Раздел 6. Технико-тактическая подготовка
6.1.Формирование культуры движения в стойках (3 часа). Отработка стоек, соединения стоек на месте, перемещения в стойках (вперед, назад, вбок, со сменой впередистоящей ноги, со сменой стоек, со сменой высоты стоек).
6.2. Базовая техника: удары руками и блоки, удары ногами (5 часов). Блоки руками (верхние, средние, нижние) в стойках на месте, в перемещениях вперед, назад, в сторону; удары руками и ногами (верхние, средние, нижние) в стойках на месте, в перемещениях (вперед, назад, в сторону), соединения различных ударов на месте, в перемещениях (вперед, назад, в сторону); соединения блоков и ударов руками и ногами (связки) на месте и в перемещениях (в стойках); выработка целевой точности ударов по «лапе» на месте, в перемещениях; выработка целевой точности в вариативных заданиях (партнер изменяет положение «лапы») на месте и в перемещениях (тип удара строго регламентируется или варьируется по высоте, дистанции и т.д.); выработка точности дозировки силы удара (без контакта, поверхностный контакт, глубокий контакт); связки ударов; укрепление ударных поверхностей рук и ног (похлопывания различными сторонами кистей и стоп по полу).
6.3. Парные упражнения на отработку защитно-атакующих действий (6 часов). Упражнения с отходом назад: против угрозы атаки сокращением дистанции (перемещение атакующего вперед без атаки ударом); против атаки прямым ударом ногой, выполняемого на различных уровнях (нижний, средний, верхний) (строго регламентированная атака); против атаки прямым ударом рукой, выполняемого на различных уровнях (средний, верхний) (строго регламентированная атака); против серии прямых ударов ногой и рукой, выполняемых на различных уровнях (строго регламентированная атака); вариативная реакция на различные прямые удары ногой и рукой, выполняемых на различных уровнях (защищающийся не знает с какой ноги или руки партнер произведет атаку). Аналогично против ударов сбоку. Упражнения с уходом вперед в сторону с линии атаки: против угрозы атаки сокращением дистанции (перемещение атакующего вперед без атаки ударом); против атаки прямым ударом ногой, выполняемого на различных уровнях (нижний, средний, верхний) (строго регламентированная атака); против атаки прямым ударом рукой, выполняемого на различных уровнях (средний, верхний) (строго регламентированная атака); против серии прямых ударов ногой и рукой, выполняемых на различных уровнях (строго регламентированная атака); вариативная реакция на различные прямые удары ногой и рукой, выполняемых на различных уровнях (защищающийся не знает с какой ноги или руки партнер произведет атаку). Аналогично против ударов сбоку.
6.4. Поединки на отработку изученной техники (4 часа).
Обусловленные поединки: строгорегламентированные технико-тактические задания; строгая дозировка ударного контакта; строгое соблюдение ролей атакующего и защищающегося. Под обусловленным поединком подразумевается поединок на выполнение конкретного задания. Перед каждой парой ставится своя задача. В этой связи поединки проводятся не по строго регламентированным спортивным правилам, а исходя из возможностей занимающихся. Например: один партнер назначается атакующим («А»), другой защищающимся («Б»). Задача партнера «А»: нанести один точный, дозированный (легкое касание) удар, демонстрируя при этом грамотное маневрирование. Задача партнера «Б»: грамотно защититься блоком или маневром. За выполненное задание начисляется один балл. Затем партнеры меняются ролями. Количество атак с обеих сторон одинаково. Сравнение результатов проводится, однако задача определения победителя является второстепенной, главная роль отводится выявлению наличного уровня подготовки, определению ошибок и указаниям по их исправлению. Партнеры подбираются не столько по весу и году рождения, сколько по равенству возможностей. Задания в зависимости от уровня подготовленности могут усложняться (нанесение строго определенного удара в заданную точку, серийные атаки, сложные технико-тактические комбинации и т.д.) вплоть до перехода в полусвободные поединки. Использование обусловленных поединков особенно актуально в случае неуверенности партнеров (страха), агрессивности, неконтролируемых эмоций и поведения.
Ролевые поединки. Роли партнёров распределяются следующим образом: «А» атакует (ассистент), «Б» - защищается. Партнер «А» по завершении атаки замирает, позволяя партнёру «Б» правильно выполнить и исправить свои ошибки в контрдействии. Партнер «Б», выполняя контратаку, должен останавливать кулак за 5-10 см до поверхности тела партнёра «А».
1.Первый уровень сложности. «А» атакует одним действием, выбранным и продемонстрированным заранее, «Б» - разрывает дистанцию или уходит с линии атаки с помощью соответствующей атаке заранее изученной техники. Партнёры знают свою задачу и начинают выполнять свои роли с невысокой скоростью, с соблюдением пауз между комбинациями. Постепенно, по мере наработки хорошей координации для выбранной скорости, скорость повышается и сохраняется до появления устойчивого результата.
2. Второй уровень сложности (с элементом вариативности). Полностью повторяется первый вариант обусловленного поединка с «достраиванием» защищающимся («Б») контрдействия. Партнёр «А», выполнив атакующее действие, замирает, позволяя «Б» увидеть открытые места в позиции атакующего. Партнёр «Б» «достраивает» контрдействия медленно, выбирая свободный «коридор» (траекторию?) в позиции партнёра. Его действия должны напоминать выпады фехтовальщика. Затем постепенно изменяются скоростные параметры, добиваясь улучшения скоростной координации.
