Раздел 1. История зарубежной литературы до XIX века
Дисциплина: История зарубежной литературы
Преподаватель: к.к., доцент каф. ФПиПХолодилова Е.В.
РТПип, Музеология, БИД, и те у кого есть на 2м курсе
Содержание дисциплины
Раздел 1. История зарубежной литературы до XIX века
Тема 1.Мифопоэтическое творчество древних цивилизаций: происхождение дописьменных и письменных формы словесности, художественной литературы. Памятники литературы традиционного Востока; классические литературные жанры античности
Истоки литературы. Зарождение эпоса в шумерской литературе. Размышления о смысле жизни и смерти в «Эпосе о Гильгамеше». Обрядовые корни литературы в культуре древних цивилизаций. Заупокойный культ и египетская «Книга мертвых». Любовная и философская лирика Древнего Египта. Гипотеза хорового синкретизма (А.Н. Веселовский). Зарождение основных родов литературы: эпоса, лирики, драмы. От мифа – к устному народному творчеству.
Памятники литературы традиционного Востока (Китай, Япония, Индия), ее мифологические и философские основы. Жанры и виды литературы.
Шедевры античной литературы и их художественная интерпретация в истории культуры. Античная литература как основа развития европейской культуры. Мировоззрение античного человека в произведениях литературы. Периодизация античной литературы; преобладающие проблематика и жанровые формы.
Развитие лирики как непосредственного и преимущественного изображения мира чувств и духовной жизни человека. Образ лирического героя. Виды греческой лирики: декламационная (элегия и ямб), песенная (сольная и хоровая). Анакреонтические мотивы в лирике последующих эпох.
Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Троянская мифология. Прием «божественного вмешательства», мифологема судьбы. Социально-историческая основа гомеровского эпоса. Художественное своеобразие эпоса: монументальность, ретардация, повторения, формульные и трафаретные стихи, эпитеты, сравнения, гекзаметр. Гомеровское понимание красоты. «Гомеровский вопрос».
Возникновение трагедии из народного празднества в честь бога Диониса. Трагедия как вид драмы. Тематика и структура греческой трагедии.Особенности эстетики античной трагедии в «Поэтике» Аристотеля.
Миф о Прометее и его интерпретация Эсхилом в трагедии «Прометей Прикованный»: основной конфликт, сочетание эпических и лирических традиций с драматическими ситуациями, столкновение характеров, постепенное нарастание интенсивности трагического действия. Трагедия Софокла «Антигона»: проблема личности и государства. Психологизм трагедии Еврипида «Медея»: раскрытие внутреннего разлада, борьба чувств героини. Современные художественные интерпретации образа.
Истоки комедии, ее связь с народными празднествами в честь бога Диониса, буффонадой, инвективными и обрядовыми песнями земледельцев.
Аристофан – «отец комедии». Комедии Аристофана «Всадники», «Лягушки». Комическая материализация идей, гиперболизм, карикатурность, контраст.
Римский период античной литературы.
Римская литература. Периодизация. Формы преемственных связей римской и греческой литератур. Основные жанры, темы и идеи.
Тема 2. Теоцентризм западноевропейской литературы средневековья.
Культурная атмосфера средневековья. Факторы литературного развития в период средневековья. Роль христианской религии и католической церкви. Картина мира средневекового человека. Символизм мышления как основа средневековой ментальности.
Литература раннего средневековья на латинском языке. Клерикальная литература и ее основные жанры: видение, житие. Труды выдающихся деятелей церкви, представителей средневековой философии (псевдо-Дионисий Ареопагит, Абеляр, Франциск Ассизский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский) и их вляние на мировосприятие средневековых писателей.
Героический эпос раннего средневековья. Своеобразие исландского эпоса в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде». Героический эпос развитого феодализма. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде».
Средневековые университеты. Поэзия вагантов. Традиции Анакреонта и Овидия. Пародийные и сатирические тенденции.
Культура и литература рыцарства. Средневековый рыцарский роман.
Появление новых идеалов: эстетизация доблести, чести, любви, культ Прекрасной Дамы. Жанровые признаки куртуазного романа. Циклы средневековых романов: античный, византийский, бретонский. Состав «бретонских повестей»: бретонские ле, романы о Тристане и Изольде, романы артуровского цикла, романы о Святом Граале.
Рыцарская лирика. Провансальская лирика трубадуров. Образ Прекрасной Дамы. Приоритет темы любви, ее трактовка трубадурами. Жанры поэзии трубадуров: кансона, альба, пасторела, тенсона, баллада, плач. Введение рифмы в европейскую поэзию. Формирование авторского начала. Куртуазное отношение к даме у Бернарта де Вентадорна. Инвектива в поэзии Бертрана де Борна. Легендарные биографии трубадуров. Северо-французская лирика труверов. Немецкая поэзия миннезингеров. Трубадуры и русская литература.
