Подголосочность и гетерофония
ВОПРОС 1
Философско-эстетическое понятие гармонии разрабатывалось с глубокой древности. У греков оно нашло отражение в мифах о космосе и хаосе, о гармонии сфер. В V—IV вв. до н. э. отмечаются и первые свидетельства применения слова «гармония» в специальном музыкально-теоретическом смысле. У Филолая и Платона «гармонией» называется октавный звукоряд (разновидности интервальной структуры консонансов получили в гармонике название «видов»), который мыслился как сцепление кварты и квинты. У Аристоксена и (позднее) Боэция «гармонией» также назван один из трёх — энармонический — родов мелоса.
Античные учебники гармоники (Клеонид, Бакхий, Гауденций, Боэций) и музыкально-теоретические исследования гармонии (наиболее значительны труды греков Аристоксена, Птолемея, Аристида Квинтилиана) содержали в обязательном порядке изложение и толкование вопросов гармонии: учение о музыкальном (высотно определённом) звуке, об интервалах (в пифагорейской традиции — обязательно в «математическом» ключе), об интервально-звуковой (в том числе о Полной двухоктавной) системе с присущими ей звукорядными («модальными») функциями, о ладовых звукорядах («тонах», «ладах»), о метаболе и др.
Впоследствии понятие гармонии сохраняло свою смысловую основу («логос»), однако конкретные представления о гармонии как звуковысотной слаженности диктовались актуальными для данной исторической эпохи музыки оценочными критериями. По мере развития многоголосной музыки гармония разделилась на «простую» (одноголосную) и «составную» (многоголосную; в трактате английского теоретика Уолтера Одингтона «Сумма теории музыки», нач. XIV века). Дж. Царлино дал спекулятивно-математическое обоснование (которое сам считал «природным») большого и малого трезвучий (которые по традиции описывал как конкорды); поделил все лады (одноголосные) на большетерцовые и малотерцовые. Ему же принадлежит знаменитая характеристика (ныне оценивающаяся как чрезмерно упрощённая) мажорного трезвучия как «веселого» (harmonia allegra), а минорного как «грустного» (harmonia mesta). М. Мерсенн определил роль баса как фундамента гармонии, описал явление обертонов в составе музыкального звука. Иоганн Липпий впервые трактовал оба трезвучия как аккорды, описав «гармоническую триаду» (trias harmonica) как «истинный и триединый звучащий корень самой совершенной и полнейшей гармонии»; также впервые засвидетельствовал обращения аккордов.
ВОПРОС
Интерва́л (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения музыкального интервала в европейской традиции считается полутон. Интервалы меньше полутона именуются микроинтервалами (см. Микрохроматика). Консонантные и диссонантные интервалы — важнейшие элементы гармонии.
Интервалы классифицируются:
1. По взятию: одновременному (гармонический, или вертикальный, интервал) или последовательному (мелодический, или горизонтальный, интервал).
2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте.
Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, традиционно не рассматриваются как самостоятельные.
3. По «качеству» (количеству заключённых в интервале тонов и полутонов при известном количестве ступеней). «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.). Качественная характеристика интервала в ЭТМ служит дополнением его количественной характеристики.
=Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы;
=Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;
=Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике);
Обращением интервала называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти.Если требуется обратить составной интервал, на октаву переносятся оба его звука (верхний — вниз, нижний — вверх), при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна шестнадцати.
