Билет 12 Особенности гармонического мышления композиторов 20 века
В области гармонии музыка XX века открыла новые средства выразительности в сферах расширенной тональности, сложного лада, полифонического образования гармонии, интервальной структуры созвучий, функциональных связей аккордов, голосоведения, фактуры.В XX веке возник огромный стилевой диапазон — от подчеркнутой однотональной диатоники, монотонической гармонии до сложноладовой расширенной тональности, линеарной гармонии. Для современной музыки характерно воплощение конфликтных образов и полярных эмоциональных состояний — от задорного юмора, лучезарного веселья до трагедийных, апокалиптических взрывов, от сокровенной лирики до зловещих образов наваждения, небытия, конца света, Страшного суда. Такие крупные композиторы, как Б. Барток, Б.Бриттен, В.Лютославский, О.Мессиан, Д.Мийо, А.Онеггер, К.Орф, К.Пендерецкий, Ф.Пуленк, С.Прокофьев, И.Стравинский, П.Хиндемит, К. Шимановский, Д. Шостакович и многие другие сохраняют в целом тональную основу музыки, но в гармонический язык каждого из них вносится много индивидуальных новых черт.Атональное и сериальное направления также дали ряд крупных достижений в гармонии в творчестве А.Шёнберга ( "Лунного Пьеро"), А.Берга ("Воц-Цек"), А.Веберна, К.Штокхаузена, П.Булеза. Хроматический двенадцатиступенный лад-серия дает возможность создания новых выразительных гармонических, полифонических и сонорных образов, линий развития и созвучий. Четвертитоновая шкала интервалов дополняет эти возможности. Расширенная тональность и сложноладовая гармония в творчестве классиков XX века, принадлежащих к первому из перечисленных выше основных направлений в сфере гармонического языка. Обогащается само понятие лада. Появляется многосоставный, сложный лад. Вокруг его тоники объединяются мелодические и гармонические обороты различных, часто далеких тональностей, а также натурально-ладовые обороты, построенные от того же тонического звука или от новой временной опоры, политональные и полиладовые приемы. Таким образом, любой аккорд может быть взят после любого, а тональность обогащается, расширяется.Расширенная тональность обогащается аккордами далеких строев, взятыми сопоставлением тоник или мелодико-гармоническими переходами без модулирующих аккордов.Мелодический звукоряд каждой тональности становится реально двенадцатиступенным. На любой ступени (диатонической, низкой, высокой) может быть построен любой аккорд. Этот аккорд может быть мажорным или минорным, консонирующим или диссонирующим, терцовым или нетерцовым. Каждая ступень раздваивается и на каждой из них строится любой аккорд. Гармонии далеких строев выполняют функции побочных ступеней. Признаком основной тональности является тоника, подчеркнутая ритмически в кадансе.Характерно взаимодействие натурально-ладовой, функциональной и красочной гармонии.Терцовая структура аккордов дополняется или заменяется нетерцовой.Сами функции усложняются, обогащаются, становятся разнообразнее. Особо выделяются различные медианты и вводно-тоновые ступени, верхняя и нижняя.Характерно возникновение особых ледообразований, индивидуально присущих данному автору.Ранний И. СТРАВИНСКИЙ первым установил полиладовое расщепление любых ступеней в созвучиях и попевках, в том числе резкое расщепление терции, присущее фольклору. В его неоклассических опусах возникают полидадовые мажоро-минорные созвучия — переченья, а также полифункциональные столкновения гомофонного или аккордового комплекса с диссонирующим, часто инотональным басом, широко развита политональность. Нетерцовые созвучия акцентно выделены уже в ранних его опусахФактура в творчестве композиторов XX века предельно разнообразна — от прозрачного двухголосия и монодии до гетерофонной и канонической микрополифонии, многоэтажных гармоний — тембров, политональных наслоений.Возможны и унисоны, и аккорды с пропущенными тонами, колористические наслоения тонов и множественный контрапункт струнных или всего оркестра.Характерен множественный свободный контрапункт, в котором непрерывно включаются и выключаются отдельные голоса и целые линии. Полифонически вторгаются не только неожиданные контрапункты, но и новые темы.Развивается и песенная подголосочность, певучая гетерофония.Творческие направления привержены строгой певучей диатонике, остинатной малообъемности лада, более ограничительной, чем у классиков XIX века (К. Орф, Г. Свиридов минималисты).В творчестве К.Шимановского, С.Прокофьева диатоника не довлеет, а свободно перетекает в ладовую переменность, гибкую переливчатость ладовой и метроритмической речи, сложноладовость, вариантность мелоса и гармонического движения. Это очень сродни славянскому фольклору с его поливариантностью и полиладовостью мелодики в гетерофонии. Д. Шостаковичу присущ линеарно-полифонический склад, напряженное развитие мелоса, длительное и активное движение голосов партитуры, постепенное достижение кульминации, а в аккордике — свободная полифонизация гармонии, хроматизированные тональности.