Дополнительный материал
Бумага
Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовленном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте - особым образом обработанной коже коз и овец.
Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105—110 гг. и. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах. В Европе бумага стала известна только в XIII в.
Книги
Старинные рукописные книги представляли собой длинные свитки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.
Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пергамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплётчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.
В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Гам же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XIв. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках - клише - вырезались тексты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бумаге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.
Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутен-Псрг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами - литеры -можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на сгранице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.
Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 жчемпляров. Она состояла из 1284 стр
Урок . Тема М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»
Цели: ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; отработать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель проверяет пересказ сказки А.С. Пушкина по частям.
II. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено 7было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта» — скорбное, гневное и обличительное.
Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой...
В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам, как прокламация. Так началась всенародная слава Лермонтова.
Впервые Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лег. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества.
2. Выборочное чтение статьи в учебнике на с. 96—97.
3. Беседа.
— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
При ответе воспользуйтесь текстом.
IV. Физкультминутка
V. Работа над стихотворением «Дары Терека»
1.Вступительная беседа.
— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о
чем оно? (Терек — река на Северном Кавказе. Впадает в
каспийское море.)
2. Чтение стихотворения учителем.
3. Анализ стихотворения.
—Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?
—Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?
—Объясните значение выражения «утесистые громады».
—Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».
—Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».
4. Самостоятельное чтение стихотворения.
5. Выразительное чтение стихотворения.
VI. Итог урока
Домашнее задание:найти интересные факты из жизни поэта, подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова
Уроки 17-18. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»
Цели: ознакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; обучать правильному выразительному чтению; пополнять словарный запас учащихся; развивать память, внимание, мышление; учить анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы.
Ход урока 1