Биографические сведения

Создание театра. Учебный спектакль Театрального училища им. Щукина «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964). Возврат к эстетике условного театра (Вс.Э. Мейерхольд) в брехтовском варианте эпического театра. Сплав интеллектуализма и эмоциональности в игре молодых актеров.

Поэтический театр Таганки. «Антимиры» А. Вознесенского (1965), «Десять дней, который потрясли мир» по Дж. Риду (1965), поэтическое представление «Павшие и живые» (1965), «Послушайте!» по В. Маяковскому ( 1967), «Пугачев» по С. Есенину (1967) в режиссуре Ю. Любимова.

Актеры, определившие лицо театра. Художник Давид Боровский.

Главные спектакли последующих лет: «Гамлет» Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по Б. Васильеву (1971), «Преступление и наказание» по Достоевскому (1979).

Перенесение на сцену проблемной прозы.

Борьба театра с официозом за свободу обсуждения жизни, как она есть, участие в подготовке «перестройки». «Борис Годунов» А. Пушкина (1982), запрещение спектакля. Отъезд Ю. Любимова за границу.

Возвращение Ю.П. Любимова (1991). Раскол театра (1992): Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки»).

Любимов в новой реальности – победы и поражения.

Литература:

Гаевский В. Флейта Гамлета // Гаевский В. Флейта Гамлета. Образы современного театра. М., 1990. С. 116-130 (о спектакле «Гамлет» в постановке Ю.П. Любимова).

Мальцева О. Поэтический театр Юрия Любимова / Спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке. 1964-1998. С.-Пг. РИИИ. 1999.

Смелянский А.М. Бодался теленок с дубом // Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999. С. 85- 103.

Вопрос 16

Театр «Современник». Новый тип актера в спектаклях 60-70-х годов.

Олег Николаевич Ефремов (1927-2000). Биографические сведения.

Создание театра «Современник» (1956). Организационная структура и творческая программа «коллектива единомышленников». Демократические принципы внутренней жизни коллектива.

Публицистический пафос, обнажение гражданской позиции. Исповедальность актерской манеры. Естественность, органичность актерского существования.. Спектакли «Вечно живые» В. Розова (1956), «Голый король» Е. Шварца (1960), «Старшая сестра» А. Володина (1962), «Назначение» Володина (1963), «Обыкновенная история» по А. Гончарову (1966), «Традиционный сбор» В. Розова.

Расширение эстетического диапазона. «Двенадцатая ночь» В. Шекспира в постановке Питера Джеймса (1975). Современная западная пьеса. Кризис театра. «Чайка» А. Чехова (1970).

Уход О. Ефремова в МХТ. Галина Волчек во главе «Современника».

Первые спектакли Валерия Фокина. Новая драматургия на сцене «Современника»: «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (1977). Пьесы Л. Петрушевской и Н. Коляды.

«Эшелон» М. Рощина в постановке Г. Волчек (1975).

«Бесы» в постановке Анжея Вайтды.

Гастроли в Америке и Париже. Открытие Малой сцены. Актеры и современный репертуар.

Литература:

Рудницкий К.Л. Своя линия жизни // Рудницкий К.Л.Театральные сюжеты. М.: искусство. 1990. С. 232-264 (о театре «Современник» и его актерах как новом типе актера)

Смелянский А.М. Товарищество на вере // Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999. С. 29 – 48.

Смольков А.Ю.Театр 1950-1990-х // История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века / Ответ секретарь Н.С. Пивоварова. М.: «ГИТИС». 2005.

С. 682-685; 700-707; 722-723.

Вопрос 17

Советская драматургия 60-70-х: В.С. Розов, А.Н. Арбузов, А.М. Володин, А.В. Вампилов и другие (на примере творчества одного драматурга).

Первые пьесы В.С. Розова (1913-2004) «В добрый час!» (1955), «В писках радости» (1957). Интерес к молодому герою. Проблема нравственного выбора. Восстановление утраченных нравственных критериев как главной ценности человеческой жизни. Кризис озовского варианта молодежной темы. Переход к новой проблематике и стилистике в рамках традиционной драматургической структуры. «В день свадьбы» (1964)

А.Н. Арбузов (1908-1986). «Таня» (1947, новая редакция), «Годы странствий» (1954), «Город на заре» (1957, новая редакция). Центральная тема: здоровое, рациональное и позитивное общество неотвратимо усредняет необычных людей. «Мой бедный Марат» (1964).

А.М. Володин (1919-2001). «Фабричная девчонка» (1956), «Пять вечеров» (1956), «Назначение» (1961) . Проблема верности собственной человеческой природе.

А.В. Вампилов (1937-1972). «Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1967) – пьесы о советском «потерянном поколении» 70-х. Разрушение традиционной назидательной модели оптимистической советской пьесы

Литература:

Рудницкий К.Л.А. Арбузов // Рудницкий К.Л.Портреты драматургов. М.: Советский писатель. 1961. С. 221-296.

Рудницкий К.Л. По ту сторону вымысла // Рудницкий К.Л.Театральные сюжеты. М.: искусство. 1990. С. 136-176 (О Вампилове А.В.)

Степанова А.А. Драматургия второй половины 1950-х – 1990-х годов // История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века / Ответ секретарь Н.С. Пивоварова. М.: «ГИТИС». 2005. С. 650- 670.

Вопрос 18

История Новосибирского государственного театра «Красный факел»

Рождение театра.

Роль В.П. Редлих в становлении театра (1932-1960). Развитие традиций русского театра, влияние МХАТа.

Пьесы и актеры театра 1960-80 годов (Е.С.Лемешонок, В.Е. Бирюков, А.Я. Покидченко).

Репертуар, режиссеры и актеры Красного факела рубежа 20 и 21 века (А. Серов, О.Рыбкин, А.Зыков, Т.Кулябин). Спектакли и роли. (Разбор одного из спектаклей)

Литература:

Журавлева Г.К. История Новосибирских театров. Материалы к курсу. Новосибирск, 2011

Вопрос 19

История Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»

Роль Ленинградского ТЮЗа в создании Западно-Сибирского краевого театра юных зрителей (1930 г.). Первое творческое десятилетие театра, режиссура Н.Ф.Михайлова. Актеры театра Е.Г. Агаронова, З.Ф. Булгакова, В.И. Макаров и др.

Наши рекомендации