Традиционная культура и народное искусство
Восточной Европы, России, Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока.
«... humana universitas est quoddam totum ad quasdam partes et est quaedam pars ad quoddam totum. Est enim quoddam totum ad regna particularia et ad gentes... et est quaedem pars ad totum universum»(«... человечество в своей совокупности представляет собою нечто целое по отношению к некоторым частям и некоторую часть по отношению к некоторому целому»)
Данте
«Кроме простого мужика, все остальное у нас – ложь и призрак »
Б. Маркевич
«Достаточно услышать народную песню 15 века, чтобы понять, как низко мы пали»
А. де Сент-Экзюпери
«Профессиональное искусство - вино для избранных, народное - чистая родниковая вода для всех»
В. С. Воронов
Введение. Понятия: этнос, народность, нация, традиция, обряд. Основные особенности традиционного общества и его отличия от общества цивилизационного; перспективность традиционного общества с точки зрения выживания человечества и сохранения земной цивилизации. Непреходящее значение характерных принципов народной культуры: коллективизма, справедливости, добра и красоты как целесообразности, пользы и здоровья.
Тема 1. Восточные славяне, их специфические этнические типы, своеобразие национального характера, нравственных норм общественной и частной жизни. Причины формирования данного своеобразия. Народные традиции. Народный календарь. Сезонные крестьянские праздники, их языческие истоки. Бытовые обряды. Распространение христианства у славян. Христианский образ жизни, его отличие от язычества. Православные ритуалы и праздники.
Тема 2. Бытовая культура восточных славян. Поселение, жилище, хозяйственная деятельность. Культовое зодчество, его специфика у славянских народов. Народное художественное творчество. Обработка дерева, металла, изделия из глины, ткачество, изготовление одежды.
Тема 3. Культура славян Восточной Европы и Балкан. Историческая судьба этих народов и ее влияние на национальное искусство. Западные, южные и восточные славяне как части единого славянского этноса. Современное положение славянских народов в мировом сообществе.
Тема 3. Национальные традиции и культуры народов, проживавших на территории СССР и ныне входящих в состав Российской Федерации (прибалты, азиаты, народы Закавказья и Севера). Национальная архитектура. Дом земледельца, скотовода, охотника как жилище и как философия жизни. Наиболее распространенные народные художественные промыслы.
Тема 4. Своеобразие восточных народных традиций. Культура и традиционное искусство Китая, Японии, Кореи, Индии и др. Специфика восточных религий и национальных мировоззрений народов данного региона, взаимовлияния и связи с традиционной культурой народов нашей страны.
Тема 4. Особенности городской культуры и городского населения. Культура Петербурга-Ленинграда как интеллектуального центра России. История высшего образования в нашем городе. Традиции отечественной научной интеллигенции и студенчества.
Заключение. Национальная гордость, национальное самосознание, их соотношение с гуманизмом и интернационализмом. Государственность, патриотизм и проблема свободного развития национальных культур в современном мире. Перспективы сохранения национального своеобразия культуры и государственности славянских народов в том числе русских, белорусов и украинцев в нынешней ситуации.
Литература к курсу
Основная:
Хрестоматии:
1. Сравнительное изучение цивилизаций. Сост. Ерасов Б. М., 1999
2, В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Сост. Федоровский Н. М., 1997
3. Русское устное народное творчество. Сост. Ю.Г. Круглов и др. М., 2003
Монографии и учебные пособия:
1. Алексеев В. Историческая антропология. М., 1979
2. Андреев А., Селиванов А. Русская традиция. М., 2004
3. Арутюнов С. Народы и культуры. М., 1989
4. Бартольд В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992
5. Баронин А. Этническая психология. Киев, 2000
6. Белов В. Лад. Л. 1984 (его же Повседневная жизнь Русского Севера. М., 2000)
7. Белова О.Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005
8. Белорусы. М., 1998
9. Бенедиктов Н. Русские святыни. М., 2003
10. Бенедиктов Н. И др. Ленин: марксизм и русская идея. Н.-Новгород. 1994
11. Бестужев-Лада И. Почему вымирают русские. М., 2004
12. Бондырева С., Колесов Д. Традиции. М.-Воронеж, 2004
13. Бранский В. Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000
14. Бузин В. Этнография русских. СПб., 2007
15. Введение в этническую психологию. СПб., 1995
16. Вера. Этнос. Нация. М., 2007
17. Воронов В. О крестьянском искусстве. М. 1972
18. Гачев Г. Соседи России. Польша. Литва. Эстония. М., 2003
19. Громыко М., Буганов А. О воззрениях русского народа. М., 2000
20. Городской месяцеслов. СПб. 1993
21. Гумилев Л. География этноса в исторический период. Л 1990
22. Даль В. Месяцеслов. СПб. 1992
23. Даль В. Толковый словарь.
24. Даль В. Пословицы русского народа.
25. Долуханов П. Истоки этноса. СПб., 2000
26. Дьякон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. М.,1995
27. Еремина В. Ритуал и фольклор. Л. 1991
28. Здравомыслов А. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997
29. Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М. 1991
30. Искусство стран Востока М. 1986
31. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994
32. Клейн Л. Воскрешение Перуна. СПб., 2004
33. Колесов В. Русь: наследие в слове. СПб., 2000
34. Конрад Н. Запад и Восток. М. 1972
35. Круг земного бытия. М., 1997
36. Маковский М. Язык. Миф. Культура. М., 1996
37. Мединский В. О русском пьянстве, лени и жестокости. М., 2008
38. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М. 1993
39. Мифы народов мира. М. 1980
40. Найденова Л.П. Мир русского человека 16-17 в.в. М., 2003
41. Народы России. Энциклопедический словарь. М. 1994
42. Народный месяцеслов. М. 1992
43. Народные мастера. Традиции и школы., М., 2006
44. Некрасова М. Народное искусство как часть культуры.
