В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется учёту возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике их интересов и увлечений

Принимается во внимание также вид деятельности, профессия человека, пол, национальность, религия, политические убеждения.

Учитывая тот факт, что происходит дифференциация населения по уровню жизни, социальному статусу, уровню образования, можно предположить, что процесс образования новых типов учреждений культуры будет набирать силу и ускорит формирование новых подходов в совершенствовании данного вида технологий.

В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику совре­менных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных ин­ститутов

Можно говорить об обучающих и воспитательных техноло­гиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфе­ре культурно-досуговой деятельности.

Принцип активности ребенка в про­цессе обучения и организации свободного времени был и остает­ся одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе акти­визации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.

Возраст человека является не только биологическим, но и социальным понятием. Каждый временной отрезок ставит перед личностью свои специфические социальные задачи и открывает или закрывает определенные социальные возможности.

Так как между людьми всегда происходит социальное взаимодействие, то каждой группе индивидов, составляющих одно поколение, присущ взгляд на общество под относительно однородным углом зрения. Следовательно, им присуще и достаточно однородное ценностное восприятие социальной реальности. В связи с этим возраст человека является важнейшим критерием дифференциации технологий социокультурной деятельности.

Несмотря на то, что возраст кажется объективной характеристикой, представления о возрастных периодах жизни человека меняются в ходе эволюции. То, что еще сто лет назад считалось старостью, в настоящее время воспринимается как пожилой или даже средний возраст.

Еще одной из важных характеристик возраста являются психические свойства личности.

В связи с этим можно сказать, что люди среднего возраста (30-49 лет) – это самый представительный возрастной контингент населения, достигший пика социальной и биологической зрелости, трудовой и социальной активности.

Чтобы представить наиболее полную картину о людях среднего возраста, вначале рассмотрим количественную характеристику и с этой целью обратимся к данным Федеральной службы государственной статистики. Так, на 1 января 2014 г. население России составляло 14366931 мл. чел., из них людей среднего возраста (30-49 лет) - 41211817 мл. чел., что составляет 29% от общего количества населения. В связи с этим можно утверждать, что люди среднего возраста являются самой представительной частью населения. Далее следуют люди зрелого возраста, молодежь, дети, люди пожилого возраста, подростки и долгожители.

Таблица 1.

Численность население России на 1 января 2014 г.

по возрастным когортам.

  Возрастные интервалы (количество лет) Количество (млн. чел.) % от общего количества Ранг
Все население России    
Дети (0-9 лет) 11,5
Подростки (10-14 лет) 4,7
Молодежь (15-29 лет) 20,3
Люди среднего возраста (30-49 лет)
Люди зрелого возраста (50-64 года) 21,5
Пожилые люди (65-79 лет)
Долгожители (80 лет и старше)

Анализ численности экономически активного населения России на 1 января 2013 г. по возрастным группам то и здесь люди среднего возраста занимают первое место, являясь наиболее трудоактивной частью.

Таблица 2.

Распределение населения, занятого в экономике страны,

по возрастным группам.

Возрастная группа (лет) % от общего кол-ва занятых место
Молодежь (15-29) 24,4
2. Средний возраст (30-49) 49,3
Зрелый и пожилой возраст (50-72) 26,3

Далее обратимся к качественной характеристике этой возрастной когорты населения.

Наиболее активное время жизни взрослого человека, как считают ученые, приходится именно на период 30-50 лет.

.

Таблица 3.

«Социально-психологические особенности различных

возрастных когорт населения»

Возрастная когорта Социально-психологические особенности Основные виды социально-культурной деятельности
1. Дети (5-10 лет) Зависимость от родителей, развитие самостоятельности. Игровая, коммуникативная
2. Подростки (11-13 лет) Активный период самоутверждения, стремление к полной самостоятельности. Познавательная.
3. Молодежь (14-29 лет) Поиск смысла жизни. Выбор профессии, создание семьи. Познавательно-преобразовательная.
4. Люди среднего возраста (30-49 лет) Активный период самореализации. Стремление к полной реализации своих способностей в профессиональной деятельности. Созидательная.
5. Люди зрелого возраста (50-65 лет) Снижение трудовой активности, акцент на общественную работу. Общественная
6. Пожилые люди (старше 65 лет) Прекращение трудовой деятельности, стремление передать накопленный социальный и культурный опыт. Коммуникативно-практическая

.

