Заимствование стиля Владимира Маяковского в современном ми ре
В настоящее время многие рекламные авторы, дизайнеры берут за основу старые советские формы и изображения. Иногда с изменениями, а многие вообще не переделывают оригинал. Особой популярностью пользуется персонаж красного Рабочего из плакатов «Окна РОСТА», прием стилизации рекламного текста «под Маяковского», но это и понятно. Красный является сигнальным текстом, который сразу привлекает к себе внимание, и в тоже время минимализм в деталях не отвлекает от самого важного - предмета рекламы. Простота «агитстихов» отлично запоминается и воспринимается, а схожесть с плакатами и лозунгами того времени обеспечивает быстрое узнавание, и, следовательно, запоминание. Приведем наиболее удачные современные примеры, которые заимствовали стилистику политических плакатов Маяковского:
1. Свое продвижение на телевидении в 2001 году радио «Маяк- 24» начало с использования слогана, который был схож с манерой агитстихов Маяковского. «Читал» эти короткие стихи красный контурный персонаж, взятый также из «Окон РОСТА». Вот примерный текст этих стихов:
«Вычищу уши
новостей
ради я.
Сутками
слушаю
лучшее радио!»
Заметим то, что логотип этого радио смотрелся как подпись самого поэта, которая сокращена от фамилии «Маяковский». Ставился он в конце ролика.
2. С 2008 года печатались буклеты, опубликовывались в СМИ и шли на ТВ несколько видов реклам «Банка ОВК», использовавшие образ красного человека, который призывал людей покупать бытовую технику на их кредиты. Обратимся к примерам:
«Начни
переустройство
быта
С Общества
Взаимного
Кредита!».
«Любая покупка
доступна, легка,
Если кредит
ты взял
в ОВК!» и т.п.
3. Приведем яркий пример полного заимствования стилистики «Окон РОСТА». Компания, которая занимается продажей дверей и окон, а также других различных продуктов из металлопластика взяла даже название «Окна РОСТА». Конечно же, символом этой фирмы стал радостный красный человек, поднявший руки вверх. (приложение 24) Даже стоит он на фоне тех самых конструкций. Заметим, что даже оформление сайта «Окон РОСТА» построено в стилистике Маяковского.
4.В ноябре 2007 годарекламное агентство «ИМА-пресс» разработало новую информационную компанию МГИК по выборам в Государственную думу. Целая серия плакатов - стикеров в стиле «Окон Роста» Маяковского появилась в общественном транспорте и в вагонах метро. В такой же стилистике были выполнены телевизионные ролики, баннеры для интернета, а также открытки для рассылки гражданам РФ по почте. Четкие стихотворные короткие фразы, призывающие прийти на выборы и проголосовать за того или иного кандидата, иллюстрированные карикатурными персонажами должны хорошо запоминаться и направлены на вызов позитивной эмоции.
Вот несколько примеров предвыборных агиток:
« Ставь, что хочешь,
Хоть галку, хоть крестик.
Чтобы был депутат
На нужном месте!» (приложение 25)
« Стране очень твой выбор нужен.
Иди голосуй, наплюй на стужу!» (приложение 26)
« В пользу страны выбор сделан!
Это значит- сменил болтовню на дело!» (приложение 27)
Кроме четко узнаваемых вербальных и визуальных образов из «Окон РОСТА», рекламные авторы используют только отдельные элементы его характерной стилистики исполнения стихотворений и рисунков.
Креативный директор РА «ИМА-пресс» отметил, что «если раньше все сводилось к классической схеме, консервативной форме, то сегодня, пожалуй, впервые за историю предвыборной рекламы, она отличается смелым креативом. Фактически впервые в серьезной кампании, каковой является кампания по выборам в Госдуму, присутствует сатира. Креативное решение в духе рефлексии на агитки 20-х годов позволило сделать рекламу динамичной, наполнить внутренней энергетикой, создать драматургию»
5. В оформлении существовавшей передачи на канале НТВ «Москва: инструкция по применению» за основу были приняты смешанные черты конструктивизма и советского стиля , а именно:
1) Двух или трехцветное решение оформления передачи. В основном это красный, белый, серый
2) Постоянное использование диагональных построений
3) Лаконичность изображения заставок к рубрикам передачи
4) Приказной характер и динамика. Часто используются слова-обращения: «Берегись!», «Не болеть!», «Случилось!», «Расслабься!»