45. Пилявский и др. История русской архитектуры (1-3 разд.)
46. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002
47. Пропп В. Фольклор и действительность. М. 1976
48. Религии Древнего Востока. М., 1995
49. Религиозные традиции мира. М., 1996
50. Рогов А. Мир русской души. М., 2003
51. Русские. М., 1997
52. Русская цивилизация.М.,2000
53. Русская цивилизация и соборность. М.,1994
54. Русский народ. М.,2001
55. Садохин А. Этнология. М., 2000
56. Семенова М. Мы - славяне. СПб., 1997
57. Сто народов, сто языков. М. 1992
58. Тер-Саркисянц А. Армяне. М., 1999
59. Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995
60. Традиционное жилище народов России. М., 1997
61. Украинцы. М., 2000
62. Уткин А. Россия и Запад. М., 2000
63. Чеснов Л. Лекции по исторической этнологии. М., 1998
64. Шангина И. Русский традиционный быт. СПб., 2003
65. Этнография. Учебник для исторических факультетов вузов.
66. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999
67. Яковлев Е. Искусство и мировые религии. М. 1985
Дополнительная:
1. Агеева Р. Какого мы роду-племени.М., 2000
2. Алексеев Г. Римо-католичество и экуменизм. М., 1996
3. Аль Д. Историю России рассказывает С-Петербург. С-Пб. - М. ,2001
4. Бороноев А. Смирнов П. Россия и русские. С. Пб. 1992
5. Бромлей Ю. и др. Человечество – это народы. М. 1990
6. Бромлей Ю. Современные проблемы этнографии. М. 1981
7. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988
8. Григорьева Т. Дао и логос. М., 1992
9. Гореванов И. Боевые искусства мира. Йошкар-Ола, 1994
10. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли.
11. Гусев В. Эстетика фольклора М. 1967
12. Даркевич В. Народная культура средневековья. М. 1988
13. Дмитриева С. Фольклор и народное искусство русских. М., 1988
14. Жегалова С. Художественная культура русской деревни. М. 1983
15. Жидков В., Соколов К. Десять веков российской ментальности. С-Пб., 2001
16. Забелин М. Русский народ, его обряды...
17. Ивянская И. Мир жилища. М., 2000
18. Итс Р. У янтарного моря. М. 1983
19. Итс Р. Века и поколения. Л. 1986
20. Клейн Л. Археологические источники. Л. 1978
21. Ковалев Н. Рассказы о простых вещах. С-Пб. 1993
22. Лавров С. Фроянов И. Русский народ и государство. С-Пб. 1995
23. Лебон Г. Психологические законы эволюции народов. М., 1996
24. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1983 (или его же Первобытное мышление. М. 1994)
25. Мухин А., Здоровец Я. Диаспоры и землячество: вопросы влияния. М., 2005
26. Некрасова М. Современное народное искусство Л. 1980
27. Ополовников А. Русский Север. М. 1977
28. Поршнев Б. Социальная психология и история. 1979
29. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки Л. 1986
30. Пушкарев Л. Духовный мир русского крестьянина. М. 1994
31. Русская семейная и сексуальная культура глазами истриков, этногрфов… М., 2004
32. Русские. Этносоциологические очерки. М.,1991
33. Русские народные традиции и современность. М., 1995
34. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М. 1987
35. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М. 1981
36. Свенцицкая И. Раннее христианство. М.,1987
37. Словарь русских суеверий. Н. Новгород, 1995
38. Соколова Т. Орнамент - почерк эпохи. Л. 1972
39. Симонов П. и др. Происхождение духовности. М. 1989
40. Терещенко А. Быт русского народа. М.,1997
41. Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983
42. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М. 1980
43. Фроянов И. Погружение в бездну. С-Пб., 1999
44. Чиркович С. Сербия. Средние века. М., 1996
45. Шамаро А. Православие и русская культура. М. 1980
46. Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. М., 2000
47. Этнознаковые функции культуры. М. 1996
Интернет:
http://dnt.cultur.ru
www.liturgy.ru
www.Vitoslavici.ru
www.villa.ru
www.Kiji.ru
http://www.remesla.ru/
www.pravoslavie.ru
http://religion.russ.ru/
http://www.tserkov.info/
www.ethnomuseum.ru
Темы практических занятий, вопросы к ним и первоисточники для конспектирования.
Требования к конспекту.Конспект - это краткое изложение (в основном своими словами, а не цитатами из текста) главных идей конспектируемой работы. Изучая первоисточник, по заданной теме практического занятия, следует рассмотреть выбранную работу в целом, и по составленному конспекту (желательно на отведенных для этой цели полях) сделать пометки - что именно подходит для ответа на тот или иной вопрос практического занятия. До начала конспектирования следует найти и записать краткие сведения об авторе работы, времени и причинах ее создания. Из списка первоисточников к определенной теме необходимо выбрать по одному источнику из каждого пронумерованного блока.
Выступление на практическом занятии строится на основе конспектов первоисточников, которые не пересказываются, а анализируются, исходя из проблем, сформулированных в вопросах практического занятия. Приветствуется сопоставление разных мнений по одной проблеме. Для этого можно использовать лекции, материалы антологии текстов из 2-й части пособия и литературу по программе.