О родителях, запутавшихся в новых теориях
Обычно это люди двух типов. Первые - это те, кого воспитали
неуверенными в себе. Поэтому им поневоле приходится следовать советам,
получаемым со всех сторон. А вторые - это те, кто недоволен своим
воспитанием. Такие люди хорошо помнят, как они внутренне восставали против
тирании родителей, и они не хотели бы, чтобы их дети чувствовали к ним то же
самое. Таким родителям придется трудно. Если вы воспитываете детей так же,
как это делали ваши родители, то вы точно знаете, какой степени послушания и
вежливости вы от них хотите. Вам не нужно ничего придумывать. Но если вы
хотите обращаться с ними иначе, чем ваши родители обращались с вами
(например, не так строго или более по-товарищески), то вы лишены образца и
подчас будете в затруднении, не зная, как поступить. Например, если ребенок
начинает пользоваться вашей мягкостью, это вас возмутит, но вам трудно будет
сладить с ним, так как чем больше вы сердитесь на ребенка, тем более
виноватыми себя чувствуете, считая, что становитесь похожими на своих
родителей, чего твердо решили избегать.
Конечно, для большей ясности я несколько преувеличил трудности, с
которыми сталкиваются молодые родители. Большинство из нас частично
принимает, а частично отвергает методы воспитания, которым пользовались наши
родители. Вопрос лишь, в какой степени. Большинство из нас приходит к
определенному компромиссу между родительскими методами и новыми теориями
воспитания, и этот компромисс оказывается искомой золотой серединой.
Будьте последовательны.
Если вы предпочитаете строгое воспитание, будьте последовательны в
строгости. Умеренная строгость в смысле требования хороших манер,
беспрекословного послушания, аккуратности не причинит ребенку вреда, если
родители по своей натуре добрые люди и если дети растут счастливыми и
общительными. Но строгость вредна, если родители грубы с детьми и постоянно
недовольны ими, если они в своих требованиях не делают скидки на возраст и
индивидуальные качества ребенка. В таких условиях ребенок вырастет либо
малодушным и бесцветным, либо жестоким человеком.
Родители, которые предпочитают непринужденность в обращении с ребенком,
которые не придают большого значения его манерам (лишь бы он вообще любил
людей) и не настаивают на абсолютном послушании и аккуратности, тоже
воспитывают общительных и внимательных к окружающим людей, если они не
боятся проявить твердость в тех вопросах, которые они считают особо важными.
Когда слишком мягкие родители получают плохие результаты от своего
воспитания, то это не потому, что они мало требовали от своих детей (хотя
отчасти и поэтому тоже), а потому, что они стеснялись или боялись настаивать
на своем требовании, или потому, что они бессознательно поощряли тиранию
своего ребенка.
II. Кормление новорожденного
* Что значит для ребенка кормление *
Он знает больше, чем вы думаете.
Ребенок, как и любой человек, обладает инстинктом голода. Если он
хронически недоедает, он будет кричать, требуя еще молока. Поверьте ему и
посоветуйтесь с доктором. Если он не допил своей обычной порции, не
настаивайте.
Считайте, что он просыпается потому, что он голоден, и кричит, скорее
всего, оттого, что хочет есть. Он жадно ловит ротиком сосок (или соску).
Сосание - серьезная работа для ребенка. Он может даже вспотеть от усилия.
Если вы отнимете соску раньше, чем он насытился, он будет возмущенно
кричать. Когда он высосет столько молока, сколько ему нужно, он осоловеет от
сытости и снова уснет. Даже во сне он делает сосательные движения, как будто
ему снится, что его кормят, и на его лице блаженное выражение. Все это
говорит о том, что еда - главная радость в его жизни. Первые представления о
жизни он получает от той обстановки, в которой проходит его кормление.
Первые представления о людях он получает от человека, который его кормит.
Если мать постоянно настаивает, чтобы ребенок выпил больше молока, чем
ему хочется, он будет постепенно терять аппетит. Он постарается избежать
этого, засыпая с каждым разом все раньше и раньше, или будет протестовать и
упорствовать в своем нежелании есть. Если так будет продолжаться, то его
живое, радостное любопытство к жизни будет пропадать; он словно думает про
себя: "Жизнь - это борьба. Это люди не дают мне покоя. Я должен бороться,
чтобы защитить себя".
Итак, не заставляйте вашего ребенка есть больше, чем ему хочется. Пусть
еда остается для него наслаждением, и тогда он будет чувствовать, что вы его
друг. Это очень важно для развития его уверенности в своих силах и
жизнерадостности, основы которых закладываются на первом году жизни.
Сосательный инстинкт.
Новорожденный энергично сосет по двум причинам. Во-первых, потому что
он голоден, а во-вторых, потому, что он любит сосать. Если вы кормите его
достаточно, но не даете ему возможности удовлетворить потребность сосать, то
он будет сосать свой кулачок или большой палец, или одежду. Очень важно,
чтобы кормление было довольно продолжительным, а число кормлений достаточным
(см. разделы 296-309). Старайтесь не допустить, чтобы ребенок привык сосать
палец. Принимайте меры, когда он ищет - что бы ему пососать.