Употребление форм существительных
1. Иноязычные по происхождению несклоняемые
существительные, обозначающие неодушевленные
предметы, относятся к среднему роду: летнее
пальто, широкое шоссе. Исключение: горячий ко-
фе (мужской род).
2. В современном литературном языке слово туфля
женского рода. Форма туфель (мужского рода) при-
суща профессиональному употреблению.
3. В современном литературном языке слово зал
мужского рода и имеет значение 'помещение для
многолюдных собраний или для специальных це-
лей'. Слово зала (женского рода) является устаре-
лым и имеет значение 'просторная парадная комна-
та в частном доме для приема гостей'.
4. В современном языке слово табель мужского ро-
да. Старая форма женского рода сохраняется только
в названии Петровская табель о рангах.
5. Слово толь мужского рода. К мужскому роду от-
носятся также слова: банкнот, ботинок, валенок,
выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес,
канделябр, картофель, комментарий, коррек-
тив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, сана-
торий, фильм, черёд, эполет.
6. В современном литературном языке слово повидло
среднего рода. К среднему роду относятся также слова:
ведёрко, контральто, монисто, мочало, чучело,
щупальце.
* В упражнениях этого раздела цифры над словом (сноски) указы-
вают на номер грамматического комментария, приведенного в начале
данного параграфа.
7. Слово просека женского рода. К женскому роду
относятся также слова: бакенбарда, бандероль,
вуаль, катаракта ('болезнь глаз'), коленка, ко-
нопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка,
чинара. (Форма мужского рода этих слов рассмат-
ривается как устарелая, диалектная, профессио-
нальная и т. п.).
8. Некоторые неодушевленные существительные муж-
ского рода II склонения употребляются в форме
предложного падежа единственного числа с оконча-
нием -е (обычно без ударения) или -у (только под
ударением). Окончание -у 1-ю имеет существитель-
ное, если оно употреблено в обстоятельственном зна-
чении (указывает на место, время, образ действия,
состояние) с предлогом в или на: в саду, на берегу,
на своём веку, на ходу, в цвету. То же при ука-
зании на вещество или массу (пряники на меду,
весь в снегу), при обозначении собрания людей
(в полку, в строю). В объектном значении (до-
полнение) употребляются формы на -е: в «Вишнё-
вом саде» А. П. Чехова; в «Лесе» А. Н. Остров-
ского.
9. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют в форме
творительного падежа окончание -ом: Вирховом,
Дарвином. Ср.: Ивановым, Савиным.
10. В литературном языке употребляются следую-
щие формы родительного падежа множественного
числа (одни без окончания, другие с окончанием):
1)слова м у ж с к о г о рода: (пара) ботинок, вале-
нок, погон, сапог, чулок (но: носков, апельсинов,
баклажанов, гектаров, мандаринов; помидоров,
рельсов, томатов, фильмов, комментариев, кор-
рективов); (среди) армян, грузин, осетин, башкир,
бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган
(но: калмыков, киргизов, монголов, таджиков,
тунгусов, узбеков, якутов); (несколько) ампер,
ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов);
(отряд) солдат, партизан, гренадёр, гусар, дра-
гун, кирасир, улан (но: минёров, сапёров);
2)слова ж е н с к о г о рода: (несколько) барж,
басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель,
свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей,
пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит
свеч), цаплей;
3)слова с р е д н е г о рода: (нет) верховьев, ни-
зовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий;
коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остри-
ёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блю-
дец, зеркалец, одеялец, полотенец;
4) слова, не имеющие формы единственного числа:
(не было) нападок, потёмок, сумерек, заморозков,
лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей,
11. Имена античных божеств (мужского рода) скло-
няются как существительные одушевленные: наде-
яться на Юпитера, а в качестве названий планет —
как существительные неодушевленные: смотреть
в телескоп на Юпитер.
12. При выборе падежных форм типа в цехе —
в цеху, в отпуске — в отпуску следует исходить из
того, что в основном формы на -е присущи литера-
турному языку, а формы на -у — разговорной речи.
13. При склонении таких сочетаний, как Первое
мая, изменяется только первая часть: подготовить-
ся к Первому мая.
14. Форма винительного падежа неодушевленных
существительных с суффиксами -телъ, -чик, -щик
(обозначающих приборы, механизмы, орудия) сов-
падает с формой именительного падежа: повернуть
выключатель, починить датчик, построить бом-
бардировщик.
15. Слово среда в значении 'совокупность природ-
ных или социальных условий, в которых протекает
развитие и деятельность человеческого общества',
как и большинство отвлеченных существительных,
не имеет форм множественного числа.
16. Слово речь имеет формы обоих чисел только
в значении 'публичное выступление'.
