Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари
Спроси сейчас даже сведущего в литературе человека, что значит «чин асессора» в то время, он вряд ли ответит точно. Такова инерция мышления, такова инерция литературного восприятия слов, что кажется, что «асессор» — это ничтожно мало и что, таким образом, Молчалин удовольствовался ничтожной подачкой. К о л л е ж с к и й же асессор — это 8-й класс (из 14) по табелю о рангах.
Молчалин товстоноговского спектакля имел, таким образом, «юридическое» право чувствовать себя достаточно преуспевшим, чтобы с высоты своего положения давать Чацкому советы, иронией отмечая свое превосходство в познании жизни.
Традиции сценического истолкования пьесы, освященные великими именами и дорогими театральными преданиями, создали опасное ощущение исчерпанности пьесы, которая, оставаясь в числе самых чтимых классических литературных произведе-
Р. Б е н ь я ш . Без грима и в гриме. Л., 1965, с. 201.
Ний, у ж е не может представлять ж и в о г о интереса для театра. «Горе от ума» редко встречалось даже в числе утренников.
Товстоногов, задумав ставить «Горе от ума», прежде всего должен был преодолеть «очень двойственное отношение к этому произведению: огромное эмоциональное воздействие в процессе чтения, огромное волнение, которое испытываешь тогда, когда читаешь это произведение, и странная тоска и угнетение при встрече с его сценическим воспроизведением».1
В этой же беседе Товстоногов назвал некоторые спектакли, которые довелось ему видеть: «видел в М а л о м театре, в М Х А Т (с у ж е старым Качаловым)», много раз смотрел периферийные спектакли, видел «совершенно в стороне стоящее «Горе уму» Всеволода Мейерхольда», но «первозданного впечатления от произведения, когда его читаешь, ни разу получить еще мне, как зрителю, не удалось».
Для Товстоногова всегда важно бывает определить, так сказать, стратегическую задачу, сориентироваться в соотношении традиций, определить сегодняшнее место произведения, точку нахождения пьесы в движущейся истории театра. Его интуиция художника возникает на хорошо подготовленной почве. Он как-то заметил, что хорошее и новое сценическое решение должно быть «логичным и неожиданным». Видимо, эта двучленная формула предполагает основательную академическую подготовку, на основе которой возникает «неожиданное», интуитивное, художническое прозрение. П р и всей своей неожиданности товстоноговское решение «Горя от ума» было логичным.
Несмотря на то, что многие спектакли Б Д Т имели зрительский успех, подолгу сохраняясь в репертуаре, и получали, как правило, отличную прессу, вокруг почти каждого спектакля разгоралась борьба мнений. Спектакль «Горе от ума» не был исключением.
Всякое новое решение опровергает старую привычку, установившийся взгляд или мнение.
В своих работах над классикой Товстоногов не только открывал новые выразительные возможности театрального искусства, не только предлагал новые трактовки известных произведений, но, и это самое существенное, обогащал реализм русской сценической культуры. В конце концов именно расширение средств и методов реалистической выразительности есть самое ценное в творчестве того или иного художника.
Подчас даже весьма тонкие знатоки литературы и театра оказывались не в состоянии ощутить и внутренне принять то новое, что несли в себе постановки Товстоногова. Выступая на обсуждении «Горя от ума», известный знаток Грибоедова Н. К. Пиксанов высказался категорически: «То, что мы видим
1 Стенограмма беседы Г. Товстоногова, посвященной постановке пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума».
в постановке Б Д Т , — это отменяет реализм. Это или натурализм, или формализм и различные такие экспериментальные опыты».1 Не принял трактовку образа Чацкого и такой тонкий театральный критик, как Б. В. Алперс, увидевший в исполнении Юрского «слабого, раздавленного человека», полагавший, что предложенная театром трактовка «вконец разрушает основу, на которой стоит здание грибоедовской комедии».2
Эти критические высказывания подтверждают, что вокруг работ Товстоногова не было атмосферы благополучного единодушия, что спектакли несли в себе ощутимый полемический заряд. Рассматривая сегодня эти отзывы критиков, нет н у ж д ы «ограждать» театр, приводить в противовес им иные, не менее авторитетные, но более благожелательные отзывы. Критика эта ценна для нас (и для всего театрального искусства) как пробный камень, на котором оттачивается новаторство художника. В конце концов тот же Н. К. Пиксанов довольно точно определяет «натурализм» «Горя от ума». Действительно, для человека, стоящего на крепчайшей литературоведческой основе, трудно представить себе «Горе от ума» без постановочного блеска, без атмосферы «грибоедовской Москвы», без того внутреннего (а подчас и попросту внешне актерского) пафоса, которые прочно укрепились в сценической истории прославленной комедии.
