Прочитайте представленные ниже материалы

Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.

...В мой жестокий век восславил я Свободу...

А. Пушкин

Задания.

Прочитайте представленные ниже материалы.

Что и кто повлиял на формирование представления поэта о свободе? Приведите примеры.

Как в различные периоды своей жизни и творчества поэт определял для себя, что такое свобода?

Как со временем изменилась творческая концепция поэта и его взгляды на жизнь? Проследите этапы духовного развития поэта. Приведите примеры произведений.

Чётко сформулируйте тезисы. Приведите примеры стихотворений по периодам творчества на данную тему.

По результатам наблюдений заполните таблицу.

Дата. / период. Влияние. Произведения. Цитата. Концепция творчества.
         
Вывод:  

Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности - центральные вопросы русской литературы "Проклятыми вопросами" назвал их Федор Михайлович Достоевский, один из глубочайших философов нашей литературы. Проклятыми - ибо не найти на них однозначного, ясного ответа, ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это - залог бессмертия человечества, что вечная жизнь духа - в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сыч взрослого человека. По сути, пушкинское творчество - отражение духовного пути Человека: со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом - и их преодолением с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание.

Дух свободы развивался в поэте с самого детства и сопровождал его сквозь все испытания и радости на протяжении недолгой жизни. Сказки няни Арины Родионовны повествовали о бесстрашных героях, воинах Добра, побеждающих Зло. Книги из библиотеки отца, куда, будучи еще совсем юным, тайком от всех забирался Пушкин, открывали ему тайны бытия, зарождая и воспитывая в его пылкой душе то трепетное чувство, с которым отважные мореплаватели бороздили бескрайние просторы морей, — чувство любви к свободе. Лицей был поистине обителью вольнодумства, ибо здесь, благодаря лекциям профессора нравственных наук Куницына, вольнодумство осмыслялось лицеистами как нравственная категория.

В так называемой вольнолюбивой лирике (1817-1820 гг. “Петербургский период”) свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека. Гражданская тематика в это время играет в его творчестве исключительно важную роль. В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй план в его лирике. Причиной этого было влияние окружения поэта, куда входили люди, придерживавшиеся самых прогрессивных взглядов (например, Чаадаев, которому адресовано замечательное стихотворное послание “Любви, надежды, тихой славы...”), и само состояние общества, охваченного в тот момент жаждой самых радикальных перемен.

Одно из самых первых вольнолюбивых стихотворений Пушкина — ода “Вольность”. Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой классицизма. Поэт использует характерный для этого направления прием — одушевление абстрактных понятий.

Везде неправедная власть

В сгущенной тьме предрассуждений

Воссела — рабства грозный гении

И славы роковая страсть.

Данью классицизму является и высокая, архаическая лексика: “внемлите”, “днесь”; и риторические обороты — вопросы, обращения: “Где ты, где ты, гроза царей, / Свободы гордая певица?”, “Восстаньте, падшие рабы!” Пафос оды — в прославлении закона, подчиниться которому поэт призывает царей: “Склонитесь первые главой / Под сень надежную закона...” Этим произведением молодой поэт продолжает традицию Радищева, перу которого принадлежит одноименная ода. Но Пушкин, не разделяя радикализма своего предшественника, не призывает к свержению царской власти, а лишь говорит (в аллегорической форме) о преимуществах конституционной монархии.

Стихотворение “К Чаадаеву” (“Любви, надежды, тихой славы...”) не принадлежит, как “Вольность”, всецело к традиции классицизма. В этом послании сочетаются элементы образности двух поэтических систем классицистской поэзии эпохи французской революции:

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье, -

и сентиментальной лирики Жуковского:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Новаторство Пушкина в этом стихотворении заключается в смелом соединении гражданских мотивов с личными. Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель, а как глубоко личное человеческое переживание:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Поэтому оказывается оправданным даже шокировавшее многих современников сравнение гражданского чувства с любовным:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

В стихотворении “Деревня” содержится страстное обличение крепостничества, по стилю напоминающее “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева (хотя Пушкин, по-видимому, прочел это произведение гораздо позже, через несколько лет после того, как была написана “Деревня”). Первая часть этого стихотворения построена в жанре элегии со всеми его непременными атрибутами: идиллическим пейзажем, философскими размышлениями о прелестях мирной жизни на лоне природы. Только эта часть “Деревни” появилась в печати. Вторая часть, представляющая собой политический памфлет, резко отличается по стилю: вместо “светлых ручьев” и “лазурных равнин” появляются “насильственная лоза”, “невежества убийственный позор” и тому подобное. Во второй части “Деревни”, как и в “Вольности”, присутствуют риторические обороты (“О, если б голос мой умел сердца тревожить!”), архаическая лексика (“бразды”, “влачится”), одушевление отвлеченных понятий (“...Здесь рабство тощее влачится по браздам...”). За образным описанием ужасной судьбы “измученных рабов” следует выражение мечты поэта об освобождении народа, но не в форме каких-либо революционных призывов к насильственному уничтожению крепостного права. Скорее заключительные строки стихотворения можно назвать косвенным обращением к монарху с призывом изменить существующее положение вещей: “Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный, / И рабство, падшее по манию царя...”

Эти три стихотворения — самые известные произведения вольнолюбивой лирики Пушкина. Ее расцвет продолжался в творчестве поэта недолго. Вскоре Пушкин разочаровался в своем юношеском увлечении гражданскими идеями, в стихотворении “Свободы сеятель пустынный...” (1823) он с горечью вспоминает об этом эпизоде своей молодости: “...Но потерял я только время, / Благие мысли и труды...” Идеал “вольности”, то есть свободы в гражданском понимании этого слова, сменяется у Пушкина сначала идеалом романтической свободы личности (стихотворение “Погасло дневное светило...” и другие), затем идеалом внутренней свободы (стихотворения “Из Пиндемонти”, “Пора, мой друг, пора...” и другие). Но тема свободы остается для Пушкина одной из важнейших в течение всей его жизни. Даже в одном из последних стихотворений, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, поэт как о главной своей заслуге перед народом говорит о том, что он “в свой жестокий век восславил... свободу”.

2.

