Займите ребенка и не позволяйте капризничать
Когда ребенок болен, разумнее постараться вернуться к нормальному
образу жизни и нормальным взаимоотношениям по возможности скорее. Имеются в
виду такие мелочи, как спокойное, дружелюбное выражение лица; тон вашего
голоса, когда вы спрашиваете, как он себя чувствует, должен быть такой, как
будто вы ожидаете услышать хорошие новости (справляться о его здоровье
достаточно только один раз в день). Когда вы увидете из опыта, какую еду и
питье он предпочитает, подавайте ее как бы между прочим. Не спрашивайте
ребенка робким голосом, нравится ли ему еда, и не хвалите его сверх меры,
если он съест несколько ложек. Особенно избегайте заставлять и уговаривать
его есть, разве что врач сочтет это необходимым. От уговоров аппетит
больного ребенка пропадет легче, чем у здорового.
Когда ребенок прыгает в кровати, скажите ему, что, лежа спокойно, он
выздоровеет скорее, но не угрожайте ему, что болезнь может ухудшиться. Еще
лучше поменьше говорить с ним на эту тему (разве что он совсем не
слушается), а постараться занять его чем-нибудь, чтобы он находился в покое.
Покупая ребенку новые игрушки, выбирайте такие, которыми он может
играть без вашей помощи и которые позволят ему воспользоваться своим
воображением (кубики, конструкторы, принадлежности для шитья или вязания,
рисования, моделирования, коллекции марок, надевание бус на нитку и т. п.)
Такие занятия требуют от ребенка смекалки и надолго занимают его, в то время
как красивые, но бесполезные игрушки быстро теряют свою привлекательность и
только разжигают его аппетит к новым подаркам.
Давайте ему новые игрушки по одной, а не все сразу. Не обязательно
покупать игрушки. Ребенок с удовольствием вырезает картинки из старых
журналов, делает альбомы газетных вырезок, строгает и вырезает из дерева,
строит при помощи бумаги и клея. Если ребенку предстоит долго лежать, но
чувствует он себя хорошо, пусть кто-нибудь из семьи занимается с ним по
школьной программе регулярно каждый день.
Ребенку, как и каждому человеку, нужно иногда общество других людей.
Поиграйте с ним или почитайте ему. Но, если он требует все больше и больше
внимания, не вступайте с ним в пререкания и споры. Установите определенные
часы, когда он может рассчитывать на ваше общество, и он будет знать, что в
другие часы вы заняты своими делами. Если болезнь не заразная и врач
разрешает посещения, приглашайте к своему ребенку других детей поиграть с
ним, оставляйте их обедать. Все эти меры позволят ребенку вести максимально
возможный нормальный образ жизни. Не допускайте плохого поведения ребенка и
нечуткости по отношению к другим членам семьи. Избегайте обеспокоенных
взглядов, мыслей, фраз.
* Если ребенку предстоит лечь в больницу *
Как ему помочь.
Очень трудно советовать, как подготовить ребенка к мысли о
необходимости лечь в больницу. Обычно пребывание в ней связано с болезнью
или лечением, что беспокоит родителей. годом и тремя ребенок особенно трудно
переносит разлуку с родителями. Ему кажется, что он их больше никогда не
увидит. В больнице он чувствует себя подавленно. Когда родители приходят его
навещать, он всем видом выражает молчаливый упрек и даже отказывается
вначале с ними здороваться.
В возрасте после 3 лет ребенка особенно пугает перспектива пребывания в
больнице и то, что ему предстоит там перенести. Его пугает мысль о боли и
телесных повреждениях. Если родители пообещают, что в больнице ему будет
хорошо, а потом там произойдет что-нибудь неприятное, то ребенок потеряет
доверие к родителям. Но, с другой стороны, если родители расскажут ему обо
всем, что его ждет в больнице, он будет больше страдать в ожидании этого,
чем во время пребывания там.
Очень важно, чтобы родители проявили максимум спокойствия и
уверенности, на какие они только способны, но искренне, чтобы это не звучало
фальшиво. Если ребенок никогда раньше не был в больнице, он в страхе
пытается представить себе, какой будет его жизнь там, и, вероятно, готовит
себя к худшему. Родители скорее успокоят его описаниями жизни в больнице
вообще, чем спорами, будет ли ему очень больно или не очень. Расскажите
ребенку, как сестра разбудит его рано утром и умоет прямо в постели, что еду
принесут на подносе и он будет есть в постели, что он сможет играть с
другими детьми, что он будет пользоваться судном, а не туалетом, что он
сможет звонком вызвать няню, если ему что-нибудь понадобится. Скажите, что
вы будете навещать его в установленные часы и приносить ему передачи.
Скажите ребенку, что в одной палате с ним будут и другие дети. Вы можете
вместе отобрать игрушки и книжки, которые он возьмет с собой. Может быть, у
вас есть маленький радиоприемник или вы можете одолжить его у знакомых,
чтобы дать ребенку с собой в больницу. Ему понравится электрический звонок
для вызова сестры.
Таким образом, делая основной упор на повседневную, более приятную
часть пребывания в больнице, вы скажете ребенку только правду, потому что
даже в самом худшем случае большую часть времени в больнице он проведет,
придумывая, чем бы себя занять. Конечно, ему надо немного рассказать и о
лечебных процедурах, но пусть он поймет, что они занимают лишь небольшую
часть больничной жизни.