Дополнительный материал

Бумага

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали их на дереве. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовлен­ном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте - особым образом обработанной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105—110 гг. и. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, по­зднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбива­ли деревянными молотками. Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу пере­мешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских пли­тах. В Европе бумага стала известна только в XIII в.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свит­ки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть. В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пер­гамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цвет­ными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплётчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Гам же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XIв. умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках - клише - вырезались тек­сты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бу­маге. Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутен-Псрг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами - литеры -можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на сгранице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 жчемпляров. Она состояла из 1284 стр

Урок . Тема М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»

Цели: ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лер­монтова; отработать навыки беглого, выразительного чтения, чтения без ошибок; развивать память, речь, мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель проверяет пересказ сказки А.С. Пушкина по ча­стям.

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено 7было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лер­монтов, написавший стихотворение «Смерть поэта» — скорб­ное, гневное и обличительное.

Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой...

В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушки­на направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам, как про­кламация. Так началась всенародная слава Лермонтова.

Впервые Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лег. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского обще­ства.

2. Выборочное чтение статьи в учебнике на с. 96—97.

3. Беседа.

— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
При ответе воспользуйтесь текстом.

IV. Физкультминутка

V. Работа над стихотворением «Дары Терека»

1.Вступительная беседа.

— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о
чем оно? (Терек — река на Северном Кавказе. Впадает в
каспийское море.)

2. Чтение стихотворения учителем.

3. Анализ стихотворения.

—Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

—Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

—Объясните значение выражения «утесистые громады».

—Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».

—Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».

4. Самостоятельное чтение стихотворения.

5. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Итог урока

Домашнее задание:найти интересные факты из жизни поэта, подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения М.Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

Цели: ознакомить учащихся со сказкой «Ашик-Кериб»; обу­чать правильному выразительному чтению; пополнять словар­ный запас учащихся; развивать память, внимание, мышление; учить анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы.

Ход урока 1

Наши рекомендации