 
Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема "вольности святой" занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной "точкой отсчета": началом нового этапа осмысления мира. В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Колоссальное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П. Я. Чаадаевым, с будущими декабристами - членами кружка "Священная артель" и офицерами И. Бурцевым, А. Муравьевым; с Александром Ивановичем Тургеневым. На сходках "Священной артели" звучали пламенные речи, осуждалось самодержавие, крепостное право, царил дух русофильства.   Под влиянием этих идей еще в 1815 году было написано стихотворение "Лицинию". Таким же высоким гражданским пафосом проникнуто одно из "программных" стихотворений первого послелицейского периода - ода "Вольность". В ней нет пока каких-то самостоятельных авторских идей, она лишь определяет принадлежность Пушкина к лагерю вольнодумцев. Каковы же убеждения юного поэта? В первых двух строфах "Вольности" звучит отказ от "изнеженной лиры" и единственной целью поэзии объявляется стремление ... воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Лирический герой провозглашает начало нового пути: революционного. В 3-ей и 4-ой строфах поэт воссоздает страшную, мучительную картину царящего в России беззакония: "Везде неправедная власть..." И здесь - кульминация оды: Владыки! вам венец и трон Дает Закон - а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Эти строки - суть взглядов просветителей, сформулированных в "Общественном договоре" Ж.-Ж. Руссо. Пушкину в этот период очень близка их идея о необходимости некоего договора между народом и властью: гармоничным представляется ему государство, где "владыка" правит народом, сам беспрекословно подчиняясь мудрому, справедливому Закону. Беззаконие ведет к безнравственности, к трагедиям: ...в лентах и звездах, Вином и злобой упоенны Идут убийцы потаенны, На лицах дерзость, в сердце страх. ...Падут бесславные удары... Погиб увенчанный злодей. Картина гибели Павла I заставляет содрогнуться: тиран, поправший Закон, сам провоцирует убийство. Но не менее отвратительны автору убийцы - удары их "бесславны". Обратите внимание на значительное противоречие между 8-ой и 11-12-ой строфами. В 8-ой строфе автор просто кровожаден: Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Как эта жестокость сочетается с только что цитированными строками о безнравственности убийства? Здесь проявляется как раз своеобразная "нестыковка" идей, под влиянием которых находился молодой Пушкин, с его собственными нравственными убеждениями. Неслучайно в 1824 году сам поэт скажет о "Вольности" - "детская ода". Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в "Деревне". Построенное на антитезе, стихотворение противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие от "Вольности", в "Деревне" уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: природы, воли, дома, духовного раскрепощения человека...   В 1818 году написано еще одно стихотворение, которое необходимо рассматривать в рамках данной темы: послание "К Чаадаеву". Жанр послания - один из ведущих жанров романтической лирики, и стихотворение "К Чаадаеву" продолжает "романтическое направление" темы свободы в творчестве Пушкина. Первые строки послания написаны в традиционно романтическом ключе: разочарованный жизнью юноша обращается к другу - также изверившемуся. Но кто такой Чаадаев, адресат послания? Это один из интереснейших людей эпохи. Участник войны 1812 года и заграничного похода русских войск, он в 1821 неожиданно прервал блестящую военную карьеру, дал согласие вступить в "Союз благоденствия". В 1830 году этот парадоксально мысливший русский философ издает трактат "Философические письма" - и в наказание высочайшим указом будет объявлен сумасшедшим. Пока же, в 1818 году, он проявил себя как человек загадочный: аристократ, глубоко ненавидящий рабство во всех его проявлениях - от крепостного права до плена светских условностей. Итак, с чем поэт обращается к другу-философу? Их объединяет главное: ...в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Обратим внимание на глубокую интимность чувства: ожидание освобождения страны сравнивается с таким личностным переживанием, как ожидание встречи с любимой: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Свобода перестает быть отвлеченным понятием, она осязаема, конкретна! Свобода нужна не "вообще", свобода России нужна лично им, этим двум людям: Пушкину и Чаадаеву. Разве эта интимность не страшнее для трона всех обличений оды "Вольность"?! И хотя официальным поводом для южной ссылки послужила упомянутая ода, истинной причиной была не она: единственное, что не позволяло ее опубликовать - строфы об убийстве Павла I. "Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами. Его надо сослать в Сибирь!" - негодовал император. Александра I в "Вольности" болезненно задел намек на то, что он возглавил заговор против отца. И все же больше возмущала не ода, а стихи типа "Сказок" и послания "К Чаадаеву". Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаляли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года - чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в этом была относительная свобода. Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником, узником - и это не могло не сказаться в его творчестве.   1820-1822 годы в творчестве Пушкина - расцвет романтизма. В художественной же системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, свобода для романтика - высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода, обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры - к "Узнику". Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образами "темницы" и томящегося в ней "узника". Нам никогда не придет в голову задать вопрос: за какое преступление и на какой срок осужден герой? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? И это абсолютно нормально, потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Ведущая мысль романтизма - выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма - жажды свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия. Отчего именно орел - "грустный товарищ" узника? Образ орла - типичный романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в поднебесье... Обратим внимание: стремление к свободе у орла - врожденное, несмотря на то, что он вскормлен в неволе. То есть, это стремление - определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному: Туда, где за тучей белеет гора. Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.. Мир свободной стихии - мир без людей. Во всем творчестве Пушкина 1830-22 годов особенно силен мотив устремленности к миру абстрактной свободы, вне реалий быта, вне всех условностей.   1823 год стал кризисным для поэта. В этом году начался мучительный период переоценки ценностей: изменился мир вокруг него; меняется, взрослея, и сам Пушкин. Свойственное юности романтическое мироощущение сменяется более трезвым, реалистическим взглядом на мир. И мир этот оказывается страшен. Одно из наиболее характерных для этого периода произведений - стихотворение "Свободы сеятель пустынный…". Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя: мир романтических грез растаял, а реальный мир лишен духовных начал. Теперь герой оказывается осужденным на страдания, ибо в этом мире он не нужен, ему нет места - и бежать некуда. Стихотворению предпослан эпиграф из Библии: Господь посылает пророка на землю, к людям, сеять семена добра, истины. Лирический монолог стихотворения становится как бы ответом пророка пославшему его: "...потерял я только время // Благие мысли и труды..." Главным своим назначением поэт считал дело освобождения: он - "сеятель свободы". Но все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучат слова поэта: «Паситесь, мирные народы!» Эпитет "мирные" приобретает презрительную окраску: мирные - так как не способны восстать против собственного рабства. Это спокойствие бездуховности, спокойствие стада. А можно ли служить стадам? Нет, ибо: "К чему стадам дары свободы?"   К 1824 году приходит философское осмысление понятия свободы. В стихотворении "Зачем ты послан был и кто тебя послал?" Пушкин размышляет о законах миропорядка, о людях, претендующих на роль "руководителей" человечества: Явился Муж судеб, рабы затихли вновь, Мечи да цепи зазвучали. Поводом к размышлениям поэта стала фигура Наполеона - завоевателя, "владыки полумира". Но если романтическое восприятие делало его героем, то теперь он представляется в ином свете. Он, "Муж судеб", несет зло, ибо идея завоевания таит в себе идею дозволенности рабства. А само рабство страшно безнравственностью, тем, что и раб, и хозяин духовно ущербны, утрачивают моральные ориентиры. Логический итог рабства - полная девальвация всех нравственных ценностей, обесчеловечивание мира: Добро и зло - все стало тенью...   Стихотворение того же года "К Морю" завершает романтический период пушкинского творчества. Оно стоит как бы "на стыке" двух периодов, потому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма. Это прощание - во всех смыслах. И с реальным Черным морем, с которым расстается (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. Это стихотворение интересно сопоставить с "Узником". В обоих важнейший мотив - мотив бегства, стремления к свободе. Как он звучал в "Узнике? "Куда бежать?" - так вопрос не стоял. "Туда!" - в возвышенный романтический мир. Теперь же нет и не может быть прежней однозначности ответа: Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Ибо бежать некуда, нет иного мира там, "где за тучей белеет гора". Но и безысходности уже нет в этом стихотворении, ибо пришло понимание, что свобода не вне человека, она в душе каждого. И с этого момента понятие свободы окончательно утрачивает политическое содержание, свобода становится этической и философской категорией. События 14 декабря 1825 года стали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на "до" и "после", трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра I. В стихотворении 1827 года "Арион" Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело - и свое в нем место, свою роль. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого: Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали Вглубь мошны весла, В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчаньи правил грузный челн; А я - беспечной веры полн - Пловцам я пел... Каждый занят своим, важным делом, и задача певца - петь пловцам, нести Слово о них - Вечности. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца: спасен тот, кому дано Слово. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе: Я гимны прежние пою… Существует и иное прочтение этого стихотворения. Петербургский литературовед и методист В.Г. Маранцман пишет следующее: "Читая стихотворение <…>, мы замечаем, что поэт существенно изменил миф, изложенный древнегреческим историком Геродотом <…>. Пушкин приближает ситуацию стихотворения к русской жизни, к историческому потрясению 14 декабря 1825 года <…>. Пловцы в стихотворении даны в трудном сопротивлении стихии, в напряжении преодоления. Певец, "беспечной веры полн", свободен, открыт, доверчив, и "вихорь шумный" его не губит <…>. "Гимны прежние пою" - это и верность пловцам-декабристам, и верность себе, своей вере в справедливость мира. Именно благодаря любви к миру, доверию к природе поэт оказывается лицом неприкосновенным…" Утверждение верности прежним идеалам и друзьям, во имя этих идеалов пожертвовавшим собой, звучит и в послании "Во глубине сибирских руд..." Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Глубочайшее философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года "Анчар". В первой же строфе возникает образ "часового". Часовой стоит на границе, охраняет один мир от вторжения другого. И пустыня обретает черты особого мира, мира Анчара. Это мир абстрактного зла, ибо яд Анчара изливается вовне не из мести, а от переизбытка: "Яд каплет сквозь его кору"... Сравните со следующей строфой: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... Тигр - воплощение жестокости; но это жестокость оправданная, понятная: он разрывает жертву и поедает ее, но он убивает оттого что голоден. Зло Анчара - именно абстрактное зло, страшное самой своей беспричинностью. По сути, привычному человеческому миру противостоит антимир. Стихотворение построено на антитезе: первая его часть о самом "древе яда" отчетливо противопоставлена второй, сюжетной, которая начинается именно с подчеркнутого противопоставления: Но человека человек... Посмотрите, в этой строчке намеренно убраны сословные перегородки: ведь перед лицом "антимира" и господин, и слуга прежде всего - люди, которые должны бы вместе противостоять злу, идущему извне. И сила зла, сила Анчара именно в том, что перед ним не люди, а хозяева и рабы. Одного лишь "властного взгляда" достаточно рабу, чтобы пойти на смерть и за смертью. Мы привыкли сочувствовать рабам и проклинать угнетателей. Есть ли сочувствие к рабу у Пушкина? Нет, "бедный раб", покорный взгляду царя и умирающий "у ног Непобедимого владыки" вызывает скорее презрение. Он так же отвратителен поэту, как и его господин, ибо смирение раба есть клеймо его духовного рабства; как и чувство вседозволенности, руководящее "владыкой". Ибо духовная свобода не имеет ничего общего ни со вседозволенностью, ни с безволием. Так, через духовное рабство, входит в мир людей яд Анчара: А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. И свобода в понимании Пушкина обретает абсолютную самоценность, превышающую по значимости все сущее в мире: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Так в стихотворении 1834 года "Пора, мой друг, пора!" откажется поэт от призрака счастья во имя высших ценностей человеческого бытия - покоя и воли. В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни: ...в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Свобода противопоставляется не рабскому, а именно "жестокому" веку. Истинная свобода не приемлет жестокости, ибо жестокость - проявление духовной закрепощенности, ущербности. Свободный человек добр. Именно поэтому следующая строка - о "милости к падшим", о милосердии, которого лишен "жестокий век".  