5) Одежда ведущих, стилизованная под революционный, советский стиль. Они ходят в красных косынках, а на рукавах завязаны красные повязки. Кроме того, соведущие зовутся «Дежурными по рубрике»
6) Ведущий передачи стоит на трибуне и обращается к зрителям : «Товарищи!»
Часто программа завершалась стихотворениями «под Маяковского»:
«Эй, зритель,
сидящий на диване уверенно,
жующий свой традиционный бутерброд!
Программа «Москва:
инструкция по применению»
формирует новый информационный подход.
Максимум пользы
в каждом движении
Наши собкоры покажут легко...
В эфире «Москва:
инструкция по применению»
и я, ее ведущий, Виталий Тишко!»[69]
То есть, мы видим, что в этой передаче сочетаются черты советского стиля и конструктивизма, а также стилизация агитстихов Владимира Маяковского.
6. Комитет по строительству совместно со Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в мае 2014 года запустили масштабный социальный проект, направленный на повышение правовой грамотности участников долевого строительства. В ней были задействованы самые популярные медиа- каналы для охвата максимального количества граждан. На главных дорогах города появились плакаты, призывающие людей проверять документацию у строительных фирм, у которых они собираются покупать квартиры. Рекламные стикеры также размещались в вагонах метро, а также периодически включалось звуковое обращение на эскалаторах. На маршрутках с большим пассажиропотоком транслировались видео – ролики. Обратим внимание, что стилистика этой социальной рекламы перекликается с плакатами, созданными Маяковским и Родченко. (приложение 28,29)
На сайте «Петербургского дневника»-ежедневного издания правительства Санкт-Петербурга председатель Комитета по строительству отметил преимущества выбора такой стилистики социальной рекламы: «Сегодня улицы Петербурга переполнены рекламой. Люди устали от провокационных лозунгов и непристойных предложений. Мы намеренно не стали использовать западный стиль рекламы, наводненный излишними иллюстративностью и описательностью, обратившись к технологиям, зародившимся в нашей стране. Было необходимо выделить сообщение из общей массы, чтобы каждый человек, прочитав и просмотрев рекламу, не только усвоил ее содержание, но и поступил соответственно. Для этого она должна быть легкой для восприятия и, вместе с тем, запоминающейся». [70]
Яркие, броские цветовые решения в стиле конструктивизма, несомненно, привлекают внимание граждан, а также простые и понятные стихи призывают их быть более бдительными. «Мы специально решили уйти от использования речевых штампов, так называемой «канцелярщины», присущей госструктурам. Мне кажется, люди автоматически воспринимают слова вроде «извещает», «доводит до сведения», «уведомляет» как стандартные отписки»[71] - пояснили в комитете. Так и родились новые плакаты. В стиле Маяковского выполнена красная фигура мужчины, который проверяет документацию у застройщика, счастливая семья стоящая около новостройки. А на одном из плакатов изображен мужчина около нового дома. На лице его радость и гордость- знак того, что тот проверил разрешительные документы. На другом - молот, который разрушает дом, построенный незаконным образом. Метафорично выражаясь, можно сказать, что Маяковский учит петербуржцев, как не стать обманутыми дольщиками.
7.Компания, зажимающаяся производством электросберегающих и светодиодных ламп Uniel провела конкурс на креативный дизайн социальных плакатов. Тема была конкретной - экономия электроэнергии населением. Победу в конкурсе одержали плакаты, концепция которых была понята большинству Российских людей. Создатели социальных плакатов попытались передать дух конструктивизма, взяв за основу самые популярные рекламные плакаты Александра Родченко и Владимира Маяковского. (приложение 30) Смотря на них, сразу узнаются шедевры 1920х годов. Например, смотря на первый плакат, сразу становится ясно, что он стилизован под рекламный шедевр «Соски Резинотреста».