3. На третьем уровне сложности ролевого поединка партнёр «А» демонстрирует одно атакующее действие и после паузы выполняет его. Партнёр «Б» использует заранее отработанный уход с линии атаки под острым углом в 30-45 градусов встречным ходом, с одновременным контрударом. Защитные действия (блоки) при такой контратаке не выполняются или выполняются условно, как вспомогательные действия. Партнёр «Б» выполняет свою контратаку, одновременно уворачиваясь от атаки партнёра «А». Скоростные параметры меняются постепенно по мере выработки устойчивого результата в улучшении скоростной координации.
При усвоении действий по предложенным правилам ролевых поединков партнёр «А» с целью усложнения задачи выполняет атакующее действие по собственному выбору, без предварительной демонстрации. Затем, используя те же схемы, выполняются «связки» двухударных атакующих действий.
На втором и третьем уровне сложности в ролевых поединках используются боксёрские «лапы». Партнёр «А», завершая свою атаку, замирает и подставляет «лапу» под контрудар партнёра «Б». Партнёр «Б», правильно выбрав дистанцию, ритм и скорость, выполняет контрудар в боксёрскую «лапу» партнёра «А». Скорость всех действий и приложенная сила удара по «лапе» постепенно увеличивается для постепенного улучшения скоростной координации.
Полусвободные и свободные поединки игрового характера (с акцентом на правильность выполнения задания, а не на превосходство над соперником).
6.5. Техника борьбы (9 часов). Захваты за различные части рук, туловища, ног; одной рукой и двумя; спереди, сзади и сбоку; болевые захваты. Контрдействия против захватов: освобождение от захватов, переводы в контрзахват, с болевыми приемами. Подсечки, подножки, выведения из равновесия, броски. Контрдействия против подсечек, подножек, выведений из равновесия, контрброски. Защитное маневрирование. Работа в партере. Связки элементов: индивидуальная и парная отработка (строгорегламентированные упражнения). Полусвободные и свободные схватки на закрепление изученных элементов и связок (в игровой манере с акцентом на правильность выполнения задания, а не на превосходство над соперником). Связки ударно-бросковой техники, контрдействия с использованием ударно-бросковой техники.
Поединки с использованием ударно-бросковой техники: ролевые поединки, имитация возможных уличных ситуаций.
Процесс отработки бросковой техники в ролевых поединках строится аналогично описанному в пункте 6.4. и также распределяется по уровням сложности. Необходимым условием является следующее: партнёр «Б» после контрудара (или вместо него) может выполнить заранее отработанную подсечку или бросок, придерживая партнёра «А», оберегая от сильного падения. Партнёр «А» при этом должен отрабатывать технику страховки, не сопротивляясь партнёру «Б».
Данные упражнения выполняются только на мягком покрытии пола (борцовских матах, татами).
Имитация возможных уличных ситуаций подразумевает наличие двух или более атакующих и их различное расположение друг относительно друга. Для уровня учащихся начальной школы будет достаточным овладеть первым и вторым уровнем обусловленного ролевого поединка с наличием двух или трёх поочерёдно атакующих ассистентов. Причем, после каждой защиты или контратаки необходимо уходить за спину «пораженного» ассистента. Защищающийся «Б» должен создавать условия, при которых атакующие мешали бы друг другу. Защищающийся, спрятавшись за первого «поверженного» атакующего, может удерживать его, используя как щит, или наталкивать его на остальных, мешая им реализовать свои замыслы, а самому при этом выбирать наиболее выгодное положение и момент для своей контратаки.
Все комбинации выполняются с медленной скоростью для исправления возможных ошибок в координации. По мере совершенствования скоростные параметры меняются.
6.6. Связки и технические комплексы (3 часа). Связки ударов руками и ногами, блоков и ударов руками и ногами, на месте и в передвижениях; связки сложных перемещений с ударными и защитными действиями; дорожки; технические комплексы различной степени сложности.
6.7. Самооборона против вооружённого противника (9 часов). Приемы защиты от атакующих ударов различными предметами (в одной руке, в обеих руках): палкой, ножом и т.д.; прямых, сбоку, сверху. Обезвреживающий удар (без контакта с вооруженной рукой); захват атакующей руки с выбиванием оружия или болевым приемом; выбивание оружия без захвата атакующей руки. Защитное маневрирование: разрыв дистанции, уход с линии атаки в сторону, вперед в сторону, за спину, ложные действия. Провокация атаки, контратака, встречная атака с целью сокращения дистанции с целью войти в контакт с вооруженной рукой (руками) для самозащиты или нанесения обезвреживающего удара. Самозащита от целостного исполнения атакующего приема: маневрирование, сокращение дистанции, вход в контакт, обезвреживание.
Раздел 7.Контрольные испытания и коллективные мероприятия (15 часов)
7.1. Аттестация (3 часа). Демонстрация занимающимися физической, технико-тактической подготовленности, а также понимания гуманистических основ боевых искусств (2-3 раза в год).
7.2. Турнир «Уважение – основа боевого искусства» (6 часов). Несоревновательное мероприятие с проведением обусловленных поединков по кулачному бою, борьбе, самозащите от вооруженного противника с целью демонстрации наличного уровня подготовленности и получения опыта действий в экстремальной ситуации (спортивные цели определения лучшего не ставятся).
7.3. Семейная гостиная (3 часа). Неформальное общение педагога с родителями и детьми в форме бесед, обмена мнениями, дискуссий с целью установления более тесного контакта и взаимопонимания.
7.4. Фестиваль единоборств «Все флаги – в гости к нам!» (3 часа). Совместное мероприятие с участием секций различных видов единоборств, на котором по договоренности организаторов выступающие могут демонстрировать различные виды программы, как связанные с поединком, так и нет.Данное мероприятие аналогично турниру «Уважение – основа боевого искусства».