Ii. учебно-методический блок умк
По курсу «История мировой (зарубежной) литературы»
Теоретическая часть
Лекционный материал курса (тезисы)
Термин и понятие «античная литература». История мировой (зарубежной) литературы: исторические, хронологические границы античной литературы. Общая характеристика и значение античной литературы. Тексты: проблема сохранности рукописного наследия, писчий материал, папирус и пергамент, свитки и кодексы. Средневековые рукописи античных произведений; цитаты; фрагменты; отношение к авторскому тексту. Соотношение теории и истории античной литературы.
ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Архаический период (VIII в. - середина VI в. до н.э.)
Долитературный период. Основные виды народного творчества, их место и функции в жизни древних общин. Мифотворчество и мифология. Древнейшие литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода. Прочие виды архаической поэзии. Жанры и классификация греческой лирики. Творчество Архилоха, Каллина Эфесского и Тиртея, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара и других поэтов.
Классический период (V - IV вв. до н.э.)
Аттический период. Драма: ее происхождение, основные виды. Эволюция древнегреческой трагедии. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Древняя аттическая комедия, ее происхождение и структура. Творчество Аристофана.
Проза V - IV вв. до н.э. Античная классификация прозы. Геродот. Фукидид. Демокрит. Платон. Аристотель.
Эллинистический период (III - I вв. до н.э.)
Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в греческой литературе. Новый этап в истории античного общества (условность термина «эллинизм» и его сущность). Греческий мир в конце IV в. до н.э. Эллинистическое общество, его культура. Афины - центр философии и комедиографии. Менандр и новоаттическая комедия. Общая характеристика александрийской поэзии.
Период римского владычества (I - VI вв. н.э.)
Греческий мир под властью Рима. Литературный процесс, идеология греческого общества и культурная политика Рима. Плутарх. Греческий «ренессанс» II в. Лукиан. Античный роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Эфиопика» Гелиодора. История греческой литературы и фольклора в контексте истории культуры.
РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Историческое значение римской литературы и ее место вантичномобществе. Состав, основная периодизация и судьба памятников римскойлитературы.
Долитературный период (до середины III в. до н.э.)
Раннее римское общество, материальная и духовная культура. Римскийфольклор. Древнейшая поэзия и проза.
Ранний период (середина III - середина II в. до н.э.)
Общество и его культура в период роста и расцвета римской рабовладельческой республики. Взаимодействие греческой и римской литератур. Творчество Плавта и его роль в развитии римской комедии плаща (паллиаты). Теренций и его комедии.
Литература последнего века республики (середина II - середина I в. до н.э.)
Римское общество и культура последнего века республики. Цицерон и его роль в развитии литературы. Лукреций. Поэма «О природе вещей » - воспроизведение и художественное осмысление всей материалистической философской мысли античного мира. Римский александризм. Катулл.
Литература периода империи. «Золотой век» римской литературы (эпоха принципата Августа) Вторая половина I в. до н.э. - начало I в. н.э.
Римское общество «века Августа». Литературный процесс и расцвет литературы на новом этапе, формирование римского классического стиля. Творчество Вергилия. Жизнь и основные этапы творчества Горация. Жизнь и творчество Овидия.
Поздний период (серебряный век римской литературы -1 - II вв. н.э.)
Внешний расцвет и явные симптомы упадка римского общества. «Новый стиль», традиции и обстоятельства его возникновения. Сенека: стоицизм. «Сатирикон» Петрония Арбитра. Эпиграммы Марциала. Ювенал: книги сатир. Тацит.
6. Позднейший период (литература упадка и кризиса Римской империи - конец II - V вв. н.э.)
Возвышение провинций и снижение роли Италии в политической и культурной жизни империи. Апулей - философ и софист, его роман «Метаморфозы». Архаистические тенденции в литературе IV - V вв. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли в римской литературе. Значение римской литературы в идейном и художественном развитии феодального общества. История римской литературы и фольклора в контексте истории культуры.
Вопросы для самоконтроля
1. Общая характеристика и значение античной литературы.
2. Греческий фольклор и его особенности.
3. Греческая мифология как форма художественного мышления и ее рольв развитии культуры.
4. «Илиада» Гомера как героический эпос.
5. Художественное своеобразие «Илиады» Гомера.
6. «Одиссея»: проблемы, структура, особенности стиля.
7. Гомеровский вопрос.
8. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни».
9. Жанры греческой лирики. Их характеристика. Поэты, представляющие эти жанры.
10. Происхождение древнегреческой трагедии.
11. Структура греческой драмы.
12. Трагедия Эсхила «Персы». Тема, идея, конфликт, художественное своеобразие.
13. Трилогия Эсхила «Орестея». Основные идеи и своеобразие конфликта.
14. Эсхил «Прометей прикованный»: идеи трагедии и их художественное решение.
15. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Эдип-царь».
16. «Антигона» Софокла: тема, идея, конфликт, художественные особенности.
17. Особенности трагедий Еврипида.
18. Значение комедийного творчества Аристофана.
19. Критика новых общественно-философских течений в комедии Аристофана «Облака».
20. Вопросы войны и мира в комедиях Аристофана.
21. «Всадники» Аристофана. Особенности конфликта. Художественное своеобразие комедии.
22. Проза V - VI вв. до н.э. Своеобразие и значение «Диалогов» Платона.
23. Вопросы литературы и искусства в «Поэтике» Аристотеля.
24. Эллинистическая культура конца IV в. до н.э. Александрийская поэзия.
25. Новоаттическая комедия и ее особенности. Менандр.
26. Особенности биографического жанра в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха.
27. Лукиан - «Вольтер классической древности».
