Новый этап отечественной культуры

Культура XVII в. занимает важное место в многовековом процессе духовного развития русского народа. Она сбрасывает с себя путы средневековой схоластики, впитывает передовые европейские идеи Просвещения.

Изобразительное искусство XVI-XVII веков ознаменовалось соревнованием двух различных художественных направлений: "Годуновским" и "Строгановским". Годуновским изобразительное искусство называлось потому, что большинство произведений исполнялось по заказу Б. Годунова и отличались монументальностью и тягой к старине - архаике. Строгановское направление характеризовалось тщательностью и изощренностью рисунка, обилием красочных форм, дорогим убранством.

Провозвестником искусства будущих эпох становится портретный жанр. Иностранные живописцы, находящиеся на русской службе, а также отечественные мастера быстро поставят российскую школу живописи на передовые позиции в мировой культуре. Уже в начале XVIII в. в ряд виднейших живописцев Европы войдут такие мастера портрета как И.Никитин, А.Матвеев, Луи Каравакк, А.Антропов, Ф.Рокотов.

Большую роль в русском изобразительном искусстве XVIII в. играла Академия художеств, открытая в Петербурге в 1757 г. Ее выпускник Антон Лосенко станет первым русским художником, изобразившим на своих картинах библейские, лирические и исторические сюжеты: "Владимир и Рогнеда, "Прощание Гектора с Антромахой", портрет основателя первого публичного театра в России Ф.Г.Волкова в образе античного героя и т.д.

Плодотворно и талантливо будут работать во второй половине XVIII в. такие художники как: Д.Левицкий, В.Боровиковский и многие др. Полотна этих мастеров украшают ведущие музеи мира, лучшие из них - в Третьяковской галерее, в Русском музее и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Большой шаг вперед русская литература делает в 30-50-е годы XVIII столетия. Это связано с активностью первых крупных писателей - представителей новой русской литературы: А.А.Кантемира (1708-1744), К.В.Тредиаковского (1703-1769), А.Л.Сумарокова (1717-1777), и в особенности выдающегося деятеля русской культуры и науки М.В.Ломоносова (1711-1765). Прогрессивные идеи, которыми проникнуты их деятельность, стали основой будущего всплеска нашей культуры XVIII-IXX веков. Ставшие родоначальниками русского классицизма, эти и другие авторы основной целью считали служение "на пользу общества". Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно, преобладать над частными, личными интересами.

В это время начинается очень сложный и противоречивый процесс протеста крупных писателей и др. культурных деятелей России против отсталости, дикости и крепостничества в России. Такие писатели и общественные деятели как Н.Новиков, Д.Фонвизин, И.Крылов, А.Радищев, В.Капнист вступают в смелую борьбу с литературной пошлостью и засильем иностранцев в отечественной культуре. Не редко такие попытки заканчивались ссылками в Сибирь, заключением в тюрьмы, публичным сожжением произведений. Но, несмотря на все гонения, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все глубже проникают в сознание общества.

Делая вывод о литературе XVIII в. мы смело можем утверждать, что именно она стала фундаментом великого "Золотого века" русской культуры XIХ в.

Для отечественной классической живописи XVIII век стал этапом накопления творческих сил. Полотна великих портретистов - Рокотова, Левицкого, Боровиковского - ярко обозначили достижения на этом пути, повлияли на дальнейший плодотворный рост художественной школы. Возрастает популярность выставок, растет интерес к собиранию отечественных и иностранных шедевров изобразительного искусства. В 1807 в Москве впервые издается "Журнал изящных искусств", в 1825 г. в Эрмитаже создается "Русская галерея", в 1810 г. - возникает "Русский музеум" П.Свиньина и др.

3.3. "Золотой век" российской культуры

После Отечественной войны 1812 г. возрастает интерес к народной жизни, к человеческой индивидуальности. Складывается новый идеал в искусстве, в основе которого высокая духовность, чувствительность. Отражением этой тенденции служат новые концепции - романтизм, развитие которого происходит одновременно с кризисом классицизма.