ВОПРОС
Аккорд- в музыке, сочетание трех и более тонов, звучащих одновременно и воспринимающихся как целое, т.е. как нечто большее, нежели сумма отдельных тонов. Различие между одновременным звучанием нескольких самостоятельных тонов и аккордом, воспринимаемым как целостность, есть различие между типами контрапунктической ("горизонтальной") и гармонической ("вертикальной") фактуры. Аккорды классифицируются: 1) по числу входящих в аккорд звуков - двузвучие и трезвучие;
2) по положению основного тона аккорда: находится ли этот тон внизу или в каком-то ином положении - основной вид, второе обращение;
3) по интервалу между основным тоном и верхним звуком аккорда - септаккорд и нонаккорд;
4) по интервалу, отделяющему верхний тон аккорд от нижнего тона в данном положении - увеличенное трезвучие и неаполитанской секстаккорд;
5) по соотношению между двумя интервалами, образующими трезвучную основу аккорда - мажорное трезвучие (большая терция плюс малая терция), минорное трезвучие (малая терция плюс большая терция), уменьшенное трезвучие (малая терция плюс малая терция).
В 18-19 вв. было принято деление аккордов на "консонантные" и "диссонантные", т.е. воспринимающиеся как статичные, устойчивые или как динамичные, неустойчивые, однако подобное деление весьма расплывчато и субъективно, а кроме того, слишком тесно связано с музыкальными стилями 18 и 19 вв., так что применение его весьма ограниченно.
ВОПРОС4
Любая музыкальная мысль абстрактна до тех пор пока она каким-либо образом не будет зафиксирована.Не важно,что для этого используется нотный лист,рекодер или секвенсор.В любом случае даже самая простая музыкальная идея не может существовать без фактуры.Существует пять основных слоев из которых состоит музыка:
Мелодия,Гармония,Ритм,Синтаксис,Фактура
Без фактуры не может существовать не один из них.Может отсутствовать гармония,мелодия,но фактура никогда.Для музыки фактура это тело,а идея душа.Фактура - это строение музыкальной ткани,учитывающее характер и соотношени составляющих ее голосов.Синонимами слова фактура являются: склад,изложение,музыкальная ткань, письмо.
По сути мастерство композитора это умение выражать свои абстрактные идеи в том виде фактуры который наиболее соответствует образу. Все идеи касающиеся гармонии,формы,мелодии и ритма должны быть выражены определенным способом.Также можно сказать,что фактура на 90% определяет стиль музыки.Например,блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу,но тип фактуры(а также выбор инструментов) у них разный.
В среде музыкантов обычно говорят о плотности и разряженности фактуры - однако это больше относиться к области инструментовки в то время,как фактура имеет следующие виды и подвиды:
1.Монодия - древнейший вид одноголосья.Монодийной была музыка Древней Греции,Древнего Рима,песни европейских менестрелей — трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни — итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).Не следует путать монодии с одноголосно изложенной современной мелодией,так как это две абсолютно разные фактуры.Как правило немонодийные мелодии подразумевают гармонизацию и могут содержать элементы скрытой полифонии.Монодия же появилась задолго до рождения полифонии.
Органум
Наиболее ранняя форма многоголосия.С развития органума берет начало полифония.В этом жанре зародились правила голосоведения,ритмичекого конрастирования и много другого.
Типы органума:
параллельный (главный, заданный голос дублируется в один совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);
мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума называется bordunus (бурдон);
метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностям, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).
Подголосочность и гетерофония
Изложение характерное для народной музыки.Особый вид многоголосия при котором кроме основного(ведущего) голоса существует еще один или несколько подчиненных(подголоски).
В гетерофонии же вариантный голос равен ведущему.Гетерофонная фактура получила распространнение в современной музыки в виде приема для наложения голосов без приурочения их друг друг,что позволяет создавать диссонантное звучание не по принципам гармонии, а по принципам гетерофонии.Для этого подголосок может например при сохранении ритма играть совершенно противоположную мелодию,либо дублировать в септиму и т.д
4.Полифония - сочетания индивидуальных голосов,равноправных либо подчиненных.В полифонии главное значение имеет вертикально движение,а не горизонтальное,а также индивидуализированность и самостоятельность голосов.
Подразделяется на два важных вида:
Имитационную.
Имитацией называется проведение темы в различных голосах.Может точной и неточной.(в увеличении,обращении и т.д).Вы сшей формой развития имитационной полифонии является фуга.