Пирамиды Снофру (в Медуме)

Снофру — фараон Древнего Египта (XXVI в. до н. э.; или 2613 — 2589 до н. э.), основатель IV династии (Строители пирамид). Имя Снофру (Санфара) означает «Создающий красоту», или «Тот, кто улучшает», «Создатель безупречного». При нём вводится обычай прибавлять к собственному имени фараона особое священное имя. К имени фараона добавлялось также имя воздвигнутой им пирамиды. Снофру стал отцом фараона Хуфу (Хеопса).

Снофру перенес царское кладбище на новые земли, около Мейдума (где находятся несколько пирамид фараонов Среднего царства). Мейдум стал некрополем фараона Снофру, с расположенными поблизости мастаба больших чиновников.

1. «Ломаная пирамида»

2. Розовая пирамида

Ломаная пирамида. Южная пирамида в Мейдуме носит название «ломаной», «срезанной» или «ромбовидной» за свою неправильную форму. Она имеет вход не только на северной стороне (что было нормой), но также и второй вход. Почему здесь появилась потребность во втором, западном, входе — остаётся загадкой. В этой пирамиде не обнаружено и следа саркофага.

У археологов есть несколько объяснений нестандартной формы пирамиды: «теория приращивания». Согласно ей, царь умер неожиданно и угол наклона граней пирамиды был резко изменен - чтобы быстро закончить работу. Второе предположение: случилась авария — возможно, после дождей обшивка обрушилась — и этот инцидент заставил спешно изменить угол наклона сторон пирамиды, когда она была построена уже наполовину.

Розовая пирамида или Северная пирамида — самая крупная из трех больших пирамид, расположенных на территории Медумского некрополя. Название связано с цветом каменных блоков, приобретающих в лучах заходящего солнца розовый цвет. Является третьей по высоте пирамидой в Египте, после Хеопса и Хефрена в Гизе. Розовая Пирамида не всегда имела свой нынешний цвет. Раньше её стены были покрыты белым известняком. Но в настоящее время белый известняк почти полностью отсутствует, так как ещё в Средние века значительная его часть была снята для строительства домов в Каире. Розовая пирамида считается первой в мире успешной попыткой строительства «настоящей» равнобедренной пирамиды (имеет правильную форму).

ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ

1. Пирамида Хеопса (Хуфу),

2.Пирамида Хефрена (Хафра),

3.Пирамида Микерина (Менкаура).

Лучше всего сохранились «великие» пирамиды в Гизе (пригород Каира). Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса. Рядом находится пирамида поменьше (ниже на несколько метров) – пирамида Хефрена, брата Хеопса. Еще меньше пирамида Микерина, сына Хефрена. В период Нового царства высота пирамид значительно уменьшилась (самая маленькая была всего 40 метров, тогда как самая большая из «великих», пирамида Хеопса – более 140 м в высоту). Трудно понять, как эти гигантские сооружения могли быть созданы без сложной строительной техники. В последнее время высказываются предположения о том, что при строительстве пирамид использовали не целые каменные блоки, а затвердевшую каменную массу. Строили опалубку, и блоки отливали на месте.

Пирамида Хеопса (Хуфу) (около 2540 года до н. э., высота 147 м, длина стороны основания 230 кв. м). Пирамида Хеопса является самым большим каменным сооружением мира. Пирами́да Хео́пса — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Строительство продолжалось двадцать лет. Архитектором Великой пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Он также носил титул «Управляющий всеми стройками фараона».

Пирамида сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом около 2,5 тонны каждый. Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Снаружи пирамида была облицована плитами качественного известняка. Массив пирамиды четко выделялся на голубом небе, являясь воплощением идеи вечного покоя и выражением огромного социального расстояния, которое отделяло фараона от народа.

К восточной стороне пирамиды примыкал заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с воротами. Ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов. Так как к востоку от них зеленели поля, а к западу расстилалась безжизненная пустыня - ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды, в четко распланированном порядке располагались мастабы придворных фараона (являвшихся одновременно его родичами).

Пирамида Хефрена (Хафра), 143 кв.м. Построена предположительно в середине XXVI века до н. э. (26 век до н.э.). Оригинальное название «Урут-Хафра» («Хафра великий»). Вторая по величине древнеегипетская пирамида. Расположена рядом с Великим Сфинксом, пирамидами Хеопса (Хуфу) и Микерина на Плато Гиза.

Хотя пирамида Хефрена и уступает размерами пирамиде его отца Хеопса, её положение на более высоком холме делает её равной Великой Пирамиде.

Погребальная камера, расположенная под пирамидой, маленькая и не выложена гранитом, как в Великой пирамиде. В камере была ниша для каноп.