Естественно, что та система отношений, которая была выстроена в спектакле и опиралась на самую обыкновенную ж и -тейскую, а не театрально-традиционную логику, должна показаться «натурализмом». Режиссер же хотел только одного — прочитать классическую пьесу с позиций современности.
Сейчас у ж е непросто представить, что было, так сказать, духовной повседневностью тех дней, когда начиналась работа над «Горем от ума», о чем велись споры, что занимало умы, что вкладывалось в понятие «современность».
Выяснить это необходимо, ибо без воздуха времени становятся неясными и о б щ и й пафос спектакля, и его частности, и накал споров, которые он породил. Представить себе заботы театральных людей помогает один из номеров журнала «Театр» за 1962 год (№ 2 ) , необычный по своей структуре. Редакция посвятила его одному д н ю в ж и з н и страны, в истории советского театра. Выбрали день 27 октября 1961 года, обратились к известным режиссерам, писателям, артистам, критикам с просьбой рассказать, как был ими прожит этот день, о чем они думали, что делали. На просьбу редакции в числе других откликнулся и Товстоногов.
Утром этого дня в Большом драматическом был общественный просмотр' спектакля «Четвертый» К. Симонова, вечером
1 Стенограмма обсуждения спектакля «Горе от ума». 13 декабря 1962 г. Библ2иотека ЛО ВТО, № 1743-с. Там же.
шли «Пять вечеров». День был заполнен делами самого различного рода — от распределения квартир до работы над макетом «Горя от ума». Из макетной Товстоногов зашел в кабинет заведующего литературной частью (многие годы в этой с л о ж н о й должности работает Д. М. Ш в а р ц ) , где группа актеров и режиссеров горячо обсуждала речь А. Твардовского на X X I I съезде К П С С . «Ну как было не включиться в этот волнующий всех разговор? Как-то незаметно разговор перешел на вопросы репертуара, перспективы заграничных гастролей, создание своей театральной студии. Возникла оживленная дискуссия о современной актерской школе, современной пьесе, современном театре. Я слушал, говорил сам, приводил примеры и вдруг понял, что нашел отправную точку для своего доклада. (В статье упоминается о подготовке доклада «Художественная выразительность современного спектакля».—Ю. Р.). П а р т и я говорит народу правду и от художника требует только одного — правды. Современность — есть высшее проявление правды жизни в искус-стве...»1
Слово «современность» становится едва ли не самым характерным словом театрального обихода. О современности думают, спорят, ее и щ у т в пьесах и спектаклях. Советское искусство все больше приближается к современности, открывая новые темпы жизни, выводя новых героев, обретая иную меру художественной правды. М ы с л и о современности искусства активно занимают Товстоногова.
Замысел «Горя от ума» вызревал в атмосфере резко обострившихся творческих споров, художественных поисков, активного пересмотра некоторых старых положений и репутаций. Вся деятельность Товстоногова подчинена в это время, как мы видели, поискам современности в театре, которую он понимал не как злободневность, но как формулу искусства, способную сегодня на базе культурного наследия дать новую художественную систему, ответить на духовные запросы зрителей, связать исконную духовную традицию с современным днем. Об этом же говорил в упоминавшейся у ж е речи А. Твардовский, считавший, что «мы не д о л ж н ы забывать, что наследуем непосредственно нашей великой классической литературе, которая оказала и оказывает властное влияние на многие самые развитые литер а т у р ы мира. И достойными нашего великого времени мы сможем быть, только будучи достойными продолжателями традиций высокого мастерства и нравственной силы великих предшественников советской литературы».
Все крупные статьи Товстоногова 1961 года посвящены этой проблеме: «Классик и современник», «Современность и традиции», «Что есть современность?», «Современность в театре», «О новом по-новому». Это не выборочно взятые названия — ста-
1 «Театр», 1962, № 2, с. 66.
тьи напечатаны подряд, одна за другой. В следующем году Товстоногов начнет п у б л и к а ц и ю серии статей под о б щ и м заголовком «Проблемы современной режиссуры», которые послужат в будущем основой для его к н и г и «О профессии режиссера».
Спектакль «Горе от ума» не мог не вызвать острейшей полемики. Никто из оппонентов не отказывал спектаклю в яркости, талантливости, никто не отрицал наличия в нем ясного режиссерского замысла и многих актерских удач, никто не отрицал его новизны. Спор шел о принципиальной возможности нового подхода к классическому произведению, спор шел о природе реализма.
Самым авторитетным противником товстоноговского спектакля явился Б. Бабочкин, опубликовавший статью «Традиционная классика и классическая традиция»,1 в которой подверг резкой критике и спектакль Товстоногова, и постановку этой же пьесы в М а л о м театре (режиссер Е. Симонов).
«Коренным недостатком товстоноговской постановки, несомненно, является ее антиисторизм,— писал Б. Бабочкин.— Неправомерное сближение грибоедовской пьесы с современностью привело к тому, что конфликты и типы прошлой эпохи предстали как бы вневременными, присущими всем эпохам, в том числе и нашему времени».