Наиболее ярко новые идеалы в изобразительном искусстве воплощаются в творчестве Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина, Василия Тропинина, Ивана Айвазовского, Карла Брюллова, Федора Бруни и др. Портреты О.Кипренского раскрывают в человеке все лучшее и значительное - деятельную и романтичную натуру. К лучшим работам мастера относятся портреты А.С.Пушкина, полковника Давыдова, А.А.Олениной, Е.С.Авдулиной и др.

Романтизм нашел свое выражение в прекрасных итальянских пейзажах С.Щедрина. Он явился первым русским художником-маринистом, прославившим своими произведениями отечественное искусство в Европе.

В прошлом крепостной, великий русский художник В.Тропинин, воплотил в образах крестьян, мастеровых, слуг не только их душевную чистоту, но и благородство. Детали быта и трудовой деятельности сближают портреты Тропинина: "Кружевница", "Златошвейка" с портретами- этюдами украинских крестьян и др.

Быстро обрели мировую известность произведения И.Айвазовского. Русскому живописцу-маринисту стали подражать западные художники. Самое знаменитое произведение Айвазовского - "Девятый вал", стало гимном мужества, несгибаемости спасающихся после кораблекрушения людей. Несмотря на драматизм происходящего, картина завораживает красотой и буйством стихии. Художник создал около шести тысяч полотен. Он, несомненно, является самым великим художником-маринистом в мировой живописи.

Ярчайшая одаренность отличала выдающегося живописца первой половины XIX в. К.Брюллова. Крупнейшим и самым знаменитым его произведением стала картина "Последний день Помпеи". Великий мастер прекрасно передал состояние людей, оказавшихся перед лицом ужасной катастрофы во время извержения вулкана Везувия в 79 г. до н.э. Не может не восхищать его "Всадница"; глубокая трагедия смотрит на нас с его автопортрета, написанного художником в конце жизни. Видным мастером академической живописи, соперничавшим с Брюлловым был Ф.Бруни. В большинстве его творений ярко выражен религиозно-мистический дух: таковы его работы "Медный змий", "Вакханка, поящая Амура" и др.

Литература "Золотого" 19 в. началась в России с творчеств активных прогрессивных романтиков: К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева, А.И.Одоевского, Н.М.Языкова, Д.В.Веневитинова, Е.А.Баратынского. Лейтмотив их творчества - события отечественной истории, легенды, народные предания. Наивысший расцвет романтизма приходится на творчество В.А. Жуковского и ранние произведения А.С.Пушкина - "Вольность", "Деревня", "Кавказский пленник", "Цыгане" и Н.В.Гоголя - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба" и М.Ю.Лермонтова - "Демон", "Мцыри", "Белеет парус одинокий" и др.

В 20-30-е годы в отечественной литературе развивается новое могучее и плодотворное течение - реализм. "Стремление сделаться естественною, натуральною составляет смысл и душу истории литературы нашей", - отмечал В.Г.Белинский. Реализмом наполнено содержание глубоко истинно русской комедии А.С.Грибоедова. "Горе от ума". Он восторжествовал в баснях И.А.Крылова. Небывалой силой реалистического отражения действительности становятся великие произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин", "Борис Годунов", "Медный всадник", "Капитанская дочка", "Дубровский" и др. Вслед за Пушкиным к реализму пришли и др. отечественные классики: М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.А.Крылов, И.С.Тургенев, А.С.Гончаров, Ф.М.Достоевский и др.

"Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова. В этом произведении он с небывалой силой показал внутренний, противоречивый мир человека и его душевных переживаний. Не случайно этот роман пользуется популярностью до наших дней, а его главный герой - Печорин волнует читателя не меньше, чем в славном 19 в. Народный характер русской литературы отчетливо проявляется в произведениях Н.В.Гоголя - "Ревизор", "Мертвые души". В них быт, нравы, духовная жизнь представителей правящего класса показана во всей их неприглядности. С другой стороны народность проявляется в глубокой озабоченности судьбой простого народа, испытывающего тяготы крепостного права.

