III. Подведение итогов

Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора... На табло взгляните все — Подведем итог игре. Подсчет «X» и «О». Награждение.

IV. Проверка техники чтения

(Тексты 1 и 2 для проверки техники чтения см. в прило­жении.)

Вопросы и задания к тексту 1:

1. Какая беда приключилась с военным лётчиком?

2. Кто стал его верным другом? Расскажи о нём. Вопросы к тексту 2:

1. Что ты чувствовал, когда читал первую часть сказки?

2. Как мудрый народ сумел объяснить появление такой птицы, как кукушка?

ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС

Уроки 1-2. Тема: Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством Е.Л. Швар­ца; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; от­рабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать характер и поступки героев; развивать память, речь, мыш­ление.

Ход урока 1 I. Организационный момент

П. Речевая разминка

— Прочитайте загадки, отгадайте.

Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его.

(Время.)

Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы.)

— Прочитайте загадки скороговоркой.

III. Вводная беседа о новомразделе

— Неслучайно наш урок я начала этими загадками. Вспом­ните отгадки и подумайте, как эти два слова могут быть связаны друг с другом.

(Слушаются ответы детей.)

—Прочитайте название раздела, который мы с вами начнем изучать. («Делу время — потехе час».)

—Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения в данном разделе? Как
вы считаете?

IV. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца

1. Вводная беседа.

—Прочитайте имя писателя, чью сказку мы будем читать.

—Что вы о нем знаете?

2. Рассказ учителя о писателе.

Евгений Львович Шварц вырос в маленьком провинциаль­ном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земс­кий врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои кото­рой попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все уто­нут». И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел дру­зей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь твер­до решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писа­тель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или при­глушало то, что зародилось в... майкопские годы».

V. Физкультминутка

VI. Знакомство со сказкой

1. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися.

2. Беседа после чтения.

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Итог урока

—Какой раздел начали изучать?

—С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

—Какое произведение читали?

Домашнее задание:перечитать сказку; найти толкование непо­нятных слов и выражений.

III. Подведение итогов - student2.ru Дополнительный материал Евгений Львович Шварц (1896—1958)

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отрочески годы провел в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914-1916 гг.). В печати впервые выступил 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Еж» i «Чиж». С 1926 г. вел дневники. В конце 20-30-х годов работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательств «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время бы секретарем К.И. Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повеет] Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (об 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).

Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», поставлена в 1929 г., из дана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатири ческая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок Х.К. Андерсе на для создания собственного художественного мира (пьесы: «Гольи король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г. «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940 г.). В годы Великой Отече ственной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дра кон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссером Н.П. Акимовым в Ле нинградском театре комедии). В послевоенные годы в его драматур гии усилилось внимание к психологическим и бытовы» подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенно! чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.), «Дон Кихот», (1957 г. по роману М. де Сервантеса) и др. Умер Е.Л. Шварц 15 января 1958 г в Ленинграде.

Ход урока 2

Наши рекомендации