Уместность, логичность, точность речи

Вариант контрольной работы № 2

Чередующиеся гласные в корне слова

Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите корень и объясните

написание.

Ч_ркать – ч_ркнуть, п_стрый – исп_щрить, тв_рдый – затв_рдеть.

Пор_вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»),

ур_внение («математическое равенство») – подр_внять кусты («сделать

ровными»), разр_внять песок («сделать ровным, гладким»). Р_внина,

пор_вну, ур_вень, р_весник.

Ь после шипящих в различных частях речи

Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах,

объясните написание.

Ударить наотмаш_, сплош_ и рядом, оттолкнуть проч_, сделать точ_ – в

– точ_, выйти замуж_, открыть настеж_, невтерпеж_ от холода.

О-Е (Ё) после шипящих и Ц

Спишите, выделите орфограмму.

Общ_, мужич_к, медвеж_нок, плащ_м, холщ_вый, парч_вый, крюч_чек,

борщ_м, мальч_нка, луч_м, чесуч_вый, плеч_м, кирпич_м, постриж_шь,

ч_тный, жж_ный, испеч_шь, звездоч_т, ж_рнов, поч_т, ж_ваный, ч_ткость.

Правописание Ъ и Ь

Спишите, выделите орфограмму.

Дет_ми, люд_ми, лошад_ми, четыр_мя, еш_те, реж__те, острич_ся,

рож_ю. меж_ярусный.

Ы-И после Ц

Спишите, выделите орфограмму.

Ц_новка, ц_ферблат, революц_я, ц_рк, апробац_я, сегментац_я, ц_клон.

Приставки на З, С

Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте недостающую приставку и

объясните ее написание.

Утреннее солнце блестело в ее волосах, уложенных спереди золотым

валом и ни...падавших на шею и на плечи тонкими и, должно быть,

тщательно продуманными между двух зеркал кудрями.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-

К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.

Выделите приставку и корень слова.

Грань, зрелище, измена , правонарушение, склонность, убежище.

НЕ или НИ

Вставьте не- или ни-, выделите.

Ночь проходит, нет дороги н_ вперед и н_ назад. На небе н_ облачка

(нет). Шѐл, н_ видя н_ дороги, н_ прохожих. Нет (н...) чего лучше Невского

проспекта, по крайней мере в Петербурге. Чем (н...) блестит эта улица -

красавица нашей столицы! Я знаю, что (н...) один из бедных чиновных ее

жителей (н...) променяет на все блага Невского проспекта. Да и кому же он

(н...) приятен?

НН-Н в различных частях речи

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в

слове.

Знать всех поимѐн_о, кафе-морожен_ое, не читан_ая книга,

невыбран_ый депутат, жѐван_ая бумага.

Употребление букв Е-Ё

Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите,

подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом

словосочетание.

М_л, св_кла, т_ща, холл_ный, вруч_н, кр_стный, манн_вры, кл_н, _ж,

ор_л, васил_к, кот_нок, коз_л.

Употребление числительных

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Засеянные овсом поля занимали площадь более 350 га.

2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.

3) Если к 3/8 прибавить 5/8, то получится 8/8, или 1.

4) Владимир Путин 1 раз был избран президентом России 26 марта 2000 г., за

него проголосовало 52, 99 % избирателей.

5) Земля — 3 от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по

диаметру, массе и плотности среди землеподобных планет; жизнь на Земле

появилась 3,5 миллиард_ лет назад.

Употребление иностранных слов и фамилий

Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством

памяти (так в древности называли мнемонику) включает: (Сенека),

(Августин), (Симплиций), (Квинтилиан), (Хармад) и (Метродор) из

(Скепсис), (Семонид Кеосский), (Марциан из Карфаген), (Альберт Великий)

и (Фома Аквинский), (Джакопо Рагоне), (Ромберх), (Джулио Камилла),

(Раймонд Луллия), (Джордано Бруно) (Тени, Цирцея, Печати, Статуи,

Образы), (Пѐтр Рамус), (Перкинс), (Кампанелла), (Ламберт Шенкель), (Адам

Бруксия), (Лейбниц), (Бэкон), (Декарт).

Работа с текстом

Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию.

Напишите свое эссе на эту тему.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Письмо сорок шестое

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора

подвести итоги.

Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно

усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице.

Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же

уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта — опыта нравственного и

эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о

высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так.

В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что

одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить.

Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал

свой опыт — я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но,

наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по

ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать

письма мне помогали сами читатели — они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у

каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у

каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было

индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над

самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о

смысле своей жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном

благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для

других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро

забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека,

на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в

памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни

добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова,

поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают.

Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть

дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная,

целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему

располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и

способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный

рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень

и очень важно. Поверьте мне!

Паронимы

Составьте словарь паронимов (не менее 10 слов), запишите их

лексическое значение. С каждым словом составьте предложение.

Фразеологизмы

Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто

употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите

значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте

правильность их употребления.

Профессионализмы

Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей

специальности с указанием правильного ударения и лексического значения

(по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух.

Запишите в тетрадь.

Заимствованные слова

С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите. С

каждым словом составьте предложение:

истеблишмент, вербальный, утилитарный, пресс релиз, ликвидный.

Уместность, логичность, точность речи

В каких случаях можно использовать слово «достаточно»? Можно ли

заменить слово «достаточно» другими словами, например: очень, весьма,

исключительно, много, необыкновенно, крайне, почти, фактически ?

Выявите лексическое значение этих слов по словарю.

Спишите, исправив предложения.

Мяч пролетел достаточно близко над перекладиной ворот.

Достаточно скверный результат.

Достаточно длинная дорога.

Достаточно спорное решение.

Я сегодня достаточно поработал.

Паронимия

Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте

предложения со словами-паронимами.

жѐстко — жестоко

одеть — надеть

Речевая избыточность

Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения.

При входе в кабинет к врачу нужно снять верхнюю одежду.

Русские отступили назад к Москве.

Он был в берете, напяленном на правое ухо головы.

Канцелярит

Найдите в любой периодической печати, художественной литературе,

объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений).

Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный

вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая

опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы?

Наши рекомендации