В обстановке политического гнета, связанного с режимом Николая I, писатели, поэты, литературы "Золотого века" ставят своей главной целью добросовестное и объективное отображение повседневной жизни и изобличение ее пороков. Лучшими произведениями т.н. "натуральной школы" отечественной литературы станут "Записки охотника" и "Отцы и дети" И.С.Тургенева; "Сорока-воровка" и "Кто виноват?" А.И.Герцена; "Бедные люди" и "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского; "Обыкновенная история" и "Обломов" А.И.Гончарова.

Во второй половине XIX в. с необыкновенной силой расцветает талант Л.Н.Толстого: "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье".

А.Н.Островский поднимает нашу драматургию на самый высокий мировой уровень. Появляются сатирик нового направления М.Е.Салтыков-Щедрин, истинно народный поэт Н.А.Некрасов, неповторимые В.М.Гаршин, В.Г.Короленко, А.И.Куприн, И.А.Бунин, В.В.Вересов, Л.Н.Андреев, Н.С.Лесков и др. Эти писатели сумели увидеть и показать, что недовольство жизнью в России стало всеобщим, что протест зреет даже в душах "маленьких", униженных, забитых людей. Он, этот протест, особенно ярко звучит в сатирических и драматических произведениях А.П.Чехова. Творчество отечественных писателей второй половины XIX в. как бы задает вопрос политикам - "Кто виноват?" и "Что делать?" и чаще всего отвечают на них: "Человеку нужна свобода, политические и социальные права для того, чтобы он понял и осознал свое величие и достоинство, а с этим осознанием добился выдающихся свершений на пути прогресса. Выдающиеся писатели и поэты XIX века подготовили почву для качественно нового взлета отечественной культуры, который не заставит себя ждать - на смену "Золотого века" уже приходил великий и трагичный "Серебряный", совпавший с т.н. модернистскими течениями мировой культуры.

Большое значение в развитии отечественной живописи середины XIX в. сыграло творчество А.А.Иванова. Украшением Государственной Третьяковской галереи является его картина "Явление Христа народу". В этом полотне помимо высокого художественного искусства содержится глубокий философский и нравственный смысл. Иванов долго искал тему для своего программного произведения, нашел и воплотил в полотне первое появление Мессии перед людьми, принимающими крещение в водах Иордана. Сюжет отражает не только глубинный смысл Евангелия, но и высшие духовные идеалы человечества. С явлением Христа на Землю пришла надежда на искупление грехов человеческих, надежда на то, что в мире отныне будет властвовать добро и справедливость. Работал художник над картиной почти двадцать лет, она стала делом всей его жизни, образцом для будущих мастеров.

Во второй половине XIX в. направление критического реализма, которое прочно утвердилось в отечественной литературе, приобрело ведущее значение в живописи. Одним из основоположников этого направления стал В.Г.Перов. Работая по преимуществу в области жанровой картины, художник сформировал свое кредо словами Сухотина-Кобылина: "Содрогание о зле есть высшая форма нравственности". Его величие картины "Тройка", "Чаепитие в Мытищах", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Последний кабак у заставы" и др. стали этапом отечественной живописи.

В 1870 г., после ухода из Академии художеств 14 выпускников в знак протеста против догматизма официального государственного искусства, образовалось товарищество художников-передвижников. Руководителем товарищества стал выдающийся мастер-живописец И.Н.Крамской. В своих картинах-портретах он создает уникальный идеал личности: Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Некрасов. Эти и др. великие персонажи запечатлены на века во всей красе их таланта, мудрости и духовного совершенства. Не могут оставить равнодушными проникнутые высокой нравственностью картины: "Христос в пустыне" и "Неутешное горе".

Высокий психологический смысл присущ произведениям Н.Н.Ге: "Тайная вечеря", "Голгофа", "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" и др.

Крупнейшие художники-реалисты конца XIX века станут И.Б.Репин и В.И.Суриков. Их произведения отличает высокий гуманизм, реалистическое раскрытие ключевых событий истории России и современности. Историческое мышление присутствует в картине И. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и практически во всех картинах В.Сурикова. Из них особо значимы: "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова".