Д р у г о й критик — Ю. Зубков, солидарный с Б. Бабочкиным, указывал на то, что зрительный зал слишком современно воспринимает слова Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы д о л ж н ы принять за образцы» — и делал вывод, что театр пропагандирует конфликт «отцов и детей».
Солидарны были эти критики в утверждении, что спектакль Товстоногова лишает Чацкого, а с ним и всю комедию «романтической приподнятости», «начисто лишает образ начал героических, качеств борца».
Вопрос о правомерности такой трактовки, которую предло-ж и л в своем спектакле Товстоногов, приобретал в контексте времени, в реальной обстановке действительную остроту и немалую сложность. Д а ж е самые ярые ревнители традиций никогда не осмеливались сказать, что искусство остановилось и что ничего нового, против того, что у ж е было, изобретать не надо. Никто не отрицал необходимость и неизбежность движения исторического опыта и эстетических представлений.
Однако всякое желание поставить классическую пьесу с реальным учетом исторического, театрального и эстетического опыта воспринималось с трудом.
Где тут «золотая середина»? Сам Товстоногов в ходе репетиций понимал, что этот вопрос неизбежно встанет и что нужно дать ответ на то, как же сочетать верность исторической эпохе и с е г о д н я ш н ю ю актуальность пьесы, в чем видеть ее современ-
1 «Знамя», 1963, № 5, с. 208. 94
ность. Он говорил на первой репетиции, отвечая на вопрос исполнителя: «...вы д о л ж н ы верить в то, что Скалозуб — полковник тех времен. Но если вас граждански волнует то, что вы говорите,— всякий консерватизм, всякий догматизм, то в этом и будет современность». Принцип этот кажется совершенно верным.
Б. Бабочкин в той же статье поднимал и еще один вопрос, связанный с классической традицией истолкования «Горя от ума». Он полагал, что «великая классическая традиция исполнения «Горя от ума» еще далеко не исчерпана, она оставляет еще громадный простор для новых, неожиданных открытий — и режиссерских, и актерских». Очевидно, что с этой мыслью можно согласиться, хотя из статьи неясно, где этот «громадный простор», во всяком случае, никто из режиссеров не воспользовался этим «простором». Спектакль Малого театра, поставленный Е. Симоновым в 1966 году, содержал ряд интересных интермедий, намекавших на прямую связь Чацкого с декабристами, но в существе своем был добротно традиционен.
К а к всякое талантливое произведение, спектакль «Горе от ума» Товстоногова нес в себе п р и м е т ы художественной ж и з н и того времени и, как всякое большое явление искусства, уходил корнями в глубь исторически сложившихся традиций.
В том времени, близком, но у ж е отдалившемся от нынешнего дня, остались издержки спектакля, его крайности, его полемичность. В будущее были устремлены его поиски. Если так представить себе картину театральных споров и исканий, то с большим основанием нужно будет сказать, что и «Горе от ума», и многие другие спектакли Товстоногова, предшествовавшие грибоедовской комедии, означали весьма плодотворные поиски нового в нашем театральном искусстве. И споры, в конце концов, велись вокруг вопроса о том, каким быть сегодняшнему искусству.
В таких спектаклях, как «Оптимистическая трагедия», «Лиса и виноград», «Идиот», «Пять вечеров», «Варвары», «Гибель эскадры», «Океан», и в «Горе от ума» режиссер искал, пробовал и проверял новые идейные подходы к искусству театра, новые выразительные средства, новую методологию.
Следующая встреча с русской классикой произошла через четыре года — в начале 1965 года состоялась премьера «Трех сестер». За это время была поставлена п р о ш е д ш а я без особого успеха «Палата» С. Алешина, под руководством Товстоногова выпущены «Перед ужином» В. Розова (режиссер В. Голиков) и «Еще раз про любовь» Э. Радзинского (режиссер Ю. Аксенов), а также два телевизионных спектакля: «Если позовет товарищ» В. Конецкого и «Мститель» по Г. Вайзенборну.
Этот период был отмечен большим и принципиальным успехом «Поднятой целины» М. Шолохова. Существует, видимо, сложно опосредованная связь между опытом работы над совре-
менной пьесой и пьесой классической, где-то в интуитивной глубине творческого сознания происходит перекличка идей, проливается новый свет на старое произведение. Не забывается, естественно, и опыт работы над классикой. После «Идиота», «Варваров», «Горя от ума» встреча с Чеховым казалась неизбежной. Размышления о личности человека, стремление познать нынешнюю духовность и нравственность, сегодняшние меры человечности по-особому остро соотнесены с миром чеховских героев, с поэтикой Чехова, его бесстрашным гуманизмом. Из драм Чехова Товстоногов выбрал «Три сестры», «любимую пьесу».