Во времена фараонов пирамида Хефрена была элементом заупокойного комплекса, который включал в себя маленькую пирамиду-спутницу, построенную для жены, стену ограждения, заупокойный храм, дорогу, в долине и порт.

Общее количество скульптур нижнего храма насчитывает более 200 статуй. Среди них: знаменитая статуя царя, выполненная из темно-зеленого диорита.

Храм при пирамиде Хефрена представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей (из массивных известковых блоков). В центре был зал с четырехгранными гранитными столбами, по сторонам - два узких помещения для заупокойных статуй. За залом был открытый двор, со статуями царя в виде Осириса. Дальше были расположены молельни. Вход имел две двери, которые стерегли четыре сфинкса. Весь декор зданий построен на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Храм был очень красив и составлял колористическое единство со статуями из зеленого диорита, белого алебастра и желтого шифера.

По бокам заупокойного храма располагалось 5 камер, в которых должны были находиться 5 солнечных ладей. Но все они оказались пустыми.

Пирамида Микерина (Менкаура)— самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Едва достигает 66 м в высоту: это был конец эпохи больших пирамид. По свидетельствам очевидцев, пирамида Микерина была прекраснейшей из всех пирамид. Для произведений скульптуры времени правления Менкаура было характерно высочайшее качество исполнения.

На треть высоты пирамида была облицована красным гранитом, дальше его сменяли белые плиты известняка, вершина тоже была красная (гранитная). Такой пирамида оставалась на протяжении четырёх тысячелетий, пока в начале XVI века мамлюки не сняли облицовку. Пирамида Микерина стала началом новой эпохи, во время которой размеры пирамид обрели стандарт.

Пирамиды фараонов V и VI династий (около 2700 - 2400 гг. до н.э.) становятся меньше (не превышают 70 м) и сложены из небольших блоков. Сооружение колоссальных пирамид IV династии легло тяжелым бременем на экономику страны, отрывая население от земледельческих работ. Возможно, что результатом этого недовольства явилась смена династии. Больше внимания начало уделяться оформлению храмов. Стены заупокойных храмов и залов стали покрываться цветными рельефами.

Колонны. Именно здесь впервые появились классические египетские пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов. Возник третий, основной тип египетской колонны — в виде бутонов лотоса.

«Солнечные храмы». Появился новый вид зданий — «солнечные храмы». Важным элементом такого храма был огромный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался большой жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

Скульптура. Необходимость передачи сходства с умершим человеком, тело которого статуя должна была заменить, явилось причиной появления египетского скульптурного портрета. Однообразие поз статуй стало итогом длительного воспроизведения одних и тех же образцов. Канон вынуждал художников сохранять позы, бесстрастное спокойствие лиц, подчеркнуто крепкую мускулатуру мощных тел. Тела мужских фигур делали из светлого камня (известняка) или из дерева, и окрашивали в красно-коричневый цвет. Женские скульптуры окрашивали в желтый. Волосы у всех красили в черный, одежды были белые. Статуи казались связанными со стеной молельни, за спиной многих из них сохранилась часть того блока, из которого они были высечены. Все эти скульптуры производят впечатление торжественной монументальности и строгого спокойствия.

Статуя Микерина (Менкаура). Колоссальная статуя сидящего царя из центрального храма — одна из самых огромных в эпоху Древнего царства.

Статуя вельможи Ранофера. Пример монументальной скованности и канона можно видеть в статуе вельможи Ранофера. Он изображен идущим с опущенными вдоль тела руками и поднятой головой; все выдержано в рамках канона — поза, одежда, раскраска, чрезмерно развитые мускулы неподвижного (несмотря на ходьбу) тела, устремленный вдаль равнодушный взгляд.

Однако жизнь была сильнее требований религии. Лучшие скульпторы создали замечательные произведения. Среди них следует особенно выделить статую зодчего Хемиуна, бюст царского сына Анххафа, статуи писца Каи и царского сына Каапера («Сельский староста»).

Статуя зодчего Хемиуна. В портрете Хемиуна изображен высокопоставленный сановник, царский родственник, руководитель строительства пирамиды Хеопса. Присутствует портретное сходство: слегка выступающий подбородок, полнота ожиревшего тела, при этом черты сохраняют твердую властность, подчеркивая суть волевого, быть может, даже жестокого человека. Очень хорошо показано и тело Хемиуна — полнота мускулов, правдиво переданные складки кожи на груди, на животе. При этом скульптура остается величественно-монументальной и обобщенной.