Великими мастерами пейзажной живописи этого времени зарекомендуют себя И.И.Левитан, Д.А.Саврасов, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи и др.

Изобразительное искусство "золотого" XIX в. наполнено активным поиском новых форм и способов выражения своих взглядов на мир, место в нем человека, окружающую природу.

3.4. "Серебряный век российской культуры"

На перевале времен, когда век девятнадцатый сменился новым веком, русская культура неожиданно и мощно расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, но поразительный по насыщенности художественными достижениями и их мировому резонансу отрезок эпохи (с начала девяностых годов 19 в. до первой четверти 20 в.), принято называть "Серебряным веком". "Мятежный, богоищущий, бредивший красотой", "Серебряный век" объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Осознание своего времени как особого, неповторимого сочеталось, по словам Сергея Маковского, которому принадлежит само определение "Серебряный век", с воплощением "итогов русской культуры, пропитавшейся в начале двадцатого века тревогой противоречивых дерзаний и неутолимой мечтательности"[24].

В культуре "Серебряного века", по определению Николая Бердяева: "Нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство от того, что не есть уже искусство". Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами.

В сложной и быстро меняющейся социально-политической обстановке на рубеже XIX-XX вв. культурно-исторический процесс в России как бы распался на несколько течений: с одной стороны он был отмечен развитием лучших демократических традиций, а с другой - сомнениями, мятежными и противоречивыми желаниями, борьбой в различных сферах культуры. Невероятный творческий подъем привел к возникновению мощного, но достаточно изолированного культурного пласта с присущим только "Серебряному веку" интеллектуализмом и элитарностью, зачастую далекого не только от народа, но и широкого круга интеллигенции. Вместе с тем происходила дальнейшая интеграция русской культуры в мировую - явление столь характерное для ХХ века.

Первым по времени возникновения и самым значительным из литературных течений "Серебряного века" был символизм. Символизм (фр. symbolisme - знак, символ) - европейское литературно-художественное направление конца XIX - начала ХХ в.в., в котором слова-символы использовались чаще, чем конкретные значения. Символизм мыслится как "жизнетворчество", выходящее за пределы искусства, как дело общекультурного создания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми, художником и народом. Его история начинается с двух литературных кружков, возникших почти одновременно в Москве и Петербурге. Московские символисты - В.Брюсов, К.Бальмонт, С.Поляков и др. издавали журнал "Весы" и сосредоточились на вопросах поэтики, стихосложения, самоценности в искусстве.

"И наши дни когда-нибудь века

Страницами истории закроют.

А что в них есть? Бессилье и тоска,

Не ведают, что рушат и что строят!

Слепая страсть, волнуяся живет,

А мысль - в тиши лениво прозябает.

И все мы ждем от будничных забот,

Чего-то ждем...

Чего? Никто не знает".

(поэт-символист Константин Фофанов).

В Петербургскую группу входили Д.М.Мережковский, З.Гиппиус, Н.Минский и др. В своем творчестве они пытались соединить поиски новых путей в искусстве с идеей "религиозной общественности". Через труды символистов, и прежде всего Вл.Соловьева, в теорию и практику поэтов этого направления широко вошли такие понятия, как Богочеловек, Вечная Женственность, Всеединство, Соборность.

"Какой тяжелый сон! Толпа немых видений

Растет, растет и заграждает путь,

И еле слышится далекий голос тени:

Не верь мгновенному, люби и не забудь"!

(Вл. Соловьев)

"Ты сам - свой Бог, ты сам свой ближний.

О, будь же собственным творцом,

Будь бездной верхней, бездной нижней,

Своим началом и концом."

(Дм.Мережковский).

