Когда проявляется священное
Ключ к фрагменту:Переживание чувства «священного», в котором состоит суть религиозного опыта, происходит всегда в момент явления (иерофании) «священного» человеку. После проявления «священного», человек осознает, что это «священное» не относится к его «мирскому» (естественному) бытию. Современного человека удивляет тот факт, что проявление «священного» было возможно не только так, как его себе представляют христиане, иудеи или мусульмане, но и так, как его ощущал первобытный человек, когда поклонялся священным камням или деревьям. Но с точки зрения феноменологии религиозного опыта, материя в принципе открыта для проявление священного. Дело в том, что священное меняет статус объектов в которых оно открывается. Они не теряют своих качеств предметов «естественного мира», но и приобретают новые, сверхъестественные характеристики.
Человек узнает о священном потому, что оно проявляется, обнаруживается как нечто совершенно отличное от мирского. Для объяснения того, как проявляется священное, мы предлагаем термин иерофания (проявление священного), который удобен прежде всего тем, что не содержит никакого дополнительного значения, выражает лишь то, что заключено в нем этимологически, т.е. нечто священное, предстающее перед нами. Пожалуй, история религий, от самых примитивных до наиболее изощренных, есть ничто иное, как описание иерофаний, проявлений священной реальностей. Между элементарной иерофанией, например проявлением священного в каком либо объекте, камне или дереве, в иерофании высшего порядка, какой является для христианина воплощение Бога в Иисусе Христе, есть очевидная связь преемственности. И в том и другом случае речь идет о таинственном акте, проявлении чего-то «потустороннего», какой-то реальности, не принадлежащей нашему миру, в предметах, составляющих неотъемлемую часть нашего «естественного» мира, т.е. в «мирском».
Современный представитель западной цивилизации испытывает определенное замешательство перед некоторыми формами проявления священного: ему трудно допустить, что кто-то обнаруживает проявление священного в камнях или деревьях. Однако… речь не идет об обожествлении камня или дерева самих по себе. Священным камням и священным деревьям поклоняются именно потому, что они представляют собой иерофании, т.е. «показывают» уже нечто совсем иное, чем просто камень или дерево, а именно – священное «совершенно иное».
Мы никогда не сможем понять парадокс, заключающийся во всякой иерофании, даже самой элементарной. Проявляя священное, какой-либо объект превращается в нечто иное, не переставая при этом быть самим собой, т.е. продолжая оставаться объектом окружающего космического пространства. Священный камень остается камнем; внешне (точнее, с мирской точки зрения) он ничем не отличается от других камней. Зато для тех, для кого в этом камне проявляется священное, напротив, его непосредственная, данная в ощущениях реальность преобразуется в реальность сверхъестественную. Иными словами, для людей, обладающих религиозным опытом, вся природа способна проявляться как космическое священное пространство. Космос, во всей его полноте, предстает как иерофания.
Ключ к фрагменту:Древний человек стремился включить в область «священного» весь строй своей жизни, так как «священное» олицетворяло мощь, полноту и смысл бытия. Современный человек почти всецело «мирской». В его жизни нет места «священному» и как следствие – он испытывает нехватку ценностных ориентиров в жизни и остро переживает ощущение неполноты бытия.
Человек первобытных обществ старался жить, насколько это было возможно, среди священного, в окружении освященных предметов. Эта тенденция вполне объяснима. Для «примитивных» людей первобытных и древних обществ, священное – это могущество, т.е. в конечном итоге самая что ни на есть реальность. Священное насыщено бытием. Священное могущество означает одновременно реальность, незыблемость и эффективность. Оппозиция «священное ‑ мирское» часто представляется как противоположность реального и ирреального, или псевдо реального. Сразу оговоримся: тщетно пытаться найти в древних языках эту философскую терминологию: реальное, ирреальное и т.п., но явления, стоящие за ними, есть. Таким образом, вполне естественно, что религиозный человек всей душой стремится существовать, глубоко погрузиться, участвовать в реальности, вобрать в себя могущество. <…>
Следует подчеркнуть, что мирское восприятие действительности мира во всей его полноте, целиком лишенной священных свойств Космос – это совсем недавнее открытие человеческого разума. Мы не стремимся показать, какими историческими путями, в результате каких изменений духовного мира современный человек лишил священного свой мир и принял светское существование. Достаточно лишь отметить, что эта утрата священности характеризует весь опыт нерелигиозного человека в современных обществах и что вследствие этого современный человек ощущает все более серьезные затруднения в понимании масштабов бытия, ценностей религиозного человека первобытных обществ. <…> (С.16-19)