Таблица 4.

«Специфика формирования ценностной системы различных возрастных групп населения».

N п/п Возрастная группа Специфика формирования ценностной системы Осн. источники формирования ценностей
1. Дети (5-10 лет) Активное восприятие ценностей. Формирование базовых ценностей. Семья
2. Подростки (11-13 лет) Активный поиск приоритетных жизненных ценностей. Критическое усвоение предлагаемых ценностей. Сверстники. Социальные институты.
3. Молодежь (14-29 лет) Усвоение и перевод ценностей в свой внутренний мир Формирование основных личностных ценностей Социальные институты. Молодежная субкультура.
4. Люди среднего возраста (30-49 лет) Оценка и отбор ценностей. Формирование устойчивой системы ценностей Социальная среда и личный опыт.
5. Люди зрелого возраста (50-65 лет) Интеграция социальных и личностных ценностей. Жизненный опыт. Социальная среда.
6. Пожилые люди (старше 65 лет) Сформировавшаяся, устойчивая система ценностей. Слабое восприятие новых ценностей. Жизненный опыт

С социокультурной точки зрения, одним из показателей включенности личности в социальную жизнь является уровень ее творческой и социальной активности, который заключается в деятельном отношении человека к миру, в способности производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды.

Творческая активность включает в себя структуру свободного времени, формы, содержание, направленность досуга, привлекательность учреждений культуры как места проведения досуга, занятия самодеятельным творчеством.

Социальная активность определяется желанием и конкретным участием в социокультурной жизни своего города или поселка (занятия или желание заниматься общественной работой, отношением к тем, кто ею занимается).

Как показывает практика технологии являются наиболее оптимальными для формирования и реализации социально-культурной активности людей в условиях социально-культурной деятельности.

Наиболее эффективны такие технологии, которые ориентированы на саморазвитие и активизацию социально-культурной деятельности, где в комплексе реализуются функции социальной интеграции, стабилизации, творческой самореализации

1. Культуроохранные технологиииспользуются в историко-краеведческой работе, при охране и изучении памятников истории и культуры, в реставрационных работах. Сюда же примыкает туристско-экскурсионная работа, возрождение «уходящих» технологий и ремесел, проведение презентаций, аукционов, походов, экспедиций и т.п.

2. Культуротворческие технологииприменяются в творческом развитии детей и подростков, молодежи и взрослых. Здесь организация художественного творчества, и поисково-исследовательская деятельность, и прикладное творчество. В современных условиях - это аукционы политических, экономических, научно-технических, художественных идей и их реализация на уровне различных социально-культурных проектов и программ.

3. Рекреативные технологиивыведут нас на организацию отдыха и развлечений различных слоев и групп населения. Это различные досуговые программы, вечера, конкурсы, праздники и т.п.

4. Образовательные технологиииспользуются в обучении и просвещении детей и взрослых. Технологии светские и религиозные, обучающие и воспитывающие, формирующие и развивающие. В современных условиях это еще и компьютерные и интернет-технологии.

5. Социально-защитные технологиисвязаны с культурно-досуговой реабилитацией и адаптацией. Сюда же относится работа со спонсорами, инвесторами и меценатами. Правомерно вести речь и о культуротерапевтических технологиях.

6. Исследовательские технологиипредполагают выявление и анализ проблем, сбор статистической и фактологической информации, изучение потребностей и запросов населения, диагностику, прогнозирование и программирование социально-культурных процессов.

7. Проектные технологии.Они направлены на поиск и рациональное использование резервов, разработку и внедрение инновационных технологий социально-культурной деятельности.

8. Коммуникационные технологиисвязаны с организацией межличностного, группового и массового культурного общения. В современных условиях это еще и связи с общественностью, так называемые «пиаровские технологии».

9. Информационно-рекламные технологииобращены к информации и рекламе. Они не только способствуют «сбыту» продуктов культурной деятельности, но и созданию позитивного имиджа учреждения или органа культуры.

10. Управленческие технологииприменяются в процессе планирования деятельности, организации работы учреждений культуры, мотивации персонала, осуществления контроля за деятельностью отдельных работников, структурных подразделений и групп учреждений. Особое место занимают в этой группе маркетинговые технологии,направленные на максимальное удовлетворение культурных потребностей различных социальных слоев и групп потребителей.

Наши рекомендации