Классические формы фасонной стрижки для растений
Классическими формами фасонной стрижки являются шары на штамбах, кубы, параллелепипеды, пирамиды, конусы, полусферы. Их можно увидеть чуть ли не у каждого домика во многих европейских городах.
Привлекательны спиралевидные конусы, стрижки в виде зонтиков, для последних можно использовать даже породы, произрастающие на европейской территории России в диком виде: сосну обыкновенную, клен полевой, иргу канадскую.
Арки, образованные двумя переплетенными верхушками деревьев, — излюбленный прием стрижки у европейцев. Хотя подобные украшения хорошо были известны и в усадебной России, где, таким образом, создавали целые крытые аллеи — так называемые огибные дороги-берсо из ветвей липы мелколистной и некоторых других пород деревьев.
Стали весьма привычны в местах с мягким климатом фигуры из самшита, тиса, выполненные в виде гномиков, птиц, животных (зайцы, собаки, медведи, дельфины). Настоящим королевством топиарных форм является сегодня Голландия.
Тема 3: Садово-парковое искусство Средневековья в странах Европы. Позднее Средневековье
1. Социально-политическая характеристика эпохи, растительность, природные условия. Монастырские сады. Испано-мавританские (арабские) сады: Альгамбра, ансамбль Генералиф. Могольские сады. Мавританские сады. Испания: Альказар, Генералифе, Альгамбра.
2. Сооружения и планировка мусульманского сада. Сады Возрождения и маньеризма. Виллы Медичи (Кастелло, Карреджи, Фьезоле). Террасные сады Бельведера в Ватикане (Браманте). Сады ренессансного Рима. Роль античной скульптуры в программе сада. Сад Содерини на вершине Мавзолея Адриана.
3. Виллы Андреа Палладио. Виллы Барбаро и Ротонда. Вилла д'Эсте в Тиволи. Вилла Ланте в Баньяйе. Вилла Фарнезе в Капрароле: дворец и "секретный сад". Парк Бомарцо: "священный лес" каменных скульптур. Этрусская тема (сфинкс, Гробница).
4. Ранние ботанические сады: Пиза, Лейден. Экзотические растения и стили в европейском саду.
Лекция 3. Садово-парковое искусство Средневековья в странах Европы. Позднее Средневековье
Европейское средневековьеСредневековые сады Европы значительно уменьшились в размерах по сравнению с античными и назначение их изменилось. Декоративные, прогулочные сады стали большой редкостью и уменьшились до крохотных участков, зажатых среди мощных стен феодальных замков. Но и эти сады использовались для разведения лекарственных растений. Немногим разнообразнее были монастырские сады (рис. 2). В крупных монастырях они заполняли подчас целые цепочки монастырских дворов. Сады делились по функциям — плодовые сады, огороды, виноградники, сады цветов для церковных служб, аптекарские сады. Рисунок средневекового европейского монастыря с хозяйственным садом, огородом и виноградником во внутренних дворах.
Они имели обычно регулярную структуру, размещались в квадратных или прямоугольных двориках.
Средние века были временем развития виртуозного искусства ремесленников. Среди них формировались традиции ремесла и искусства садоводов, достигших большого совершенства в выращивании декоративных растений; в филигранном искусстве украшения декоративных элементов садов — фонтанов, оград, скамей, мозаичных мощений.
Европейская средневековая художественная культура формировалась в тесных пространствах, ограниченных крепостными стенами, изолированных от окружающего мира. Замкнутость города противопоставлялась ландшафту, пространственная структура города раскрывалась только внутри. Снаружи города Западной Европы выглядели, как монохромные монолитные массы, показывающие только суровые плоскости стен и башен, окруженные глубокими рвами. Миниатюрность садов средневековья перекликалась с жесткой ограниченностью других открытых пространств города. Обычными были узкие улицы, ширина которых порой не превышала 1,5…2 м. Соборные площади напоминали расширенные паперти перед входами в огромные соборы.
Арабская Испания
В VIII в. арабы (мавры) обосновались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром образования, а Кордова - самым цивилизованным городом Европы. Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. В начале VII столетия в Южной Испании сформировался новый тип сада - испано-мавританский.