Русский символизм всегда хотел быть не только искусством или мировоззрением, но и жизнетворчеством - программой изменения жизни по законам Красоты. Отталкиваясь от великой романтической традиции, символизм создавал свое представление о будущем, свою утопию. Параллельно с литературным течением возникло объединение "Мир искусства" (1899-1904), в которое входили многие известные художники и артисты. "Творец, - писал С.Дягилев на страницах журнала "Мир искусства", - должен любить лишь красоту и лишь с нею вести беседу во время нежного, таинственного проявления своей божественной природы. Реакция искусства на земные волнения и заботы недостойна этой улыбки божества". На театральной сцене шли пьесы символистов в постановке Вс.Меерхольда. Композитор А.Скрябин создавал симфонические поэмы на перекрестке музыки слов и цвета ("Поэма экстаза", "Поэма огня").

Отечественный символизм знал три волны. Последними и наиболее яркими символистами были: Ф.И.Анненский, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок А.Белый, В.И.Иванов и др.

В отечественном искусстве символистам противостояли акмеисты (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - модернистское течение, главным образом в поэзии. Он утвердился в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилева С.Н.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и др. Акмеисты были объединены в группу "Цех поэтов", издавали журнал "Гиперборей", альманах "Цеха поэтов", сотрудничали с журналом "Аполлон". Мистическим устремлениям символистов, по их собственному мнению, акмеисты, противопоставляли "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие мира, возвращали слову его изначальное, а не символическое значение.

И.С.Гумилев: "Шекспир показал нам внутренний мир человека, Рабле - тело и его радости, мудрую физиологичность. Вийон поведал нам о жизни, Готье - нашел для жизни в искусстве достойные одежды и безупречные формы. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет сейчас между собой людей, так смело называющих себя акмеистами" [25].

"Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

(А.Ахматова).

"О предки дикие! Как шутка крепок

Союз наш кровный! Воли нет моей,

И я с душой мятущейся - лишь слепок

Давно прошедших, сумрачных теней.

(М.Зинкевич).

В начале ХХ века в русском искусстве возникло направление, резко отличающиеся от других - футуризм (от лат. futurum - будущее). Его история складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырех группировок: "Гилея" (кубофутуристы - В.В.Хлебников, Д.Д. и Д.Н. Бурлюки, В.В.Маяковский, К.Б.Лифшиц и др.; "Ассоциация эгофутуристов" - И.Северянин, Н.В.Игнатьев, В.И.Гисдов и др.; "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г.Шершеневич Ю.Р.Ивнев и др.; "Центрифуга" - С.П.Бобров, М.Н.Асеев, Б.Л.Пастернак и др.). Общей основой движения, по мнению Маяковского, было стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" и стремление предвосхитить и осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "Нового человечества". Художественное творчество должно было стать не поражением, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает "новый мир, сегодняшний, железный"... ( К.С.Малевич). Отсюда - разрушение условной системы литературных жанров и стилей и возвращение к фольклорно-мифологическим "первоначалам" (Хлебников). Новые пути литературы футуристы связывают с экспериментами в области словесности.

Их "Литературный манифест" - пощечина общественному вкусу, вызывающе звучит их предложение ..."Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности" или: "...Речетворцы должны бы писать на своих книгах: прочитав, разорви!". Несмотря на такую претенциозность нельзя не отметить, что ряд произведений футуристов был несомненно талантливым [26].

"Цепь творчества - самоотдача,

А не шумиха, ни успех

Досадно ничего не знача

Быть притчей на устах у всех".

(Б. Пастернак).

"... Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит, кто-то хочет, чтобы они были?

Значит, кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И надрываясь

В метелях полуденной пыли,

Врывается к Богу,

Боится, что опоздал,

Плачет,

Целует ему жилистую руку,

Просит -

Чтобы обязательно была звезда!

Клянется, что не перенесет

Эту беззвездную муку!

А после

Ходит тревожный, но

Спокойный наружно. Говорит кому-то:

Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно? Да!?

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами загорелась

Хоть одна звезда!?"

(В. Маяковский).