3.

Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("Хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от заблуждений и суетной жизни к "блаженству" истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода").

Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Петербургский период. Свобода - абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам "Тиранов мира", "Неправедной власти", "увенчанного злодея"... "Вольность" - весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян.

Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы.

Поэт - противник насилия, свобода не может быть достигнута в результате революции (акт возмездия тиранам).

В "Деревне" свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно - свобода русского крестьянства..

В "К Чаадаеву" на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.

Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы - центральная. Кинжал - "тайный страж свободы" ("Кинжал"), "Наполеон", "К морю" - пронизывает мотив свободы. "К Дельвигу" - "одна свобода мой кумир". Свобода для Пушкина в годы изгнанничества - один из политических символов, готовился к дороге "в дыму, в крови, сквозь тучи стрел", ведущей к торжеству свободы.

В 1823 - разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить...3) сомнения в возможности скорой революции. "Свободы сеятель пустынный..." - кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию "живительного семени" свободы.)

Ведущим стал мотив личной свободы. "Узник" - на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой - тучи, гора, "морские края", ветер. Узник - это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. "К морю" - море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море - еще и символ человеческой жизни, которую может "вынести" куда угодно, к любой "земле". Но теперь его понимание свободы стало другим - т.к. свобода - благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека.

"Во глубине..." - послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.

Конец 20-х - 30-е. Свобода - личная независимость, "достоинства личного". Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Свобода для Пушкина - это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать "громкие права, от коих не одна кружится голова". К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь.

Итог. "Я памятник...". Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками - людьми, вдохновленными Богом.

4.

Уже в лицее поэт много размышляет о свободе. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли лекции Куницына о «естественном праве» каждого человека на свободу и равенство. В стихотворении «Лицинию» звучит главная идея всего творчества Пушкина - протест против рабства.

Некий древнегреческий гражданин пишет письмо своему другу Лицинию, в котором призывает его удалиться из развратного и рабствующего города в деревенскую тишину и уединение. Попутно он разоблачает нравы императорского Рима и осуждает граждан, утративших гордость. В финале стихотворения лирический герой доказывает, что рабство губит целые гос-ва: «Свободой Рим возрос, а рабством погублён».

В послелицейский период Пушкин пишет программное стихотворение-оду «Вольность». Это стихотворение создавалось под влиянием декабристов и отражает их идею договора между властью и народом:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.


У Пушкина закон - это высшая сущность, стоящая и над царём и над народом, а любое беззаконие приводит к трагедии (казнь Людовика XVI, убийство Павла I-го)

Идеал общества живущего под властью закона проповедуется и в стихотворении «Деревня». В первой части стихотворения нарисован мирный сельский пейзаж, противостоящий порочному городу. А во второй части автор рисует позорные картины «барства дикого» и «рабства тощего». Освобождение мыслится в духе политической программы декабристов - «по манию царя».

