Однако следует подчеркнуть, что ни разу здесь не присутствовала какая-либо сущность, которая осуществляет или проходит этот процесс
Представьте себе актера, играющего роль Гамлета. Самоисследованием является процесс, в котором Гамлет спрашивает вопрос: «Какова моя истинная природа?» или просто «Кто я?» И, действительно, он может это спросить. Но прежде всего, кто же он — актер или мужской костюм?
Как актер он уже знает и есть сам собой и даже никогда не станет Гамлетом. Как Гамлет - он является вымышленной сущностью, которая состоит из костюма и нескольких строк. Такими же есть кажущиеся отдельные сущности.
Другими словами Я, которое мы все это время искали - есть единственным Я, которое есть. Это Я временно кажется ограниченным, но это же Я позже открывает свою безграничность.
Во время исследования кажущиеся ограничения этого Я естественно и без усилий отпадают, оставляя то же Я - простое, каким оно есть, неизмененное любым из кажущихся покровов ума.
Мы могли бы сказать, что с продвижением вопрошания глубже в ощущение «Я», становится видно, что все те качества, которые были наложены на него умом не имеют над ним никакой реальной ограничивающей власти. В результате то же «Я» светит вперед само собой, неограниченное, без местонахождения, знающее свое собственное бытие с своим собственным светом.
Предыдущее описание приведено для тех, кто верит и чувствует себя ограниченной сущностью и, как результат, настроен на процесс самоисследования для установления истины в этом вопросе.
Когда осознание явно видимо - полностью независимым от всех покровов тела и ума, которые будто бы ограничивают его, мы понимаем в то же время, что сущность, которой мы думали и чувствовали себя никогда не существовала.
Другими словами эта кажущаяся отдельная личность не проводила процесс самоисследования и обнаружила себя неограниченным, нелокализованным осознанием. Скорее, всегда есть только это неограниченное, нелокализованное осознание, знание которого о собственном бытии иногда казалось завуалированным верой в отдельное Я и чувством отдельного Я.
Итак мы можем теперь переформулировать, чем самоисследование является с этой более глубокой точки зрения, хотя эта формулировка также неизбежно ограничена. Мы можем сказать, что осознание принимает форму мысли, которая, как кажется, будто бы ограничивает его и размещает его внутри тела. Наше Я, осознание, в результате, как кажется, знает себя, как сущность, тело. Когда оно снимает эту проекцию, оно знает себя снова собой, неограниченным и нелокализованным.
Другими словами, только для кажущейся сущности это самоисследование рассматривается как процесс в уме. Когда уже видно, что этой сущности не существует и невозможно поэтому изучать ее собственную природу или действительно сделать что-нибудь еще, то становится очевидным, что существует всегда только осознание и что самоисследование - просто означает сознательное пребывание в этом присутствии. Самоисследование является в конечном счете сознательным пребыванием в нашем собственном бытии, и как наше собственное бытие.
Самоисследование можно сравнить с постепенно исчезающим изображением на экране. То, что представлялось объектом или сущностью (изображение) оказалось только экраном. То есть, кажущееся «Я» оказалось и всегда было сделано из реального и единственного «Я», осознания.
Всегда есть только осознание, порой кажущееся ограниченным и локальным, но на самом деле всегда только существующее и знающее свое собственное неограниченное Я.
Искусственное ощущение «Я» отдельной, внутренней самости освобождено от всех навязываний мысли и чувства, с которым оно, как казалось, стало отдельной, ограниченной, локальной сущностью, и то же самое «Я» раскрывается, как истинное и единственное «Я» осознания.
Я - что-то, ничего или все.
Обратите внимание, что это чувствительное, осознающее присутствие, это - ничего, эта ни-чегожность, которую мы называем своим Я, по сути – субстанция и реальность всего.
Вера и чувство, что «я есть чем-то» - это позиция невежества, в том смысле, что она предполагает игнорирование истинной природы нашего опыта. Это мнимая позиция.
Позиция, в которой мы знаем себя как ничего, не-вещь— открытое, пустое, светящееся присутствие Сознания — это позиция мудрости или просветления.
И положение, в котором мы знаем себя как сущность всех кажущихся вещей — содержание всех проявлений ума, тела и мира-— это позиция любви, чистой близости, в которой нет места для внутреннего Я и внешнего объекта, других или мира.
Есть только три опции, которые доступны для нас — «Я - это что-то», «Я - ничего» или «Я – это все» — и мы свободны в каждый момент выбрать, где мы находимся. В зависимости от нашего выбора наш опыт будет отражать любую позицию, которую мы выбрали. Опыт будет казаться подтверждением нашего состояния.
Если мы считаем, что мы являемся телом и умом, объекты, другие и мир будут казаться весьма реальными; они будут соответствовать нашей вере и будто бы все подтверждать.
Если же мы считаем, что являемся открытым, пустым присутствием Сознания, для которого или в котором появляются объекты из тела, ума и мира, наш опыт будет отображаться в соответствии с этой позицией. Мы будем знать себя как отделенный, беспристрастный фон опыта. Мы будем знать нашу врожденную свободу, мир и счастье, которые лежат в основе всех опытов.
Но если мы знаем себя не только как свидетеля опыта, но также и его субстанцию, другими словами, если мы примем положение: «Я - это всё», наш опыт явного мира и других подтвердит и обоснует это понимание. Мы будем испытывать любовь, как естественное состояние всех опытов.
Другими словами - наш опыт всегда появляется в соответствии с нашим пониманием.
Мы можем по очереди экспериментировать с этими тремя возможностями и увидеть, какой ответ мы получаем от Вселенной. То есть тот ответ, который приходит в нашем реальном опыте, подтверждает какой из этих вариантов присутствует.
В какой форме приходит это подтверждение? В какой форме опыт действительно убедит нас, что позиция, в которой мы находимся соответствует реальности? Достаточно ли интеллектуального понимания недвойственности? Нет!
Опыт, который бы убедил нас, что наше понимание, позиция или отношение - истинны, должен соответствовать наибольшей ценности в жизни большинства. И что же это такое, что мы ценим больше всего в жизни? Это опыт счастья. Это форма, при помощи которой Вселенная подтверждает, что наше понимание верное. Счастье, или любой из его синонимов, например, мир, любовь или красота, является самым высшим подтверждением.
Счастье - это форма, в которой опыт говорит себе «Да», когда он освобождается от всех ошибочных убеждений и чувств.