Культурологические теории Просвещения
В Новое время Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры человечества, пытаясь понять сущее как результат и продукт деятельности человеческого разума. Здесь же обозначилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры». Наметилось противопоставление их друг другу, что наиболее ярко выражено в работах Ж. Руссо. Немецкая классическая философия предприняла попытку устранить это противоречие, рассматривая культуру как исторический процесс развития духа.
Тема истории оказывается в центре внимания. Историзм предполагает исследование причин возникновения, становления и гибели явлений, их взаимосвязи, преемственности и отличий между ними в ходе истории. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философии Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Гердера (1744-1803), Георга Гегеля (1770-1831).
Кант качественно различил два мира - мир природы и мир свободы (культуры). В природе, где господствуют законы зоологии - источник изначального зла. Человек, как естественное существо, не свободен, он находится во власти внешних для него причин и следствий и во власти времени. Только мир свободы есть подлинно человеческий мир - мир культуры. В нем зло может и должно быть преодолено или побеждено силой морального долга (категорическим императивом).
Человек, как моральное (культурное) существо, способен свободно определить высший смысл жизни, ее конечную цель. Мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культуры, морали) не встретились бы, если бы их не соединила Красота (сила искусства). Кант приходит к выводу, что высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление. Вывод Канта был положен в основу общего представления о сущности и назначении культуры всем европейским романтизмом конца XVIII - начала XIX в.
Гердер в работе «О происхождении языка» (1772 г.) объясняет, что человек в качестве животного плохо приспособлен к жизни в природе, хотя он подчинен природным закономерностям. Социальные связи между людьми находят свое выражение в языке – особой форме жизни, они равнозначны человеческой культуре. Историческое становление и развитие языка он осмысливает как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур.
В самом известном своем труде «Идеи к философии истории человечества» Гердер представляет развертывание мировой истории. Однако, ее развитие, в основном, зависит от проявления внутренних закономерностей. Культуру он понимал весьма широко, выделяя в качестве ее важнейших частей язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Взаимовлияние этих элементов выступает источником культурного развития. Идеи Гердера стимулировали изучение исторических и этнических форм культуры в сравнительном языкознании, исследовании мифологии и фольклора.
В философской системе Гегеля (1770-1831) культура есть диалектическое восхождение духа – творчество, как создание нового, которое сохраняет в себе момент своей собственной истории. В его рационалистической философии мировой прогресс есть становление свободы как самораскрытие Разума. По Гегелю, все действительное - разумно, все разумное - действительно. Разум добивается своих целей не всегда прямым действием. Это значит, что разумный ход истории (культура) может осуществляться и неразумными людьми, не осознающими высшего смысла своих собственных действий.
Культура может твориться и как побочный результат не до конца осознанной деятельности. Если в своих целях человек зависит от природы, то в средствах их достижения он господствует над ней. Производительные, сущностные силы человека составляют материальный остов социально-культурного процесса. Для индивида есть только один способ приобщения к мировой культуре – пройти тот путь, который духовно уже пройден человечеством. При этом социальное должно быть распредмечено и воспроизведено, как бы заново открыто для себя субъективным духом (индивидуальным сознанием).