8.Созданная в 2000 году, группа компаний «Моссельпром» является одной из ведущих и наиболее эффективных производителей сельскохозяйствен- ной продукции в России. Обратим внимание на то, что компания «Моссельпром» в своих рекламных компаниях использует именно ту стилистику, предложенную «глашатаем революции»,а название совпадает с советским производственным объединением. Для сравнения в приложении представлены моссельпромовские плакаты нашего времени. (приложение 31)
9. В конце 2013 года стартовал проект Bookteasers[72]. Данный проект создан двумя молодыми людьми и рассчитан на приобщение современного молодого поколения к чтению классики мировой литературы, а также к ознакомлению разных видов искусства. Добиваются этого ребята путем визуализации содержимого произведения или изображения в современных и актуальных формах. Для того чтобы привлечь молодое поколение к советскому виду искусства, они придумали и нарисовали плакаты по мотивам голливудского фильма «Терминатор». Стилистические элементы рекламы «Мооссельпрома» (приложение 32), красный угловатый человек из «Окон РОСТА», (приложение 33), крепкий слог «под Маяковского» свое дело знают. Все эти стилистические приемы из прошлого с добавлением сюжета известного фильма обратили на себя внимание. Сейчас продвижение проекта bookteasers идет полным ходом, и среди молодежи оно становится все более популярным.
10. Один из крупнейших производителей продуктов мясопереработки и полуфабрикатов, компания «Останкино», выпустила новый имиджевый ролик в рамках кампании «Папа может!». Как сообщают представители компании, первое видео имело большой успех среди потребителей, а рост продаж составил до 40%, поэтому было решено продолжить «отцовскую историю» и продолжать выпускать ролики в этом же ключе. С 01 мая 2015 года в эфир федеральных телеканалов вышел новый рекламный ролик в поддержку ТМ «Останкино»,посвященный Дню Папы.[73]География телевизионной трансля-ции включает главные федеральные каналы в 22 городах центрального региона, в том числе и в Москве.
Главным сюжетом для видео стал детский утренник, посвященный Дню папы. На сцене перед взрослыми выступает маленький мальчик, одетый «под Маяковского». (приложение 34) Строгий советский коричневый костюм, мешковатая кепка на голове,-зритель сразу понимает, что взят образ великого поэта. Также сценаристы данной рекламы взяли за основу отрывок стихотворения Владимира Маяковского «Стихи о советском паспорте», и переделали его на свой лад. Мальчик читает это стихотворение резко, ярко, делает акцент чуть ли не на каждом слове. Такая манера чтения стихов была присуща как раз Владимиру Маяковскому. Интерпретация такова:
«Я достаю из широких штанин
Бутерброд нереального вкуса.
Смотрите,завидуйте, Я- папин сын!
Я требую перекуса!» (приложение 35)
11. Брендинговое агентство Clёver разработало провокационный дизайн новой российской колы для компании «Аквалайф»[74] (приложение 36)
Ядро целевой аудитории «Байкал-колы» — активная патриотичная молодежь 16-25 лет. Поэтому, по словам дизайнеров, их графической задачей было напомнить современной молодежи о том, каким богатым культурным и научным наследием обладает наша страна.
Главной темой этикетки «Байкал-Кола» стали образы выдающихся исторических личностей России, в числе которых авангардный российский поэт ХХ в. – В.В. Маяковский, благодаря чему вкус имеет свой неповторимый стиль. Помимо изображения поэта, на этикетке имеется слоган, который стилизован под тексты «Окон РОСТА». Слоган гласит:
Вот наш ответ- крутой и симметричный!
Байкал- Кола привет!
Всяким колам замена отличная!
Сама этикетка выполнена в духе аванграда, основной цвет этикетки-красный. «За основу мы выбрали конструктивизм, доведя его до гротеска»[75], - рассказала команда на своем сайте, - «Решили добавить одушевленности бренду и совместно с командой «Аквалайф» выбрали яркие исторические личности». По мнению криэйторов, «Байкал-кола» выглядит ярко, легко запоминается и выделяется на полках.
