Культура Руси XIV - XVII веках
В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Наступает "золотой век" фрески в средневековой Руси. Значителен опыт Феофана Грека, приехавшего из Византии в 70-х годах XIV в. уже зрелым живописцем (фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде): смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к внутреннему миру человека, полному драматизма и скорби, темпераментная живопись - яркое явление в искусстве того времени, тем более заметное, что в творчестве Феофана отчетливо проступали его еретические настроения (он проповедовал дуализм). Иная концепция божественной сущности раскрывается в творчестве Андрея Рублева, величайшего иконописца, высокочтимого до настоящего времени на всех континентах (периодически проводятся международные симпозиумы, посвященные его творчеству). С его именем, трижды при жизни запечатленным в летописях, связывается время высокого расцвета живописи в Москве в конце XIV - начале XV вв., где в это время складывается русская национальная школа живописи. Будучи монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря, в 1405 г он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца (это отмечено в летописи) создал фрески Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. вместе с Даниилом Черным воплотил идеи русского исихазма во фресковом цикле Успенского собора во Владимире, а затем итог своего духовного восхождения – в работах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев писал фрески Спасского собора Андроникова монастыря, где умер около 1430 г. и похоронен. Характерные
черты его, поистине новаторского для своего времени, стиля: композиционные открытия – впервые примененная круглая форма («Троица», «Ангел в круге»), многократно трактующийся сакральный мотив «скорбной чаши», лаконизм смыслового решения (гора, древо, палаты - в «Троице»); трехчетвертной разворот фигур для передачи импульсивного движения навстречу созерцающему икону или фреску верующему – в центральной деисусной иконе, в фигуре трубящего ангела (фресковый цикл во Владимире); талантливо разработанный в славянской интерпретации живописный византийский канон (цветовой сакрал в «Троице»), словами М.Лазарева, та «удаляющаяся прозрачность», что позволила воплотить истинную гармонию. Влияние философии Сергия Радонежского ощутимо в иконе "Троица", написанной для иконостаса Троицкого собора, по завету «великого делателя» (так называли Сергия Радонежского за его талант объединять вступавших в феодальные распри князей), с редкой художественной силой представила зримо гуманистическую идею согласия и человеколюбия, идеал нравственного совершенства, готовности к подвигу «за други своя». Философский характер творчества Рублева, благодаря силе его таланта, нашел яркое выражение в его "Спасе" из Звенигородского чина: «линией, погруженной в живописность», он очертил лик Спасителя, придав ему славянские черты. Крупнейший исследователь древнерусского искусства В. Н. Лазарев отметил, что "в творчестве А. Рублева получил свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся в XII веке".
По инициативе государственной власти, поддержанной церковью, возникло книгопечатание (1553г). В 1563г. открыта типография во главе с дьяконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, 1.03.1564г. издали "Апостол", первую русскую датированную печатную книгу. В 1565г. - "Часослов". Всего до конца XVI в. издано около 20 книг религиозного содержания. С конца XV в. наступает новый этап в развитии зодчества: кирпичная кладка (кирпич и терракота) вытесняла традиционную белокаменную. Москва становилась общерусским художественным центром: перестроен Кремль на рубеже XV-XVI в.в. как резиденция "государя всея Руси": возведен Успенский собор итальянцем Аристотелем Фиораванти, в русской традиции псковскими мастерами построен Благовещенский, итальянцем Алевизом Новым – Архангельский. Возник шатровый стиль,одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество - храм Вознесения в Коломенском (1532г.). Покровский собор (1560) на Красной площади построен зодчими Бармой и Постником (Василия Блаженного, по имени знаменитого юродивого, погребенного в его приделе). Крупнейший представитель московской школы живописи - Дионисий (ок. 1440-150?) - иконы, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: утонченный рисунок, изысканный колорит, декоративность, настроение торжественной праздничности, светлой радости - иконы "Жития" - центральный образ обрамлён рядом небольших сцен, "клейм", представляющих эпизоды из жизни, явления чудотворения и т.д. ("Митрополит Пётр с деяниями", "Сергий Радонежский с деяниями" и т.д.).
В истории русской культуры со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят изменения: растет стремление к грамотности, о чем свидетельствовал большой спрос на печатные учебные пособия. Букварь Василия Бурцева 1634 г. переиздавался многократно, продавался по доступной цене (по 1 коп.). В 1648 г. вышла "Грамматика" Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. таблица умножения ("Считание удобное"). Создаются учебные заведения -1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве - первое в допетровской России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первые учителя - братья Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет. Здесь учились представители всех сословий и национальностей. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения. В 1678 г. напечатано первое историческое произведение украинского ученого Иннокентия Гизеля "Синопсис", краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х годов XVII в., выдержало около
30 изданий. Образец нового литературного жанра, автобиографии, - "Житие протопопа Аввакума". Обратившись к традиционному жанру жития, он смело ввел народное просторечие в книжный язык. Возник жанр демократической сатиры, обличавшей социальную несправедливость. Популярна бытовая повесть ("Горе-Злосчастье"и др.). Архитектуру характеризует отход от средневековой строгости, стремление к внешней нарядности, усиление декоративного начала. "Дивное узорочье" - так современники определили суть нового - Теремной дворец в Московском Кремле, в архитектурных формах воплотились черты русского народного искусства. Активизируется светское строительство. Цветные изразцы, фигурный кирпич, разнообразие декоративных деталей придавали постройкам живописность. Стремление к украшению заметно в архитектуре кремлей и монастырей. Нарядный вид придают новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви. Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого "московского барокко" (вторая половина XVII в.), сочетающего внешнюю пышность и декоративность (резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов) с симметричностью, многоярусностью. "Московским барокко" завершается развитие средневековой русской архитектуры. Общий для русской культуры XVII в. процесс секуляризации затронул и живопись, в которой начинают проявляться реалистические тенденции. Художественным центром стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавлял Б. М. Хитрово, тонкий знаток искусства. Главой нового направления стал мастер палаты Симона Ушакова (1626-1686). Послание к Ушакову художника Владимирова, выступившего против слепого преклонения перед стариной, за близость искусства природе вызвало ответное "Слово к люботщателям иконного писания" (1667), где Ушаков подчеркивал, что "живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы". Самое известное произведение С. Ушакова - "Спас нерукотворный", в котором с помощью использования светотени тонко передана характерность человеческого лица. В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет "Троицы", в которой стремился передать красоту не духовную (как у Рублева), но земную, материальную. С пробуждением интереса к отдельной личности связано появление "парсуны" (от др-русск.персона) - первый в русской культуре светский жанр, прообраз портрета - изображение царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого, в экспозиции Севастопольского художественного музея).
До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды с участием ряженых: выступали скоморохи, плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. В XVII в. создан придворный и школьный театры (при Славяно-греко-латинской академии). Пьесы писались преподавателями на евангельские сюжеты и житейские предания, ставились учащимися. В русской культуре XVII в. были созданы предпосылки для реформ Петра I.