28. Проблема античного романа. Лонг «Дафнис и Хлоя»
29. Гелиодор «Эфиопика». Темы, проблемы, идейный смысл, художественное своеобразие.
30. Особенности римского фольклора.
31. Своеобразие драматургии Плавта. Комедия «Псевдол».
32. Плавт «Хвастливый воин».
33. Плавт «Комедия о горшке». Идейный смысл и художественные особенности.
34. Особенности драматургии Теренция на примере одной из его комедий.
35. Римское общество и культура последнего века республики. Поэты -«неотерики». Катулл.
36. Поэма Лукреция «О природе вещей» и ее место в литературном процессе Рима периода последнего века республики.
37. Цицерон и его время.
38. Цицерон об ораторском искусстве.
39. Общая характеристика литературы «золотого века». «Буколики» Вергилия.
40. «Энеида» Вергилия - римский национальный эпос.
41. Гораций - поэт «золотой середины».
42. Оды и послания Горация.
43. Тема поэта и поэзии в творчестве Горация.
44. Овидий - поэт эпохи Августа, его «Любовные элегии».
45. «Метаморфозы» Овидия и их художественное своеобразие.
46. Третий период творчества Овидия.
47. Серебряный век римской литературы. Трагедии Сенеки.
48. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки (сопоставительный анализ).
49. Роман Петрония «Сатирикон». Идейное содержание и особенности формы.
50. Художественное своеобразие поэзии Марциала.
51. Ювенал: Книга сатир. Идейное содержание и художественные особенности.
52. Особенности римского романа. «Метаморфозы» Апулея.
53. Художественное своеобразие романа Апулея «Метаморфозы».
54. Своеобразие и историческое значение римской литературы.
Практикум
Данный раздел содержит перечень вопросов, выносимых на практические занятия (семинары). Занятие проходит в форме свободного обсуждения заранее заявленных вопросов. Предполагаются также краткие индивидуальные выступления и презентации. На занятиях оценивается:
- знание студентом теоретического материала;
- знание текстов художественных произведений по курсу;
- свободная ориентация в излагаемом материале;
- наличие собственной позиции.
2.1. Вопросы к практическим занятиям
№ п/п | Наименование темы | Вопросы для обсуждения |
Тема 1. Древнегреческая лирика | 1. Особенности лирики как рода литературы. 2. Время и условия возникновения греческой лирики. 3. Принципы классификации древнегреческой лирики. Ее основные жанры. 4. Декламационная лирика: Архилох, Тиртей, Каллин, Солон, Мимнерм, Феогнид. 5. Песенная лирика: Алкей, Сапфо, Анакреонт. 6. Греческая лирика и проблемы лирического героя. | |
Тема 2. Эволюция древнегреческой трагедии | 1 . Происхождение и структура древнегреческой трагедии. 2. Сопоставительный анализ трагедий: Эсхил. «Орестея»; Софокл. «Эдип-царь»; Еврипид. «Ипполит»: а) тема, проблемы, идейный смысл; б) особенности композиции; фабула, сюжет, характер конфликта, система образов; в) приемы создания характеров; г) особенности языка и стиля. 3. Эволюция трагедии от Эсхила до Еврипида. | |
Тема 3. «Поэтика» Аристотеля | 1. Сведения об Аристотеле. Его роль в развитии греческой культуры. 2. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля. 3. Аристотель о трех родах литературы. 4. Учение о трагедии и ее функциях. Мимесис. Вопрос о «единстве». Катарсис. 5. Историческое значение «Поэтики». | |
Тема 4. «Диалоги» Платона | 1. Аттическая проза IV в. до н.э. (общая характеристика). 2. Платон: основные периоды и факты его биографии и творчества. 3. Общие философские позиции Платона. 4. «Пир»: философский и эстетический смысл диалога. 5. Художественная форма и способы изложения философской доктрины. 6. Особенности повествовательной манеры Платона: ситуации быта и его реалии, портретные характеристики, отношение к мифологии, ирония и юмор. | |
Тема 5. Римская литература конца республики | 1. Римское общество и культура последнего века республики. 2. Цицерон и его роль в развитии литературы. 3. Поэма Лукреция «О природе вещей». Источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы. 4. Римский александризм. Поэты-неотерики. 5. Катулл: биография и литературная деятельность. Его литературная судьба. | |
6,7 | Тема 6-7. Римская лирика «золотого» века | 1. Римское общество «века Августа», особенности развития литературы. 2. Гораций: жизнь и основные этапы творчества, его философские взгляды: а) «эподы»: традиция жанра и отношение к римской действительности; б) «сатиры»: особенности содержания, художественного метода и стиля; в) «оды»: тематика, художественное своеобразие; г) тема поэта и поэзии у Горация. 3. Жизнь и основные периоды творчества Овидия. 4. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Особенности содержания и художественное своеобразие. |
Тема 8. Античный роман | 1. Время и место возникновения античного романа. Его генеалогия (греческий и римский романы) 2. Особенности жанра греческого и римского романа (в сопоставлении). Его виды. 3. Анализ текстов: Лонг «Дафнис и Хлоя». Апулей «Метаморфозы» или «Золотой осел»: а) тема, проблемы, идейный смысл; б) особенности композиции: фабула, сюжет, система образов, значение вставных эпизодов; в) стилистическое своеобразие романов. | |
Тема 9. Античная культура (изобразительное искусство древней Греции и древнего Рима) | 1. Архитектура Древней Греции. Чудо Акрополя. 2. Греческий театр и его роль в европейской культуре (архитектура и устройство театра). 3. Фидий и его ученики. 4. Пракситель. 5. Искусство Греции III-II вв. до н.э. 6. Римское искусство (архитектура, портрет). |
Планы практических занятий
Курс 1 семестр
Практическое занятие № 1 (2часа)