Писец Каи. Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, плоским носом. Лицо оживляют глаза, сделанные из различных материалов: в бронзовую оболочку, образующую края век, вставлены куски алебастра - для белка глаза; из горного хрусталя — зрачки, причем под хрусталь подложен небольшой кусочек полированного эбенового дерева (черного цвета), благодаря которому получается блестящая точка, которая придает особую живость всему глазу. Глаза писца Каи неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился. Статуя писца Каи правдиво передает не только лицо, но и все тело: жирные, дряблые мускулы груди и живота, свойственные человеку, ведущему сидячий образ жизни.

Статуя царского сына Каапера, «Великий жрец» («Сельский староста»). Индивидуальное лицо с мягкими линиями, круглым подбородком, небольшим носом, пухлым ртом и маленькими глазами. Образ некрасивого, немолодого полного человека. Работавшие на раскопках египтяне, обнаружив статую Каапера, закричали: «Да ведь это наш сельский староста!» (Отсюда происходит прозвище «сельский староста»). Статуя составлена из нескольких кусков раскрашенного фигового дерева.

Бюст царевича Анххафа. Бюст царского сына Анххафа - это поразительное лицо, выполненное с предельным реализмом; оно приковывает к себе внимание мастерством передачи мускулатуры лица, складок кожи, нависающих век, нездоровых «мешков» под глазами. Лепка лица выполнена не по известняку, из которого высечен бюст, а по гипсу, плотным слоем покрывающему камень.

Принц Рахотеп и его жена Нофрет (первый из известных двойной скульптурный портрет). Скульптурная группа была обнаружена в гробнице Рахотепа в Медуме. Сохранилась исключительно хорошо. Обе статуи обобщенные и лаконичные, но при этом полны обаяния и человечности. Глаза статуй инкрустированы, а сами скульптуры раскрашены. По традиции, тело мужчины окрашено красно-коричневой охрой, а тело женщины – светло-желтой. Принц и его жена изображены с большими открытыми глазами так как, по поверию египтян, они ждут, когда вернется душа.

Важным этапом становления реалистической скульптуры было изготовление масок с лиц умерших людей. Но скульпторы не ограничивались простым повторением этих масок в лицах заупокойных статуй, потому что статуя должна была изображать живого человека.

Живопись. Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов. Были выработаны основные принципы всего развития этих видов искусства. Так, применялся и обычный барельеф, и свойственный только египетскому искусству врезанный, углубленный плоский рельеф. Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Были известны два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось в обычной технике: темперой по сухой поверхности, иногда цветные пасты вкладывали (втирали) в заранее приготовленные углубления. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Пигменты были, в основном, минеральными. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя — из меди и тертого лазурита, желтая — из желтой охры. Краску накладывали на слой высушенного пластыря (так называемая «фреска a secco»). Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях краска почти не встречается.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу с божеством («суд Осириса»). Часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

Основными цветами были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Рельефы. В Древнем Египте в основном были распространены плоские рельефы с углубленным контуром. Применялось три типа рельефов: слегка выпуклый, слегка углубленный и такой, где рельеф находится на одном уровне с фоном. При боковом освещении контуры выразительно подчеркивались тенями. В выпуклых рельефах тень ложилась с противоположенной стороны от источника света, а в углубленных – наоборот. Создавалась тонкая игра света и тени, особая вибрация. В рельефах и росписях гробниц есть изображения сельских работ и работы ремесленников, рыбной ловли и охоты в нильских зарослях или в пустыне. Яркие картины социального неравенства: тяжелый труд рабов, увеселения обеспеченной, правящей верхушки, с плясками танцовщиц. Главное место везде занимает фигура фараона или вельможи: она намного превышает по размерам все другие и в противоположность живым в движении группам людей - спокойна и неподвижна. Характерно различие в построении на плоскости фигур людей, занимающих разное социальное положение. Отступления от этих норм чаще всего встречаются в изображениях земледельцев, ремесленников и других простых людей.

Отступления от канона не меняли общего условного характера стиля рельефов и росписей Древнего царства: поясное расположение сцен и их строго определенная последовательность, плоскостной характер изображений; схематичность композиций. Условность приемов поддерживалась сохранявшейся верой в магию изображенного: так, враги Египта показывались поверженными, звери — пронзенными стрелами.

Животные. Выполнялось множество изображений животных. Животные в Др. Египте считались священными, их содержали при храмах, оказывая всевозможные почести, а после смерти бальзамировали и торжественно погребали в саркофагах. Сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, крокодилов. Изображения животных отличались высоким мастерством, изяществом, лаконичными выразительными формами.

Каноны. В искусстве Древнего царства сложились основные черты содержания рельефов и росписей и главные правила расположения сцен, отдельных эпизодов, групп и фигур.