17. Слово окружение в большинстве своих значений
не употребляется во множественном числе. Отглаголь-
ные существительные на -ение, -ание, обозначающие
действие или отвлеченное понятие, употребляются
в форме множественного числа только при конкрети-
зации значения: знания и навыки учащихся.
18. В литературном языке в зависимости от стиля
речи некоторые существительные мужского рода
II склонения в форме именительного падежа множе-
ственного числа имеют окончания:
1) ударяемое -а/-я:
веера повара
директора профессора
доктора слесаря и слесари
инспектора стога
катера сторожа
клевера тома и тбмы
корма, фельдшера
короба флигеля
кузова хлева
невода шомпола
отпуска штабеля
паспорта штемпеля
пекаря и пекари якоря
ястреба
2) неударяемое -ы/-и:
бухгалтеры почерки
выборы приговоры
договоры прииски
инженеры. редакторы
клапаны торты
конюхи тракторы
лекари фронты
лекторы цехи
порты. шофёры.
Различаются по смыслу формы: борова ('дымо-
ходы') — боровы ('кабаны'); корпуса ('здания; вой-
сковые соединения') — корпусы ('туловища'); образа
('иконы') — образы (художественно-литературные);
повода ('поводья') — поводы ('побуждения'); пояса
('часть одежды') — пдясы (географические); про-
пуска ('документы') — пропуски ('недосмотры');
тока ('место молотьбы') — токи (электрические);
тона ('переливы цвета') — тоны (звуковые); тор-
моза ('устройство') — тормозы ('препятствия'); учи-
теля ('преподаватели') — учители ('идейные руково-
дители'); хлеба (на корню) — хлебы (печёные); цвета
('краски') — цветъ1 ('растения'); меха ('выделанные
шкуры') — мехи (кузнечные); соболя ('меха') — соболи
('животные'); счета ('документы') — счёты ('при-
бор; взаимные отношения'); сыны (родины) —
сыновья (у родителей) и др.
19. Слово опыт в значении 'совокупность накоплен-
ных знаний и навыков' в форме множественного
числа не употребляется.
323. Выберите одну из заключенных в скобки родовых
форм.
1. После обеда мы обычно пили (чёрный — чёрное)
кофе1. 2. Покупатель попросил дать ему примерить (пра-
вый туфель — правую туфлю)2. 3. (Читальный зал —
читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — пе-
реполнена) учащейся молодёжью3. 4. В (табеле — та-
бели) отмечается выход на работу членов бригады4.
5. Крыша сарая была покрыта (толем — толью)5.
6. В магазине продаётся (яблочная повидла — яблочное по-
видло)^. 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку —
широкой просеке)1. 8. Лицо женщины было покрыто
(траурным вуалем — траурной вуалью)^. 9. Стрелочник
вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый
рельс — правая рельса)5. 10. Кому приятно, чтобы ему
наступили на (больной — больную) мозоль7?
324. Выберите одну из заключенных в скобки падеж-
ных форм существительных.
1. Роль Раневской в («Вишнёвом саду» — «Вишнёвом
саде») А. П. Чехова раньше исполняли очень немолодые
артистки8. 2. Основные факторы эволюции органического
мира были описаны (Дарвином — Дарвиным)9. 3. В ма-
газине был большой выбор чулок и (носок — носков)10.
4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса — Марс)
во время его противостояния, когда он находится на
самом близком расстоянии от Земли11. 5. Фруктовый
сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров —
гектар)10. 6. В реконструированном (цеху — цехе) за-
вода установлено новейшее оборудование12. 7. Работа
должна быть закончена к первому (августу — авгус-
та)^. 8. В продажу поступила первая партия ранних
(помидор — помидоров)10. 9. По завещанию наследство
было разделено на несколько равных (долъ — долей)10.
10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель —
числителя) первой дроби помножить на (знаменатель —
знаменателя) второй, а (знаменатель — знаменателя)
первой — на (числитель — числителя) второй14.
325. Выберите одну из заключенных в скобки числовых
форм.
1. В романе «Мать» М. Горький создал образы револю-
ционеров, принадлежащих к (различным социальным
средам — различной социальной среде)15. 2. Отклонения
от литературной нормы наблюдаются в (речах — речи)
школьников даже старших классов16. 3. Во время войны
войска нередко попадали в (окружения — окружение),
но благодаря находчивости и присутствию духа вырыва-
лись из кольца неприятельских войск17. 4. Почти все
(цеха — цехи) завода оснащены современным оборудо-
ванием18. 5. Нужно воспитывать у молодёжи (правиль-
ное отношение — правильные отношения) к общест-
венному труду17. 6. Директорам школ настоятельно ре-
комендовали проводить регулярный обмен (опытом —
опытами) воспитательной работы19. 7. Гармонист ещё
шире раздвинул (меха — мехи) своей гармони18.8. Опыт-
ные (шофера — шофёры) уверенно вели машины по гор-
ным дорогам18.