Принимая во внимание экономическую ситуацию в мире, компания «Аквалайф» решила максимально подчеркнуть российское происхождение бренда. Этикетка напоминает россиянам и всему миру, какую роль Россия сыграла в истории, какой неоценимый вклад внесла в культуру и искусство нашей цивилизации.
12. Но особый интерес вызывают трансофрмации известного плаката «Ленгиз: книги по всем отраслям знания», на котором красуется Лиля Брик в рабочей косынке, передавая всем свой оптимизм и энергию.
Со время выпуска плаката было выпущено более сотни прототипов и различных вариаций на рекламу «Ленгиза». В приложении показана только малая часть вариантов шедевра, где изменения коснулись лица модели.
Оформители альбома современной шотланской группы «Franz Ferdinand» решили заменить образ Лили Брик. (приложение37). Заменили модель и сеть продуктовых магазинов «Пятерочка», художники рекламного объявления магазина одежды «Реформа», сеть социальных аптек «Столички» на своих рекламных плакатах решили заменить образ Лили Брик. (приложение 38)
Зимой 2015 года на улицах Москвы висел рекламный плакат Новоторжской ярмарки, также стилизованный под «Ленгиз» (приложение39) .
И эти примеры можно приводить до бесконечности. Талантливая реклама Маяковского дала питательную среду рекламщикам всего мира до настоящего времени. И я думаю,что тиражирование идеи этой рекламы далеко не закончены.
Таким образом, исследуя политические плакаты и «хозяйственные агитки» Владимира Маяковского, стоит сказать, что они были злободневны и понятны большинству населения, включая самые отсталые слои. Рожденная эпохой суровых битв, эта новая форма искусства оказалась стойкой и живучей благодаря своим простым и четким текстам, а также красочным и доходчивым образам. В «Окнах РОСТА» все проблемы и угрозы, стоящие перед населением страны были трансформированы в изображения. Образы в своих плакатах,кото- рые использовал Маяковский, имели как своих исторических прототипов, так и аллегорических. Цветовая дифференциация образов интуитивно давала понять, где положительный, а где отрицательный образ. В ходе анализа «хозяйственных ных агиток» Маяковского мы сделали вывод,что поэт боролся с неграмотностью путѐм своих рекламных текстов.
При общей сегодняшней популярности конструктивизма и советского стиля, подражание Маяковскому, на мой взгляд, наиболее выигрышный способ привлечь внимание аудитории, обеспечить узнавание и запоминание рекламно- го образа. Наследие этого разносторонне талантливого человека столь велико, что многие и многие дизайнеры могут черпать идеи в его плакатах и стихах, переосмысливать, играть и не повторяться ни с самим Маяковским, ни между собой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы по теме:
Была рассмотрена специфика советской рекламы 1920-1930 годов. Новая экономическая политика, провозглашенная в 1921году, открыла новую страницу не только в экономическом и социальном развитии страны, но и в культуре. И можно с уверенностью сказать, что 20-е годы XX века были временем плакатного искусства в СССР. Было выяснено, что в рекламе того периода наметилось две школы: школа конструктивизма, которая включала такие громкие имена, как В. Маяковский и А.Родченко, и школа, продолжающая дореволюционные традиции. Главной особенностью, объединяющей обе рекламные школы, была воспитательная роль, которую играла реклама в процессе продвижения товаров, созданных советским государством, одновременно подчеркивавшая потребительские ценности рекламириуемого, даже несмотря на товарный голод. Можно сказать, что это было ее главным отличием от американской рекламной индустрии.
Анализ подходов ,которые использовал Владимир Маяковский в создании политических плакатов «окна РОСТА» показывает, что и при создании рекламной продукции, он использовал те же методы, которые были популярны среди населения, что и обусловило такой успех рекламного продукта
Также были выявлены новые жанры, созданные Маяковским, а именно: самореклама, политические агитки, хозяйственные агитки, а также радиореклама. Были рассмотрены функции и основные признаки рекламы, по мнению Владимира Маяковского, которые были представлены в записке заведующему "Мосполиграфом" Н.Т. Полякову:
1. реклама универсальна.
