Введение: иконографический метод в науке о византийском и древнерусском искусстве

На вводном занятии объясняются цели и задачи курса «Иконография», вводятся базовые понятия и термины с их объяснением, рассказывается об основных этапах в формировании дисциплины, В историографическом обзоре речь идет не только об истории вопроса, направлениях и школах, но и о первоисточниках (иконографических и письменных, об иконографических подлинниках) и об архивных материалах.

Цель: формирование гордости за духовное и художественное наследие Отечества на основе содания первичной системы координат, позволяющей ориентироваться в дальнейшем материале курса.

Вводное занятие может быть интергальным по форме с использованием не только иллюстративного ряда, но и с эффектом «погружения в атмосферу» культуры Средневековья – с использованием цитирования памятников книжности, аудио-воспроизведением памятников певческого искусства.

Персоналии ученых-византинистов желательно сопроводить цитатами из их трудов, писем, мемуаров о них; фотографиями.

Иконография раннехристианско-го искусства

Одна из самых сложных тем по причине трудности для восприятия эстетики неоплатонизма и патристики. Удобно основываться на сравнительном анализе памятников римского искусства эпохи империи и памятников эпохи Диоклетиана для визуализации проблемы «дезинтеграции стиля», на этом фоне удобно перейти к проблеме «примитива» в переходную эпоху или, по Варкбургу, «патетической формулы», что позволяет выйти на проблему смены античного канона средневековым и взаимосвязанную с ней проблему становления средневекового символизма. Проэкспонировать различие «сигнитивного знака» - «символа» - «образа» -.«литургического символа». Этот логический ход предваряет рассуждения об «иконографических типах» как основе «иконографического канона».

Объяснить влияние александрийской экзегезы на раннехристианский символизм. Представить в текстах и визуально основные группы памятников раннехристианской иконографии.

Иконография «византийского антика» и ранневизантийского храма

Занятие удобно проводить в форме лекции, экскурсии (ГЭ) и цикла семинаров. На первом семинаре дать экспресс-методику по иконографическому анализу с заданием выполнить его в краткой и упрощенной схеме к следующему занятию, чтобы понять задачу анализа не в полном объеме и детализировано, но как целое, обнаружив тем самым системный подход.

Цель: довести до сведения учащихся, что начальные их представления о культуре Средневековья весьма отличаются от ее реальной глубины и совершенства, вызвать восхищение, чем пробудить усердие в освоении профессиональными знаниями и умениями.

Иконография крестово-купольного храма

Сделать преамбулу: «погружение в атмосферу эпохи», т.е. использовать методики интегрального занятия. После вовлечения в материал образного и эмоционального объяснить в лекционной подаче символику и иконографию с иллюстративным сопровождением. Углубить формирование знаний, умений, навыков занятиями-семинарами и экскурсиями (храмы СПб, Новгород). Показать значение знания иконографии в атрибуции, реставрации, экспертизе.

Цель: формирование знаний, умений, навыков анализировать программу храма как целое

Иконография высокого иконостаса

Дать общую схему высокого иконостаса, объяснить его возникновение влиянием исихазма, выявить необходимость всегда учитывать междисциплинарные связи в поисках смысла.

Иконография православного храма

Цель: формирование высокопрофессиональных знаний, умений, навыков в области иконографического анализа в перспективе достойного освоения специальности. Использование интегральной формы занятий, лекционной формы как базовой, семинаров и экскурсий. Именно эта тема может быть проработана в виде курсовых и дипломной работ.

Иконография Иисуса Христа

Академическая лекционная подача с отработкой методик иконографического анализа с расширенным спектром иконографических параллелей. Междисциплинарный подход реализуется в аспекте сопоставления догматического богословия и иконографических типов.

Иконография Богоматери

В этом разделе особое внимание уделяется письменным первоисточникам, т.к. апокрифы составляют сложность для изучения и систематизации.Отдельное внимание (реферирование, семинары) – классическому труду Н.П.Кондакова «Иконография Богоматери», обратить вимание на его методологию и методы. Неспешно разобрать изводы и лежащие в их основе культы и предания.

Иконография Ангелов

Особое внимание уделить текстам Ветхого завета и Дионисия Ареопагита.

Иконография Святых (по чинам святости)

Особое внимание современным концепциям критической агиографии в аспекте влияния агиографии и культа на иконографию святых. Раздельно разобрать иконографию каждого чина, уделив внимание устойчивым атрибутам. Объяснить формирование иконографии новопрославленных святых.

Наши рекомендации