В стихотворении «К Чаадаеву» тема свободы переплетается с темой дружбы. Для декабристов был характерен культ дружбы. Он был закреплён даже в их программе: «не надейся ни на кого, кроме своих друзей и своего оружия». Впервые в этом стихотворении ожидание свободы сравнивается с личным переживанием: «Как ждёт любовник молодой // Минуты верного свидания».

Так свобода перестаёт быть для Пушкина отвлечённым понятием. Она нужна поэту лично.

В этих стихотворениях отразились черты присущие поколению декабристов: тяга к вольности, пламенный патриотизм.

В начале 20-х годов поэт переживает кризис переоценки ценностей. В стихотворении «Свободы сеятель пустынный» лирический герой осознаёт сеятелем свободы, но приходит к мысли о бесполезности своих усилий, т. к. людям-рабам свобода не нужна.

К середине 20-х годов поэт начинает осмыслять свободу как философскую категорию и показывает разные её грани.

Стихотворение «К морю» завершается романтический период творчества Пушкина, он прощается здесь с символом абсолютной свободы - с морем. Главная идея стихотворения в том, что свобода находится не вне человека, а в его душе. Образ моря олицетворяет свободу, но море - это прекрасная и опасная стихия. Оно может вознести человека, но может и погубить его. Такова же свобода! В связи с этим мотивом в стихотворении упоминается Наполеон и Байрон:

…Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Один боролся за порабощение, а другой за освобождение.

События 1825 заставили поэта подтвердить своё отношение к свободе. В стихотворении «Арион» поэт оценивает дело декабристов. В основе стихотворения лежит древнегреческая легенда о поэте и музыканте Арионе. Но Пушкин меняет многие мотивы и насыщает стихотворение современным политическим смыслом. Он говорит здесь о своей верности идеалу свободы : «Я гимны прежние пою».

В стихотворении Анчар показал противоречие между деспотизмом и свободой. В первой части поэт описывает «древо яда», воплощающее природное зло, а затем события переносятся в мир людей, равных по своей природе, но разделённых социальными пределам. Раб и господин виновны в распространении насилия и яд Анчара проникает в мир людей через духовное рабство.

В поздних стихах Пушкина утверждается, что свободу никому нельзя подарить. Она начинается с постоянной духовной работы. В стихотворении «Памятник», поводя итоги своего творчества, Пушкин утверждает, что его главная заслуга заключается прославлении свободы в «жестокий век».

5.

Безусловно, для каждого из нас, читавших Пушкина взахлеб или возвращавшихся к нему время от времени, есть в безбрежном океане его лирики наиболее близкие разуму и сердцу островки. Как в осколках разбитого вдребезги зеркала, отражаются в стихах поэта самые разные, но одинаково важные стороны жизни человека. Пушкин, поэтический талант которого был оценен еще в лицейские годы, без преувеличения, гениально изображал и страстную, неистовую, но чистую и по-юношески трогательную Любовь, и верную, искреннюю, без малейшей тени лукавства Дружбу, и самоотверженную, святую преданность Родине, и величие Русской Души. Все в строках поэта обретало истинную полноту и сочность красок. Потому с уверенностью можно сказать, что «воспеть свободу» лучше, чем это сделал А. С. Пушкин, не мог никто.

Лирика Пушкина тесно связана с некоторыми историческими событиями. В его стихах отражено восстание декабристов, жестоко подавленное самодержавием. Пушкин переживал все эти события, они стали частью жизни поэта. Все это нашло отражение в строках пушкинских стихотворений. Тема свободы глубоко волновала пушкинскую лирику. В его стихотворениях тех лет явно просматривается его отношение к происходящему. Анализируя такие произведения, как «Вольность»(1817), «К Чаадаеву»(1818), «К морю»(1824), «Во глубине Сибирских руд»(1827), которые были написаны поэтом в период освободительного движения декабристов первой четверти 19 в., можно четко увидеть тему свободы, вольности и не скрытую борьбу против самодержавия.

Наши рекомендации