Уместность, логичность, точность речи
Вариант контрольной работы № 2
Чередующиеся гласные в корне слова
Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите корень и объясните
написание.
Ч_ркать – ч_ркнуть, п_стрый – исп_щрить, тв_рдый – затв_рдеть.
Пор_вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»),
ур_внение («математическое равенство») – подр_внять кусты («сделать
ровными»), разр_внять песок («сделать ровным, гладким»). Р_внина,
пор_вну, ур_вень, р_весник.
Ь после шипящих в различных частях речи
Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах,
объясните написание.
Ударить наотмаш_, сплош_ и рядом, оттолкнуть проч_, сделать точ_ – в
– точ_, выйти замуж_, открыть настеж_, невтерпеж_ от холода.
О-Е (Ё) после шипящих и Ц
Спишите, выделите орфограмму.
Общ_, мужич_к, медвеж_нок, плащ_м, холщ_вый, парч_вый, крюч_чек,
борщ_м, мальч_нка, луч_м, чесуч_вый, плеч_м, кирпич_м, постриж_шь,
ч_тный, жж_ный, испеч_шь, звездоч_т, ж_рнов, поч_т, ж_ваный, ч_ткость.
Правописание Ъ и Ь
Спишите, выделите орфограмму.
Дет_ми, люд_ми, лошад_ми, четыр_мя, еш_те, реж__те, острич_ся,
рож_ю. меж_ярусный.
Ы-И после Ц
Спишите, выделите орфограмму.
Ц_новка, ц_ферблат, революц_я, ц_рк, апробац_я, сегментац_я, ц_клон.
Приставки на З, С
Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте недостающую приставку и
объясните ее написание.
Утреннее солнце блестело в ее волосах, уложенных спереди золотым
валом и ни...падавших на шею и на плечи тонкими и, должно быть,
тщательно продуманными между двух зеркал кудрями.
Приставки ПРЕ-, ПРИ-
К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.
Выделите приставку и корень слова.
Грань, зрелище, измена , правонарушение, склонность, убежище.
НЕ или НИ
Вставьте не- или ни-, выделите.
Ночь проходит, нет дороги н_ вперед и н_ назад. На небе н_ облачка
(нет). Шѐл, н_ видя н_ дороги, н_ прохожих. Нет (н...) чего лучше Невского
проспекта, по крайней мере в Петербурге. Чем (н...) блестит эта улица -
красавица нашей столицы! Я знаю, что (н...) один из бедных чиновных ее
жителей (н...) променяет на все блага Невского проспекта. Да и кому же он
(н...) приятен?
НН-Н в различных частях речи
Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в
слове.
Знать всех поимѐн_о, кафе-морожен_ое, не читан_ая книга,
невыбран_ый депутат, жѐван_ая бумага.
Употребление букв Е-Ё
Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите,
подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом
словосочетание.
М_л, св_кла, т_ща, холл_ный, вруч_н, кр_стный, манн_вры, кл_н, _ж,
ор_л, васил_к, кот_нок, коз_л.
Употребление числительных
Запишите предложения, заменяя цифры словами.
1) Засеянные овсом поля занимали площадь более 350 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) Если к 3/8 прибавить 5/8, то получится 8/8, или 1.
4) Владимир Путин 1 раз был избран президентом России 26 марта 2000 г., за
него проголосовало 52, 99 % избирателей.
5) Земля — 3 от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по
диаметру, массе и плотности среди землеподобных планет; жизнь на Земле
появилась 3,5 миллиард_ лет назад.
Употребление иностранных слов и фамилий
Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия.
Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством
памяти (так в древности называли мнемонику) включает: (Сенека),
(Августин), (Симплиций), (Квинтилиан), (Хармад) и (Метродор) из
(Скепсис), (Семонид Кеосский), (Марциан из Карфаген), (Альберт Великий)
и (Фома Аквинский), (Джакопо Рагоне), (Ромберх), (Джулио Камилла),
(Раймонд Луллия), (Джордано Бруно) (Тени, Цирцея, Печати, Статуи,
Образы), (Пѐтр Рамус), (Перкинс), (Кампанелла), (Ламберт Шенкель), (Адам
Бруксия), (Лейбниц), (Бэкон), (Декарт).
Работа с текстом
Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию.
Напишите свое эссе на эту тему.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
Письмо сорок шестое
ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора
подвести итоги.
Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно
усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице.
Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же
уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта — опыта нравственного и
эстетического. Жизнь требует усложнений.
Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о
высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так.
В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что
одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить.
Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал
свой опыт — я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но,
наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по
ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать
письма мне помогали сами читатели — они со мной беседовали неслышно.
Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у
каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у
каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.
И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было
индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над
самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о
смысле своей жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном
благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для
других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро
забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека,
на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в
памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.
А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни
добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова,
поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают.
Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть
дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная,
целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему
располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и
способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный
рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень
и очень важно. Поверьте мне!
Паронимы
Составьте словарь паронимов (не менее 10 слов), запишите их
лексическое значение. С каждым словом составьте предложение.
Фразеологизмы
Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто
употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите
значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте
правильность их употребления.
Профессионализмы
Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей
специальности с указанием правильного ударения и лексического значения
(по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух.
Запишите в тетрадь.
Заимствованные слова
С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите. С
каждым словом составьте предложение:
истеблишмент, вербальный, утилитарный, пресс релиз, ликвидный.
Уместность, логичность, точность речи
В каких случаях можно использовать слово «достаточно»? Можно ли
заменить слово «достаточно» другими словами, например: очень, весьма,
исключительно, много, необыкновенно, крайне, почти, фактически ?
Выявите лексическое значение этих слов по словарю.
Спишите, исправив предложения.
Мяч пролетел достаточно близко над перекладиной ворот.
Достаточно скверный результат.
Достаточно длинная дорога.
Достаточно спорное решение.
Я сегодня достаточно поработал.
Паронимия
Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте
предложения со словами-паронимами.
жѐстко — жестоко
одеть — надеть
Речевая избыточность
Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения.
При входе в кабинет к врачу нужно снять верхнюю одежду.
Русские отступили назад к Москве.
Он был в берете, напяленном на правое ухо головы.
Канцелярит
Найдите в любой периодической печати, художественной литературе,
объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений).
Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный
вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая
опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы?