает людей, создает духовно-нравственное общество, которое обладает колоссальной силой формирования и воспитания личности.
Подведем некоторые итоги:
во-первых, искусство есть элемент духовной культуры. Определяющим в нем является идейное содержание. Поэтому памятники искусства, хотя их идейное содержание и не существует вне материального воплощения, не могут быть отождествлены с памятниками материальной культуры.
во-вторых, искусство является формой общественного сознания, специфически отражающее действительность. Специфика искусства как формы отражения реальной жизни заключается в том, что оно познает мир в форме художественных образов.
в-третьих, искусство представляет собой не зеркальное воспроизведение действительности, а ее творческую переработку. Процесс переработки представляет собой переосмысление действительности с позиций определенного идеала, выработку художником своего отношения к действительности, оценку ее. Следовательно, искусство - не только отражение действительности, но и особое - творческое отношение к ней художника.
Наконец, в-четвертых, искусство является сферой человеческого труда, особой областью духовного производства, результат которого рассчитан на удовлетворение духовных потребностей.
Все это позволяет определить искусство как особую форму общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетается художественно-образное познание жизни с творчеством по законам красоты.
Искусство - многовидовое явление. Во всем своем многообразии оно разделяется на определенные виды, отличающиеся друг от друга своей материальной формой, специфическим содержанием и способом создания художественного образа. Благодаря этому каждому виду присуще и особое значение в общественной жизни.
Родившись на заре человеческого общества, искусство не только не утратило своей роли в жизни человека, но поднялось еще на более высокую ступень по лестнице духовных ценностей.
Таким образом, искусство не только познает, но и созидает общество. Его роль и значение невозможно переоценить в истории: на ярких примерах своих шедевров оно показывало людям чего может достичь человек, который сочетает свой талант с трудолюбием и мужеством.
Литература, как вид искусства
Слово литература происходит от латинского литера - буква, т.е. то, что написано, письменность. Естественно, что и до изобретения письменности, у разных народов, в различные периоды их деятельности было устное народное творчество (фольклор). Поэтому мы вправе сказать, что это искусство зародилось вместе с зарождением культуры.
Лучшие писатели всех стран мира во все века были мыслителями, глубоко задумывающимися над судьбой человека и общества. Вот почему самыми творческими людьми были те писатели, у которых четко просматривается его позиция, отношение к тому, о чем он пишет, что он считает главным, нужным и актуальным. Настоящий писатель умеет абстрагироваться от личного и выразить то, что будет понятно и важно другим людям. Поэтому в основе значимого литературного произведения всегда стоит глубокое проникновение в жизнь общества, к которому ты принадлежишь и человека, который в нем живет.
Лучших писателей можно смело сравнить с разведчиками будущего, с теми отважными завоевателями новых неизвестных пространств, о которых писал знаменитый норвежский путешественник Фритьев Нансен «Последуем за узким следом полозьев, за маленькими черными точками, прокладываемыми как бы рельсовый путь в самое сердце неведомого. Ветер веет и мчится через эти ведущие по снежной пустыне следы. Скоро они исчезнут. Но путь проложен, мы приобрели новые знания, и подвиг этот будет сиять во веки веков».