Парфенон. Метопа «Борьба грека с кентавром». Мрамор. 3-я четверть V в. до н. э
Лондон, Британский музей
В то время как в одной из самых прославленных святынь первой половины V в. до н. э.— храме Зевса в Олимпии имелось лишь двенадцать рельефных метоп, афиняне украсили Парфенон девяносто двумя, располагавшимися со всех его четырех сторон.
Голова кентавра. Деталь метопы Парфенона. Мрамор. 3-я четверть V в.до н.э. |
На открывавшемся входившим на Акрополь афинянам западном торце храма находились плиты со сценами борьбы грекоэ с амазонками — местный аттический сюжет. На северной продольной стороне рельефы повествовали о войне греков с троянцами, южные метопы рассказывали о победе лапифов над кентаврами, а восточная сторона со стороны входа в храм посвящалась битве богов и гигантов.
После трагического взрыва Парфенона1 сохранились лишь метопы южной стороны, различие в исполнении убеждает в работе над ними разных мастеров. Каждая плита в четких границах квадрата заключает сцену яростной борьбы не на жизнь, а на смерть. Различные ситуации, разнообразные положения тел создавали богатство впечатлений, но везде композиция строго уравновешена, всюду спокойное обрамление определяет гармоническое единство борющихся сил.
Нередко в метопах южной стороны кентавры торжествуют над побежденными греками, в полный голос звучит трагическая тема (возникнув на фризе сокровищницы сифносцев, она найдет свое дальнейшее патетическое выражение в Пергамском алтаре Зевса эпохи эллинизма — III— I вв. до н. э.). В метопе, где показан закрывающийся щитом и загнанный в угол обреченный эллин, ждущий смертельного конца, и в иных плитах представлена драматическая коллизия, гибель человека. В другой группе метоп греки одерживают победу над чудовищами, в одной из них эллин наступил ногой на круп кентавра и собирается нанести ему решительный удар. В метопах этих двух групп заметен перевес сил одной или другой стороны. В третьей группе южных метоп борьба в разгаре, и невозможно предугадать победителя. Так, в одном рельефе скульптор уподобляет борющихся как бы двум высоким волнам, столкнувшимся в центре плиты.
Новшеством зодчих дорического Парфенона явилось введение в его скульптурное убранство фриза, проходившего вдоль всех сторон здания
1 Парфенон, превращенный в средние века в христианский храм, простоял почти невредимым до войны турок с венецианцами. Турки устроили в храме Афины пороховой склад, и венецианский снаряд, попавший в 1687 г. в здание, разрушил его. Рухнувшую колоннаду впоследствии восстановили, но нанесенный храму урон оказался непоправимым.
и свойственного обычно постройкам ионического ордера. Фриз, размещавшийся вверху внешней поверхности стены целлы, мог быть виден из-за колоннады греками, которые проходили вдоль храма. На фризе изображалась процессия горожан в день Великих Панафиней, праздновавшихся раз в четыре года в честь богини Афины. В торжественном шествии к Акрополю, а затем к Парфенону участвовали все свободные граждане. Знатные девушки несли роскошные одежды — пеплос, который они ткали четыре года, чтобы возложить на статую богини. В процессии можно было видеть скакавших на лошадях юношей-эфебов', величественных бородатых старцев, жрецов, ведущих животных и несущих кувшины с вином и маслом для торжественного жертвоприношения на алтаре.
На плитах фриза движение начинается с юго-западного угла и направляется двумя потоками — по южной и западной сторонам храма, переходя затем на северную. К восточной стороне храма персонажи на фризе шли, таким образом, с двух сторон. В центре восточного фриза изображены восседавшие на креслах олимпийские божества, к которым и подходили слева и справа высеченные в мраморе рельефов участники этого значительного события Афин времени расцвета.
На западном фризе представлены седлающие коней и начинающие движение молодые участники празднества — эфебы; некоторые из них еще стоят рядом с лошадьми, другие уже горделиво гарцуют. На северной и южной сторонах шествуют закутанные в одежды жрецы, ведущие баранов и быков, там же показаны влекомые лошадьми колесницы, пешие пожилые участники процессии. Среди граждан города выделяются величественные сильные и могучие мужи, стройные и изящные афинянки.
Характерно, что в этом пластическом воплощении величия человеческого духа не оказывается места детям. По представлениям классических греков, совершенным мог быть только человек в возрасте расцвета всех физических и духовных сил — акме, поэтому младенцы и глубокие старцы в классическом искусстве почти не изображались. Лишь на восточной части фриза, там, где Афине преподносился пеплос, дети участвуют в торжестве в качестве прислужников.
Обобщенность композиций фриза выступала в том, что ни один из представленных персонажей не имел портретных черт. Афинские граждане составляли здесь цельное и в то же время многоликое общество. Однако возвышенная идея совершенства и силы афинян воплотилась не только сюжетно (в торжественной процессии), но прежде всего скульптурно в величественных и гармоничных образах отдельных граждан, сдержанных в движениях, исполненных высокого чувства собственного достоинства.
В совершенстве пластики фриза Парфенона нередко видят заслугу гениального скульптора высокой классики Фидия, который вместе с Икти-ном и Калликратом участвовал в создании Парфенона и его скульптурного убранства. Ни в метопах, ни даже в изваяниях, украшавших фронтоны, нет такого воплощения гармонии, какое присуще рельефам фриза.
' Эфебы — в Афинах и Спарте свободнорожденные юноши от 18 до 20 лет, которые в специальном заведении — эфебии — готовились к военной и гражданской службе. Окончившие эфебию становились полноправными гражданами.