Культура эпохи Просвещения
XVII - XVIII вв. стали началом коренного перелома в развитии человечества. Чем они характерны?
Во-первых, закончился этап Великих географических открытий. На Земном шаре практически не осталось т.н. "белых пятен" - человек стал проникать всюду.
Во-вторых, начались великие научные революции, которые сделали человека поистине всемогущим.
В-третьих, открылась эра буржуазных революций, которые сметут все преграды, тормозящие творчество и гений человека.
В-четвертых, существенно ослабело влияние церкви в политической, экономической и культурной жизни общества. Начнется и будет развиваться процесс секуляризации (от лат. cacularis) - мирской, светский), т.е. освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния церкви.
Ученые-культурологи считают, что эпоха просвещения длилась примерно 100 лет - с 1688-1689 г. (буржуазная революция в Англии) до 1789 - буржуазная революция во Франции.
Если дать определение данной эпохи, то кратко можно сформулировать так: это идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в жизни людей, разложением феодальных и возникновением капиталистических отношений.
Общей идеологией культуры эпохи Просвещения был социальный протест, который выражался:
в критике идеализма и догматизма;
в критике искусства классицизма и борьба за реализм;
в отрицании устаревшей правовой системы в обществе и попытках научного обоснования нового права.
Деятели просвещения боролись за "царство разума" на Земле, в основе которого должно было лежать естественное равенство всех людей, политическая свобода, ненасилие, критическое отношение к авторитетам и неприятие догм.
Просвещение, по мыслям ее активных проповедников, - это выход человечества из состояния несовершеннолетия, в котором оно находилось по своей вине. Основные черты идеи Просвещения были сформулированы знаменитым английским философом Джоном Локком (1632-1704). Знакомство с его творчеством позволяет сделать вывод, что это был гениальный человек. В своих многочисленных трудах ("Письмо о терпимости", "Эссе", касающихся человеческого понимания, "Два трактата по управлению" и др.) он выдвинул идеи либерализма (главная цель любого правительства защищать людей, а также их собственность); социального договора в обществе ("... у людей остается высшая власть поменять законодателей, если они не оправдывают оказанного им доверия); веротерпимости ("... ни язычник, ни мусульманин, ни иудей не должны лишаться гражданских прав из-за своей религии) и многие др. [16].
Идеи Локка быстро проникли на Европейский континент - особенно во Францию и стали важным фактором, приведшим к Великой французской революции и Декларации прав человека.
Франсуа Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер, (1694-1778) был, безусловно, ведущей фигурой французского Просвещения. Поэт, драматург, романист, историк и философ, Вольтер был апостолом свободомыслящего либерализма. Он прожил долгую, наполненную событиями жизнь и оставил после себя огромное литературное наследие. Убежденный сторонник свободы он целый год проводит в заточении в Бастилии. Его авторитет был так высок, что с ним были вынуждены считаться все сильные мира того времени. Он три года живет в Пруссии при дворе Фридриха Великого и не боится говорить ему правду в глаза; он долгие годы состоит в переписке с царицей Екатериной Великой, которая с большим вниманием прислушивается к его советам; он ссорится с королем Франции и 15 лет живет вдали от Парижа и т.д.
Одним из самых сильных убеждений Вольтера было убеждение в том, что в любом обществе должны существовать свобода слова и печати. Ему приписывают фразу, которая станет лейтмотивом работы английского парламента: "Я не согласен с тем, что Вы говорите, но я умру за то, что бы Вы могли это сказать". Убежденный сторонник мира и ненасилия он всей своей жизнью доказывал свой тезис о том, что "... история культуры в обществе важнее ее политической истории" (подробнее см. Приложение 3). Вольтеру чаще всего оппонировал другой деятель французского просвещения Жан-Жак Руссо (1712-1778). В его политических работах доминирует идея социального рабства ("...человек рождается свободным, но везде он закован в цепи") [17].
Их принципиальные разногласия по поводу частной собственности в конечном итоге оказали огромное воздействие на будущую борьбу классов во всех развитых странах мира.
Франция подарила миру энциклопедиста номер один - Дидро (1713-1784). Политолог Монтескье (1689-1755) в своей работе "О духе законов" впервые скажет о разделении властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Очень современно звучат его афоризмы. "Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов". "Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим".
Главным носителем идей Просвещения в тогдашней Пруссии (будущей Германии) был философ И. Кант (1724-1804) "... мы чересчур цивилизованы в смысле учтивости и вежливости в обращении друг с другом. Но нам еще много предстоит, чтобы считать нас нравственно совершенными". Великий философ в одной из своих многочисленных работ "К вечному миру" гениально предвосхищает идею всемирной организации (прообраза ООН), которая прекратит навсегда войны на Земле и установит "вечный мир". Как музыка звучит его замечательное высказывание, сделанное им в конце жизни: "...И чем больше я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне". А студентам И.Кант оставил четкое указание: "... не мыслям надобно учиться, а мыслить!" В своем трактате "Ответ на вопрос: что есть Просвещение?" И.Кант говорит о главном в этом состоянии культуры - собственном разуме: "Будь смел... и используй собственный разум". Это девиз Просвещения [18].
Наряду с наукой в эпоху Просвещения активно развивается искусство. Именно в это время в искусстве Европы активно развиваются два стиля: романтизм и классицизм. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют замечательный синтез, дающий выход в произведениях писателей, поэтов, художников, скульпторов, музыкантов.
Великие представители культуры того времени, такие как писатели: Д.Дэфо (1660-1731), Дж.Свифт (1667-1754); музыканты: С.Бах (1685-1750), Г.Ф.Гендель (1685-1759), Й.Гайдн (1732-1809), В.А.Моцарт (1756-1751), Л.В.Бетховен; художники: У.Хогарт (1697-1767), Т.Гейнсборо (1727-1788); драматурги: Р.Шеридан (1751-1816), К.Гоцци (1720-1806), Л.Бомарше (1732-1799), И.Гете (1775-1787), Ф.Шиллер (1759-1805) и многие другие заложили на долгие годы вперед основы эстетики будущего.
В рамках эпохи Просвещения зародились такие культурологические течения как сентиментализм, рококо (от "рокайль" - бриллиант). В недрах Просвещения зреет реализм - этому направлению суждено большое и славное будущее.
Подводя некоторые итоги эпохи Просвещения хочется отметить, что это был век великих открытий и великих заблуждений.
Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.