2. Реклама вечна
3. Реклама наиболее действенна
Маяковский, по сути, представлял собой рекламное агентство полного цикла. Он сам находил клиентов, сам сочинял тексты, назначал цену, «пробивал» выполнение заказов на плакаты, даже предпринимал нечто вроде самостоятельных маркетинговых исследований. Но позже вместе с Александром Родченко Маяковский организовал подобие современного рекламного агентства - "реклам- конструктор" Маяковского-Родченко, где произошло разделение труда. Они ставили перед собой задачу создания нового стилевого единства окружающей среды и значительно подняли репутацию таких известных предприятий, как Резинотрест, Чаеуправление, Мосполиграф, ГУМ,Моссельпром.
В ходе анализа «хозяйственных агиток» Маяковского мы сделали вывод, что поэт боролся с неграмотностью путѐм своих рекламных текстов. Карамель серии «Новый вес» и «Новые меры» стала своеобразным источником информа- ции о новых метрических мерах веса, объѐма, длины, площади, принятых взамен старых мер. Реклама Маяковского предоставляет сведения об окружаю- щем мире и протекающих в нѐм процессах для широкой аудитории понятным языком.
Исследуя политические плакаты Владимира Маяковского, стоит сказать, что его творчество шло в ногу со временем. Его плакаты были злободневны и понятны большинству населения, включая самые отсталые слои. Все проблемы и угрозы, стоящие перед населением страны были трансформированы в изображения. Образы в своих плакатах, которые использовал Маяковский, имели как своих исторических прототипов, так и аллегорических. Цветовая дифференциация образов интуитивно давала понять, где положительный, а где отрицательный образ. Именно этот стиль первых советских комиксов и сделал популярными эти плакаты.
На основе сопоставления современных рекламных продуктов и результатов рекламной деятельности Маяковского как в политических, так и рекламных плакатов, нами были выявлены заимствования идей и наработок Маяковского современными рекламистами. Заимствование идей и методов рекламы и плаката Маяковского, его успех в современном мире показывает, насколько великий поэт был прав в своих выдвинутых рекламных методах и принципах.
В заключении можно сказать, что вклад Маяковского в становление и развитие рекламного дела в России очень велик. Приемы, опробованные поэтом ещѐ в 1923 году, до сих пор остаются актуальными, действенными, проверенны- ми не одним поколением рекламистов. Маяковскому удивительным образом удавалось находить ту грань между поэзией, агитацией и рекламой, которая впоследствии и стала его фирменным почерком поэта- рекламиста.
Печатные плакаты и лозунги, культурно-просветительская реклама, знаменитые «Хозяйственные агитки», радиореклама- все эти произведения являлись яркой и неповторимой летописью своей эпохи. И «пока всѐ не растеряно» мы должны знать, помнить и гордиться Владимиром Маяковским не только как поэтом серебряного века, «певцом» революции, но и как талантливым рекламистом, патриотом своей страны, внёсшим несоизмеримый вклад в становление и развитие рекламного дела России.
В современной динамичной и перенасыщенной информацией жизни простые и лаконичные формы, изобретенные или развитые Маяковским, воспринимаются как нельзя лучше. Яркость, контраст, напористость максимально подходят для молодежи и активных людей средних лет. А ведь именно эти люди - основная потребительская аудитория, именно на них и рассчитывают большинство фирм-производителей и распространителей, заказывающих рекламу. Так что будущее рекламы в том числе и за нашим прошлым!
Таким образом, стоит отметить, что цель бакалаврской работы была выполнена: получено полное представление о выявлении наиболее существен- ных характеристик рекламной деятельности Маяковского, их влияние на совре-
Менную рекламу, а также полностью исследованы образы в политических пла -катах «Окна РОСТА».