Одной из живительных сил, обновляющих мир русской поэзии, было народно-поэтическое творчество, наследниками которого считали себя поэты - выходцы из деревенских окраин. Неокрестьянская школа сложилась параллельно с раскрытыми выше направлениями и объединяла таких поэтов как: Н.Клюев, С.Есенин, С.Клычков, П.Орешин, П.Радимов и др. По инициативе С.Городецкого и А.Ремизова образовалась группа писателей и художников "Краса". Из воспоминаний С.Городецкого: "Все были талантливы, все были объединены любовью к русской старине, к устной поэзии, к народным песенным и былинным образам...".

Появление в литературных салонах Петербурга и Москвы столь необычных селян сначала казались экзотическими. Но со временем их имена стали не только популярны, они приобрели своих почитателей, вошли в сокровищницу русского искусства. Судьба их оказалась трагичной. Попытка сохранить группу крестьянских поэтов после революции встретила сопротивление пришедших к власти большевиков. Гибель С. Есенина, травля и последующее физическое уничтожение Клюева, Клычкова, Орешина как купецких поэтов - такова была непомерная цена воспетого ими "крестьянского рая".

"Не в смерть, а в жизнь введи меня

Тропа дремучая лесная!

Привет вам братья-зеленя,

Потемки дупел, синь живая!

Я не с железом к вам иду,

Дружась лишь с посохом, да рясой,

Но чтоб припасть в слезах, в бреду

К косам березы седовласой".

(Н.Клюев).

"Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет!"

Далекие милые были!...

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но значит, любили и нас.

До свиданья, друг мой, до свиданья

Милый мой, ты у меня в груди

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки,

Без слова.

Не грусти и не печаль бровей. -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить конечно не новей".

(С.Есенин).

Мы не случайно выбрали эти строки из великого поэтического наследия народного поэта России. Первое - из "Анны Снегиной" - гимна любви, второе - предсмертное, написанное собственной кровью. Было бы очевидной ошибкой ограничивать искусство "Серебряного века" только творчеством писателей, поэтов и философов.

Изобразительное искусство конца 19 - начала 20 вв. наполнено активным поиском новых форм и способов выражения своих взглядов на мир художниками различных направлений. Здесь крупнейший художник-реалист И.Е.Репин ("Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван"). Уникальный коллективный портрет современной Репину знати России ("Заседание Государственного совета") и др.

Страстно и мощно показал в своих картинах судьбы великих и простых людей в переломные этапы Российской истории В.И.Суриков ("Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове", "Покорение Сибири Ермаком") и др.

Талантливыми и самобытными пейзажистами того времени были А.Саврасов, И.Шишкин, В.Поленов.

Большую роль в изобразительном искусстве "Серебряного века" сыграл т.н. "Мамонтовский кружок". Он возник в 1872 г. и имел свою резиденцию - Абрамцево. Кружок стал своеобразным распространителем изобразительных идей и форм нового русского искусства. Одним из руководителей его был замечательный русский художник В.М.Васнецов. Он стремился "воскресить историю", романтически былинную Русь ("Три богатыря") и волшебную сказку ("Аленушка", "Иван-царевич на сером волке") и др. Тема произведений Н.В.Нестерова и А.Л.Рябушкина - "Святая Русь".

Творчество И.И.Левитана выводит русский пейзаж на новый уровень. Он в совершенстве овладел эффектами планерного письма, приблизившими его живопись к импрессионизму. Своим творчеством он как бы подвел итоги живописи XIX в. и ввел ее в век ХХ. Наиболее яркими представителями русского импрессионизма "Серебряного века" были К.А.Коровин, В.А.Серов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.Э.Борисов-Мусатов, И.Э.Грабарь и др.

Новое направление в искусстве наиболее полно раскроется в позднем импрессионизме (картины М.З.Шагала, К.С.Малевича, В.В.Кандинского). Все эти художники и их произведения в конечном счете объединятся понятием "Русский авангард". Среди этой новой живописи оставалось место и для нового реализма. Ярче всего он был представлен в исторических картинах В.В.Верещагина ("Смертельно раненый", "Не замай, дай подойти!", "У врат Тамерлана", "Торжествуют" и особенно в "Апофеозе войны").

Несомненны достижения искусства представителей "Серебряного века" в музыке, архитектуре, театре и др.

Наши рекомендации