Приступая к работе над спектаклем, Товстоногов был озабочен тем, чтобы преодолеть силу сложившихся представлений о чеховской драматургии, отказаться «от традиций, установленных критической литературой со сценическими интерпрета-циями».1
Б л и ж а й ш и м спектаклем, воплощавшим традиции сценического решения «Трех сестер», была постановка Вл. И. Немировича-Данченко, осуществленная в 1940 году. Товстоногов не собирался оспаривать ее величие и ее новаторский смысл или полемизировать с методом, которым пользовался Немирович. Он хотел только найти сегодняшнее ощущение трагедии героев Чехова, которые все (кроме Наташи) были ему дороги, но все вызывали «противоречивые чувства».2
Определяя в беседе с участниками мхатовских «Трех сестер» свое видение пьесы, Немирович-Данченко говорил: «Моя мысль всегда толкается вот в какую область: мечта, мечтатели, мечта и действительность. И — тоска: тоска по лучшей жизни. И еще нечто очень важное, что создает драматическую к о л л и з и ю , — это чувство долга. Долга по отношению к себе и к д р у г и м . . .
В них (в сестрах) очевидно одно — желание оторваться от той жизни, которая их сейчас окружает, глубокая и мучительная неудовлетворенность действительностью, несущей в себе пошлость, самую определенную,— пошлость не в смысле подлости (надо взять глубже), а в смысле бескрылости, отсутствия мечты... Так вот, мечты и действительность, мечтатели среди тусклой действительности и пошлости — вот, по-моему, зерно спектакля».3
Определяя идею своего спектакля, Товстоногов считал, что режиссер «вправе задать вопрос: только ли время, о к р у ж а ю щ а я действительность мешают людям жить умно, красиво, содержательно? Сегодня, мне кажется, в а ж н о сказать, что не только что-то и кто-то извне, но и сами они, чеховские г е р о и , — умные, тонкие, страдающие — своей пассивностью, безволием губят друг
21 Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 157. 3 Там же.
Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию.— «Три сестры» в постановке МХАТ. М, 1963, с. 150.
друга. Конечно, такими они стали незаметно для себя и в силу определенных законов человеческого общежития. Но это не может оправдать их равнодушие и даже жестокость».1
Из сопоставления режиссерских деклараций очевидна не только разница подходов к пьесе Чехова, но и то важное обстоятельство, что Товстоногов ищет прежде всего связь пьесы со своим временем.
Товстоногов — как и обычно — строго следовал мхатовской методологии. Прав К. Рудницкий, когда замечает, предваряя свою рецензию на «Трех сестер», что это обстоятельство придавало спектаклю характер эксперимента, ибо на мхатовских путях драматургия Чехова казалась как бы исчерпанной. От исхода эксперимента «во многом зависел ответ на вопрос о сегодняшней жизненности чеховских пьес».2
Ход работы над спектаклем полно отражен в записях репетиций, которые были опубликованы в книге Товстоногова «Круг мыслей».
Художница С. Юнович предложила огромную сценическую площадку, полную воздуха, простора. Тут были все приметы быта, все его реалии, но располагались они не в замкнутом комнатном пространстве, а на вольном просторе, на ветру. Возникал тревожный образ Времени, России... Фурки приближали к нам И р и н у и Тузенбаха, чтобы мы прониклись мечтательным восторгом его любви и встревожились за него, потом «крупный план» выделил М а ш у и Вершинина, в минуту их желанного одиночества и счастья, придвинул к нам Соленого и Тузенбаха в момент их главного разговора, в финале режиссер поставит лицом к лицу с залом трех сестер: «Зачем мы живем, зачем мы страдаем... Если бы знать, если бы знать!»
Они не знали, но режиссер обязан это знать, чтобы мы сегодня смогли о щ у т и т ь н а ш у ж и в у ю , непосредственную связь с той далекой ж и з н ь ю , пропустить через собственную ж и з н ь драмы и боли героев Чехова.
Режиссер ничего не простил своим любимым героям — ни их прекраснодушия и слабости, ни вялости воли и бездействия, но и не пропустил ничего из их духовных достоинств, самоотверженности, чистоты помыслов. Он так построил конфликты спектакля, что в к а ж д о м герое (кроме Н а т а ш и ) открылись страдающие души, боль униженного достоинства, трагедия невозможности счастья.
Страдала, но не сдавалась, оставалась стойкой, готовой к новым испытаниям Ольга — 3. Ш а р к о ; Ирина — Э. Попова переломила себя, согласившись пойти замуж за барона, но, потеряв его, оказалась опустошенной; М а ш а — Т. Доронина открыла для себя невозможное, невиданное счастье, придавшее
21 Г. Т о в с т о н о г о в . Круг мыслей, с. 155. «Театр», 1965, № 5, с. 35.