Формирование основ ведения единоборства

Проблема овладения навыками ведения единоборства весьма многогранна. С одной стороны, это начальное знакомство с основ­ными действиями, реализация которых несет преимущество одно­му сопернику над другим. С другой — опробование «оружия» борца в поединке. В том и другом случае требуются доступные средства и методы обучения, формы организации учебного процес­са, соответствующие задачам конкретного периода обучения.

При освоении навыков ведения единоборства предпочтительна игровая форма подачи учебного материала, который содержит тактические элементы поединка и строится на базе определенно­го комплекса технических действий.

На начальных этапах обучения возникает необходимость твер­до усвоить как минимум следующие операции (их можно считать промежуточными): быстро и надежно осуществлять захват, быст­ро перемещаться, предотвращать достижение захвата соперником или своевременно освобождаться от него, выводить из равновесия, сковывать его действия и быстрым маневрированием завоевывать предпочтительную позицию для достижения преимущества (в даль­нейшем — возможной атаки); вынуждать отступать соперника теснением по ковру в захвате; готовиться к необычному началу

поединка, который может прерываться и возобновляться по ходу схватки несколько раз (возможно, в худших условиях для одного из борющихся и т. п.).

Предлагаемый учебный материал содержит тренировочные задания строгой направленности в форме игр, способствующих развитию необходимых и специализированных качеств. В сокра­щенной форме игры-задания представлены следующими группами:

1. Касания — проигрываются всевозможные варианты манев­рирования на минимальном участке площади и траектории вхо­дов в атакующие захваты.

2. «Блокирующие захваты» — проигрываются освобождения от блокирующих захватов и упоров, являющихся одной из основных помех для проведения приема.

3. «Атакующие захваты» — проигрываются все основные виды взаимоисключающих захватов, формируются умения навязать желаемый захват и предупредить выполнение определенного за­хвата со стороны соперника. Эти игры сопровождаются значи­тельными мышечными напряжениями, что позволяет использо­вать их в качестве средства скоростно-силовой подготовки.

4. «Теснение» — эти игры воспитывают чувство «площади ков­ра» и в сочетании с другими играми составляют основу специ­альной силовой подготовки.

5. «Дебюты» — эти игры воспитывают смелость, решитель­ность, умение ориентироваться в сложных ситуациях, т. е. фор­мируют мышление борца при выборе способов действия в случаях необычного начала поединка (когда схватка прерывается и во­зобновляется).

Творческое использование игрового материала позволяет охва­тить процесс начального, постепенного овладения школой борьбы, начиная с ее элементов и кончая поединком со всеми его особенностями, присущими реальной схватке. Образованная на этой основе программа освоения промежуточных операций с помощью игр позволяет быстрее и эффективней формировать навыки веде­ния единоборства. Являясь благоприятным фоном освоения при­емов, она развивает качества, необходимые борцу, содействует выявлению способных подростков, делает учебный процесс более плодотворным и эмоциональным. Игровые комплексы позволяют обходиться минимальным оборудованием мест занятий и не предъ­являют жестких требований к спортивной специализации учителя физкультуры.

Игры и игровые комплексы построены из элементов простей­ших видов единоборства. Несмотря на кажущуюся простоту, каж­дая игра имеет строго определенную целевую установку, кото­рая помогает формировать умения и навыки ведения спортивной борьбы. В этих играх мальчишки впервые знакомятся с требова­ниями правил ведения схватки, приучаются самостоятельно ре­шать поставленные перед ними задачи, привыкают защищаться не отступая, приобретают навыки рационального использования пло; щади ковра, оценивать значение элементов единоборства в дости­жении победы. Сумма знаний, умений и навыков, которая приобретается вместе с освоением игровых комплексов, позволяет за­нимающемуся по-новому осмыслить значимость приемов, возмож­ность их реализации. Одно из главных достоинств игр состоит в том, что в них на фоне всесторонней физической подготовки формируются первые представления о способах достижения пре­имущества над соперником.

Тренировочные задания в форме игр описаны в порядке до­ступности их освоения с постепенным усложнением требований. Следует помнить, что предлагаемая форма и содержание учеб­ного материала достигнут цели лишь в том случае, если будут стро­го оговорены и соблюдены условия проведения предлагаемых игр.

Каждая из игр решает свою группу задач, поэтому только их комплексное использование в системе занятий ведет к усвоению азов ведения соревновательных схваток.

ИГРЫ В КАСАНИЯ

Игры в касания рождены самой жизнью. Сюжет игры, ее смысл — кто быстрее коснется какой-то части тела партнера. Если рассматривать использование игры применительно к борьбе, то надо прежде всего заставлять играющего не только накло­няться, быстро перемещаться вперед-назад, в стороны, выпрям­ляться и прогибаться в манере, характерной для спортивной борь­бы, но и конструировать в дальнейшем двигательные фазы, при­сущие реальному соревновательному поединку. С первых шагов обучения и тренировки подростка в процессе игр ставятся задачи не только избежать излишних статических напряжений, но и обо­стрить эмоциональную восприимчивость заданий. Игры в касания рассматриваются как упражнения, способствующие развитию це­лой серии качеств и навыков: «видеть» партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться, самостоятельно твор­чески решать двигательные задачи.

Известно, что существует несколько основных захватов, свя­занных с определенными зонами соприкосновения частей тела партнеров и соперников. В игре эти зоны можно ограничивать или расширять, но для того, чтобы максимально приблизить игровой поединок к спортивной борьбе, необходимо коснуться строго опре­деленных точек, частей тела, защита которых вызывает соответ­ствующую реакцию у занимающихся — принятие лозы и выбор способа действия. Так, задание коснуться двумя руками одновре­менно заданной точки (части) тела вначале представляет определенную трудность. Но по мере накопления опыта занимающие­ся справляются и с этой задачей. Например, однажды, случайно сблокировав одну из рук соперника и неожиданно освободившись, борец опережает партнера, касается двумя руками заданной части тела, побеждает! В таких ситуациях формируется понятие «бло­кирование». Последнее является одним из видов действий, доволь­но часто встречающихся в борьбе,

Практически игры в касания неисчерпаемы в своих вариа­циях.

Таблица б

Наши рекомендации