Тема 19 Расцвет западноевропейской культуры в ХIХ в
XIX в., более чем предыдущие, насыщен событиями в политической, социальной, экономической и культурной жизни. К нему нельзя подобрать такого краткого и емкого девиза, как к веку Просвещения.
XIX в. по-своему распорядился наследием века Просвещения. Цель Просвещения – освободить от авторитета власти и религии и заставить опереться на собственное суждение – была достигнута. Это культурное движение продолжало жить и развиваться в XIX в. Ему присуща небывалая ранее активность, борьба взглядов и направлений, художественных стилей и принципов.
Растворение старых форм жизни и нарастание новых мотивов ценностей дает в результате возбужденное состояние искания, брожения, беспокойного движения всех слоев общества. В этом движении уже к середине ХIХ в. определяются две тенденции.
Суть первой состояла в утверждении ценностей буржуазного общества. Эта позиция пользовалась поддержкой официальных властей и представителей официального искусства.
Суть второй – критическое неприятие буржуазного общества. Формируются социалистические теории (Сен-Симон, Фурье, Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс), в основе которых лежат идеи экономической справедливости и экономического равенства. Критическое отношение к буржуазному обществу объединит различные, весьма несхожие художественные направления: романтизм и критический реализм, символизм и натурализм.
Французская революция и последовавшие за ней события возбудили национальный вопрос в Европе. Империя Наполеона вызвала ненависть к чужеземному игу, стремление к национальной независимости и культурному обособлению. Культ своей нации облекался в этические и эстетические формы. Своей нации стали приписывать особые нравственные качества, исключительность исторической судьбы, придавать миссионерские черты.
Политические, социальные и национальные вопросы нашли свое выражение в культурной жизни европейского общества XIX в.
Как реакция на буржуазную действительность с ее господством прозаических, узкокорыстных интересов на рубеже XVIII–XIX вв. возникло движение романтиков. Поскольку гармония личности и общества утрачена и свобода возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни, главным предметом искусства становится область внутренних переживаний личности. Проблема личности становится для романтиков центральной. Познание мира – это, прежде всего, самопознание. Романтики приковали внимание к таким важным фактам человеческого бытия, как любовь, творчество, радость, печаль, смерть. Романтики утверждали, что все культуры прошлого и настоящего равноценны, каждая вносит свой вклад в развитие мировой культуры (Дж. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», Франсиско Гойя офорты «Каприччос»).
Отражение и оценку буржуазного общества в искусстве осуществил критический реализм. И критический реализм, и романтизм исходили из одной общей посылки: неприятия буржуазного общества. Но реалисты не мистифицировали его, как романтики, а критиковали. В их понимании характер человека формируется средой, совокупностью материальных условий. Поэтому реализм так тщательно изучает обстоятельства жизни своих героев. Наиболее полное свое выражение он находит в жанре социального романа. Открытием критического реализма было создание образа, воплощающего типические черты современного общества. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30–40-е годы ХIХ в. создают свои лучшие реалистические произведения писатели Оноре де Бальзак (95-томная «Человеческая комедия») и Виктор Гюго («Отверженные»). Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс («Приключения Оливера Твиста»).
В 70-х гг. ХIХ в. происходят серьезные изменения в искусстве. Многие прогрессивные деятели культуры разочаровываются в реалистическом видении мира. Появляется новое течение в искусстве – импрессионизм. Импрессионисты утверждали красоту повседневной действительности во всем богатстве ее проявлений, в ее изменчивости. Важным стало не то, как все видят мир, а то, как его видит отдельно взятый индивид (творчество О. Ренуара, П. Сезанна, Ван Гога).
Важное место в духовной жизни общества ХIХ в. занимала музыка. Музыка лучше другого искусства смогла выразить мысли, желания, сумятицу чувств, эмоциональные переживания эпохи. Активная деятельность блестящей плеяды музыкантов (Лист, Вагнер, Шуберт, Шуман, Брамс, Шопен) способствовала воспитанию общественного вкуса, пробуждению серьезных музыкальных интересов. По всей Европе открываются консерватории, филармонии, музыкальные театры, создаются симфонические оркестры.
ХIХ в. – время расцвета классического естествознания, создания единой системы наук. Появились первые лаборатории, работавшие на промышленность. Произошел качественный скачок в развитии науки и техники – создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино.
Технический прогресс, распространение материалистических взглядов способствовали переменам в самом сознании человека XIX в. Новые миллионы людей, приходившие из деревни, втягивались в городской образ жизни и становились потребителями массовой продукции и массовой культуры. Новые условия производства требовали развития массового образования – основы культурного прогресса. Через образование происходит проникновение не только научных теорий, но и художественных ценностей, и идеологических представлений в сознание масс.
Развитие науки и образования породило важную социальную тенденцию, характерную для XIX в.: устранялось одно из самых значительных различий в обществе между образованными и необразованными. Происходила нивелировка исторических различий, установление единообразия жизни, которого не знали прошлые века.
ХIХ в. стал поистине революционным в европейской культуре. Он перестроил всю общественную жизнь, резко изменил условия жизни среднего человека. Само понимание человека претерпело сложную эволюцию. Проблема человека как существа социального, биологического и в то же время уникального, непостижимого в своей тайне, которую ни наука, ни религия не могут раскрыть без остатка, станет главной проблемой европейской культуры.