Все поставленные задачи были же реализованы:
1)Рассмотрена специфика советской рекламы 1920-1930х годов;
2)Выявлены и уточнены сведения, связанные творчеством В. Маяковского в контексте рекламы и политического плаката в России 20-х годов XX века;
3) Выявлены основные приемы, методы, техники, жанры, принципы, разработанные и используемые В. Маяковским в его рекламной деятельности;
4) Определены особенности социокультурной и политической направленности агитационного творчества В. Маяковского,
5) Исследована стилистическая особенность политических плакатов «Окна РОСТА»
6)Подробно изучена копирайтерская деятельность В. Маяковского посредством анализа таких рекламных работ , как «хозяйственные агитки»;
7) Оценен вклад В. Маяковского в развитие рекламного дела в России и использование заимствования результатов его работ в современном мире
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1). Ален Т.К., О`Гуинн С.Т., Семеник Дж.Р.Реклама и продвижение бренда.-СПб.:Нева,2004,652с
2) Барнз Р. Общественная психология в США и СССР 20 – 30-х годов в свете теории потребления // Вопросы истории № 2,1995,133с
3) Бахтин М. М. Язык Маяковского // День поэзии №4,1983,122с
4) Бобринская Е.Русский авангард: границы искусства.-М.: НЛО,- 2006,217с
5) Бюргер П. Теория авангарда.-М.:V-A-C press,2014,200c
6) Грицук А.П.Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды.История отечественной рекламы.Советский период.-М.:МГУП печати, 2004,166с
7) Горлов Н.О футуристах и футуризме // ЛЕФ. №4,1923,211с
8)Дюпон Л.Реклама:1001 совет.-М.:Поппури,2008,288с
9)Измозик В.С., Старков Б.А., Рудник С.Н. Подлинная история РСДРП-РКПб-ВКПб. Краткий курс. Без умолчаний и фальсификаций.-СПб.:Питер, 2010.496 с.
10) Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. М.: Современник,1990,321с
11) Катанян В.А.Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М.: Советский писатель, 1985,641с
12)Кацис Л.Ф Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи.М.: Языки русской культуры, 2000,776с
13)Козлёнков В. А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета. №17,2011,136с
14) Колокольцева Т,Н. Рекламный дискурс и рекламный текст: коллективная монография.-М.: ФЛИНТА: Наука,2011,296с
15)Лавут П. И.. Маяковский едет по Союзу. Воспоминания. –М.:Советская Россия, 1969,263с
16) Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание 5. Том 37. Июль 1918 - март 1919.М.:Политиздат,1969,421с
17) Лотман Ю.М. Текст в тексте.-Таллинн: Александра, 1992,478с
18) Маркасов М.Ю. Поэтическая рефлексия Владимира Маяковского в контексте русского авангарда: дис. …канд. филол. Наук. Барнаульский Государственный Университет, Барнаул, 2003,188c
19) Матросова Е.С. Агитационно- рекламная функционализация послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского в свете его жизнетворчества и жизнестроения: дис. …канд. филолог.наук. Ивановский Государственный Университет, Иваново,2014
20) Маяковский без глянца;(сост. П. Фокина, Д. Тимофеева;вступ.ст. П.Фокина).-СПб.Амфора,ТИД Амфора,2008,798с
21) Маяковский В.В. Журнал ЛЕФ : Журнал Левого фронта искусств. — М. ; Петроград : Государственное издательство, 1923-1925 (электронный ресурс). Режим доступа: http://tehne.com/library/lef-zhurnal-1923-1925 (Последняя дата обращения: 18.03.15)
22) Маяковский В.В. Первое полное собрание сочинений в тринадцати томах.-М.:Гослитиздат,1934-1937
23) Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 1. 1912-1917.-М.:Правда,1978.431с
24) Маяковский В.В.Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 6.1929-1930.-М.: Правда, 1978,346с
25) Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8. Агитплакаты, лозунги, реклама. 1919-1930.-М.:Правда, 1978,351с
26) Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11 Статьи, заметки и выступления. Ноябрь 1917-1930.-М.:Правда,1978, 415с
27) Маяковский В.В. Грозный смех. Окна РОСТА.-М.:Государственное Изд-во Худо жественной Литературы, 1932,378с
28)Маяковский В.В. Революционный плакат// Красная нива №8.- Известия ЦИК СССР и ВЦИК,1923,32с
30) Маяковский В.В. Маяковский-Родченко. Классика конструктивизма (Серия «Книжная коллекция»).-М.: Фортуна ЭЛ, 2015,176с
31) Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы ХХ века. 1900-1920-е годы.-М: Высшая школа, 2004,432с
32) Михайлов А. А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. М.: Современник, 1990,464с
33)Михайлов А.А. Маяковский (Серия "Жизнь замечательных людей").-М:Молодая гвардия,1988,560с
34) Немировский Е.Л. Эль Лисицкий- Владимир Маяковский.-М.: «Х.Г.С.», 2003, 72с
35) Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: Современный литератор, 2005,976с
36) Николаев П.А.Русские писатели. Биобиблиографический словарь.Том2.-М:. Просвещение,1990,448с
37) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.: Мир и Образование : Астрель : Оникс,2012,736с
38) Радионова Л.В. Историко-книговедческие аспекты изучения русского лубка периода Первой Мировой Войны: дис. …канд.истор.наук. Российская государственная библиотека,Москва, 2004, 177с
39) Родченко А. М. Работа с Маяковским // В мире книг.№ 6,1973,65с
40) Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост В.Н. Терехина, А.П. Зименков.-М.: Наследие, 1999,385c
41) Савельева О. О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды // Человек № 2-3, 2006, 135с
42) Сафронова Е. Ю. Маяковский как «отец» русского копирайтинга // PR в изменяющемся мире: Региональный аспект: сборник статей №9,2011,236с
43) Сарнов Б.М. Заодно с гением: путеводитель по Маяковскому.-М.:ИЦ Москвоведение,- 2014, 448с
44) Сидорина Е.В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде-М.:Прогресс-Традиция,2012,656с
45) Сироткин Н. С. О методологии исследования авангардизма, или семиотические отношения авангардизма к действительности // Поэзия авангарда (Электронный ресурс). Режим доступа: http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ov/ns_metod.htm (Последняя дата обращения : 19.12.14)
46) Cнопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Советский рекламный плакат.-М.: Контакт-культура, 2015, 245с
47) Соколов М.А. Про гениального копирайтера Маяковского (Электронный ресурс).Режим доступа:http://www.adme.ru/articles/pro-genialnogo-kopirajtera-mayakovskogo-57561/ (Последняя дата обращения: 13.05.15)
48) Соколова О.В. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR.-М.:Гнозис, 2014, 304с
49) Харджиев Н.И.Статьи об авангарде :В 2 т.-М.:ИА,1997,Т.2,391с
50) Хаустова А.Ю. Маяковский- криэйтор современной рекламы (Электронный ресурс). Режим доступа : http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=5&page=18 (Последняя дата обращения: 28.02.15)
51) Чернышева О.В.Творчество раннего В. Маяковского в контексте руcского авангарда. дисс. ... канд. филол. наук. -Магнитогорск, 2003,176с
52) Чо К.Ю. Становление и развитие поэтики изобразительности в послеоктябрьском творчестве В.В. Маяковского: автореф. дис. …канд.филол.наук. Российский государственный гуманитарный университет,.-М, 2011,143с
53) Шклярук А.Ф. Советский политический плакат / Золотая коллекция. -М.: Контакт-культура, 2012,345с
54) Шклярук А.Ф. Русский рекламный плакат / Золотая коллекция. -М.: Контакт-Культура, 2006,251с
55) Шклярук А.Ф. Конструктивизм в советском плакате / Золотая коллекция. -М.: Контакт-Культура, 2004,116с
56) Ученова В. В. История отечественной рекламы. 1917-1990.-М.: Юнити-дана, 2004,287 с
57) Эвентов И.С. Маяковский- плакатист. Критический очерк.- Л.; М.: Искусство, 1940, 73с