При изображении фигуры человека надо было:

- голову показать в профиль; при этом глаз показать полностью;

- ладони развернуть тыльной стороной, все пальцы нарисовать одной длины.

Такой способ изображения помогал каждую часть тела представить наиболее выразительно, при этом избежать перспективных сокращений и не нарушить целостность образа. Все элементы внутри одной композиции соответствовали этой системе. Система пропорций являлась основой канона. Каждая из частей тела человека имела определенный размер, который был зафиксирован в специальной сетке. При передаче пространства на плоскости художники помещали выше то, что находится дальше.

Из поколения в поколение ученики точно копировали канонические образцы.

Большой Сфинкс(высота 20 м, длина 57 м, лицо - 5 м в высоту, нос - 1,70 м).

Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая, сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального лежащего на песке льва, лицу которого, как принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном. Между передними лапами раньше располагалось небольшое святилище и скульптура фараона, имя которого не сохранилось.

Лицо было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Кое-где сохранились следы краски, и это позволило определить, что первоначально сфинкс был окрашен в синий (фиолетовый) цвет, который считался символом неба и вечности. Существует также предположение, что фигура Сфинкса была украшена звездами.

В древности это чудовище с лицом фараона должно было оставлять незабываемое впечатление, внушая, как и пирамиды, представление о непостижимости и мощи правителей Египта. Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов.

Всего существует 8 больших сфинксов. Древнеегипетское название Большого Сфинкса неизвестно. Этимологически слово связано с понятием «образ Бога живого». Слово «сфинкс» — греческое и означает «душитель». Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) называли Большого Сфинкса «отцом ужаса», и для этого существуют причины.

Во-первых, в Древнем Египте статуи гигантских сфинксов служили местом массовых казней, пыток и повешений, а возможно и жестоких ритуальных жертвоприношений. Было обнаружено пять пустотелых сфинксов, каждый из которых служил местом казней и одновременно могилой казненных. Останки многих сотен трупов толстым слоем покрывали полы сфинксов. Считают, что среди этих трупов могли быть и рабочие, строившие пирамиды, и принесенные в жертву ради сохранения их тайн. (Возможно, именно из-за того, что сфинксы служили местом казней и повешений, греческое название «сфинга» и обозначает слово «удушать»).

Страх перед сфинксами был так велик, что сохранился в веках. Когда при раскопках был найден крылатый сфинкс с человеческой головой, всех рабочих из местных жителей охватил панический страх. Они отказались продолжать раскопки, потому что существовало предание, что сфинкс принесет несчастья и явится причиной смерти всех живущих на земле.

Во-вторых, символика Большого Сфинкса является одним из знаков гигантской «кометы-возмездие», каждое появление которой несет обещание глобальных катастроф.

Великие пирамиды и Большой Сфинкс были построены как единый астральный комплекс (по замыслу зодчего Хемиуна).

Еще в 1378 году лицо было обезображено фанатиками-мамелюками, а в XVIII веке артиллеристы Наполеона Бонапарта, в хмельном угаре, залпами пушек варварски разрушили лицо скульптуры, после чего восстановить его прежний вид стало невозможно. Кроме того, ущерб наносят постоянно дующие пыльно-песчаные бури, которые сильно повредили всю левую половину лица.

Мелкая пластика. Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов, помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда и дерева и ярко раскрашенные, они изображают людей, занятых различными работами: мы найдем Здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Отличающиеся большой выразительностью, эти статуэтки выполнены самыми простыми средствами, вне канонических норм.

Художественное ремесло. В период Древнего царства большое значение и развитие получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерейа — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабатывались в эпоху Древнего царства. Как и в других видах искусства, в художественном ремесле этого периода также складывались основные формы и технические приемы, существовавшие в дальнейшем очень долго. Изделиям художественного ремесла Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие формы, которыми отличается все искусство этого периода. В декоративных деталях этих вещей много непосредственного отражения реальных жизненных явлений: так, ножкам ложа придается форма мощных бычьих ног, бусы и подвески воспроизводят цветы и т. д. Художественное ремесло имело большое значение для развития всего искусства Древнего царства. С одной стороны, обработка ряда материалов впервые складывалась и совершенствовалась именно при создании художественного ремесла, открывая пути для декоративного использования этих материалов в других областях искусства; так, красота полированных поверхностей камня и цветных фаянсов сначала была найдена и понята в ремесле, а затем уже использована в скульптуре н архитектуре. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народной средой, являлись постоянными проводниками ее животворящего влияния на творчество профессиональных художников.

Наши рекомендации