Городская литература средневековья. Средневековая драматургия.
Общая характеристика средневекового города. Площадная культура города: творчество жонглеров, кукольные театры, народные праздники. Демократический характер городской литературы, ее связь с народным творчеством. Особенности героя. Антиклерикальные мотивы. Своеобразие стиля. Основные эпические жанры городской литературы: фаблио, шванки, сатирический эпос «Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»).
Тема 3.Антропоцентризм литературы эпохи Возрождения.
Творчество Данте Алигьери как явление Проторенессанса. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой и новой гуманистической культур. Традиции (связь с античной традицией и средневековым жанром видения) и новаторство жанра. Основная сюжетная ситуация и ее историко-культурные основы. Роль мистических чисел в композиции поэмы и в ее строфике (терцина). Аллегоричность и символичность художественного мира поэмы и поэтической формы. Пространственно-временная организация. «Космос» Данте. Движение от античного антропоцентризма через средневековыйтеоцентризм к ренессансному антропоцентризму.
Возрождение в Италии. Идеалы эпохи Возрождения и их отражение в итальянской литературе. Поэтическое новаторство Ф. Петрарки в «Книге песен», лирической исповеди поэта. Образ Лауры. Дж. Боккаччо как основоположник психологизма в европейской литературе. «Декамерон» - один из величайших памятников Возрождения. Истоки жанра новеллы. Причины его актуализации в эпоху Возрождения.
Особенности французского Ренессанса. Жизненный путь и учено-гуманистиченская деятельность Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», история его создания, связь с народной смеховой культурой. Система образов. Композиция . Гротеск. Реабилитация плоти, свободное отношение к святыням. Раскованная стихия языка. Изложение теории гуманистического образования и воспитания.
Творчество У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Сборник сонетов: главные образы и мотивы; образ «смуглой леди сонетов» и переосмысление традиционного образа Прекрасной Дамы; художественные особенности сонетов, развитие традиций английского сонета. Жанры шекспировской драматургии: исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии.
Период «великих трагедий». Магистральный сюжет трагедий: судьба личности. «Гамлет»: источники сюжета (Саксон Грамматик); характер конфликта; система образов. Философское звучание трагедий.
Возрождение в Испании. Роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: история создания, полемика со штампами рыцарского романа, система образов. Дон Кихот как «вечный образ», понятие «донкихотства». Художественные интерпретации образа в истории культуры.
Тема 4.Художественные направления в литературе ХVII-ХVIII веков.
Общая характеристика зарубежной литературы 17-18 вв. Традиции Возрождения в культуре 17 века. Три направления в западноевропейской литературе 17 века и их главнейшие представители: ренессансный реализм, барокко, классицизм.
Ренессансный реализм Лопе де Вега. Демократические тенденции в драме Лопе де Вега «ФуэнтеОвехуна» Лопе де Вега. Эстетические принципы Лопе де Вега в трактате «Новое руководство для начинающих писать комедии». Полемика с писателями классицизма и барокко.
Философско-эстетические принципы барокко в пьесе испанского драматурга П. Кальдерона «Жизнь есть сон». Сложность и внутренняя противоречивость барокко. Черты ренессансной и средневековой культуры в барокко. Основные темы, раскрываемые в литературе. Эсхатологические мотивы, кладбищенский натурализм. Помпезность и декоративность. Космическая масштабность проблем и образной системы. Художественное своеобразие. «Интеллектуализм», изощренность языка писателей барокко. Теория «быстрого разума». А.С. Пушкин и И.С.Тургенев о Кальдероне.
Классицизм в литературе Западной Европы. Истоки эстетической теории классицизма. Классицизм и рационалистическая философия Эстетическая теория классицизма в трактате Буало «Поэтическое искусство».
Политическая проблематика трагедий П. Корнеля «Сид», «Гораций». Политические и нравственно-психологические проблемы в трагедии Ж. Расина «Федра». Эстетические взгляды Мольера. Политические и философские проблемы в комедии Мольера «Тартюф». Художественный метод Мольера и классицизм.
Культ чувства и природы в литературе сентиментализма. «НоваяЭлоиза» Ж.-Ж. Руссо и жанр сентиментального романа.
Философско-эстетические идеи Просвещения в произведениях зарубежной литературы. «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Трудовое общение человека с природой в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Тематика и художественные особенности комедий П. Бомарше.
И. Гете – великий немецкий национальный поэт. История создания и художественное своеобразие трагедии «Фауст». Путь исканий Фауста. Мефистофель и диалектика познания. Художественные интерпретации образа Фауста и Маргариты.