Люди «третьего возраста» как пользователи персонального компьютера
Почему встреча компьютера и пожилого человека особенно интересна? Компьютер является эпитомой технологий в современном мире[130]. Компьютер для эпохи «позднего капитализма» является примерно тем же, чем для викторианской эпохи были паровые машины. Сегодня (и повседневный, и научный) разговор о технологиях нередко ограничивается разговором о компьютерах (или цифровых технологиях). С одной стороны это связано с исторической трансформацией содержания самого понятия «технология» в течение ХХ века[131]. С другой – в социологической и философской литературе давно описаны механизмы натурализации продуктов человеческой деятельности (как в виде материальных объектов, так и в виде социальных отношений), когда они предстают как часть естественного порядка вещей, а не как результат искусной и искусственной изобретательности человека. Об этом обычно в негативном регистре говорят в терминах отчуждения, фетишизма или реификации. Технологические артефакты же имеют свойство выпадать из класса «технологии», поскольку рутинизируются до статуса естественных элементов обстановки. Так например, столы, стулья, паркет, стены университетской аудитории, будучи по существу технологическими артефактами, с меньшей вероятностью будут отнесены к «технологиям», чем видео-проектор или компьютер. Поэтому говоря сегодня «технологии», мы, как правило, подразумеваем «новые технологии». «Особое положение» компьютерных технологий в современном мире обусловлено тем, что это область постоянных и заметных для пользователя обновлений. Компьютер больше других технологий сопротивляется рутинизации. Поэтому, даже учитывая знакомство пожилых людей с прежними формами компьютеров в своей профессиональной деятельности, освоение ими современного ПК, как правило, является новым опытом. Таким образом, встреча компьютера и пожилого человека – это столкновение, соединение и взаимодействие старого и нового опытов.
Почему «старики» – особая группа пользователей? Процесс становления пожилых людей пользователями ПК обладает двумя характерными особенностями.
1) Это «трудный» процесс. Трудный не только в смысле внешних оценок, отталкивающихся от психофизиологических особенностей старения в целом, и в частности снижения скорости обучения и затруднений в освоении нового. «Трудность» становления пользователем ПК для человека «третьего возраста» лишь отчасти связана «объективной» логикой старения. Это процесс «труден» также в том смысле, что сами информанты описывают свое превращение в пользователей компьютера как требующее труда и сталкивающееся с рядом трудностей. В этом смысле опыт использования компьютера «стариками» это всегда результат испытания[132], своего рода борьбы и преодоления. Поэтому это также субъективно осмысленный опыт, который может быть схвачен в рефлексивной установке как четко очерченный опыт прошлого[133]. Это свойство компьютерного опыта пожилых людей собственно и делает его пригодным для изучения при помощи метода глубинного или нарративного интервью. Применение этого метода применительно к другим возрастным группам (детям, молодежи), предположительно, будет менее продуктивным, поскольку для них тот же самый опыт, возможно, будет по выражению Лейбница иметь характер неразличимых и смешанных малых восприятий, которые воспринимаемы, но не апперцептивны, не поддаются воспоминанию, и не могут быть схвачены в рефлексивной установке[134]. Из последнего вытекает вторая черта процесса становления пожилых людей пользователями ПК.
2) Освоение компьютера людьми «третьего возраста» носит более «рефлексивный» характер в сравнении с аналогичным процессом в других возрастных группах. В некотором отношении «рефлексивность» является следствием «трудности». Поскольку освоение ПК по признанию пожилых пользователей связано с трудом и трудностями, то перед ними со всей отчетливостью встает выбор, становиться ли пользователем ПК или оставаться не-пользователем. Превращение пожилого человека в пользователя ПК является результатом его сознательного и взвешенного выбора в большей степени, чем в случае других групп пользователей. Опять же в виду «трудности» пожилые пользователи осваивают функции компьютера избирательно, тщательно оценивая необходимость освоения той или иной функции. Таким образом компьютерный опыт «стариков» является рефлексивным в двух аспектах. С одной стороны он является воплощением рефлексивного использования собственного Я в текущих переживаниях, а с другой – результатом серии сознательных выборов, начиная с того, следует ли вообще становится пользователем, и заканчивая отбором наиболее необходимых функций для освоения.
Взятые в совокупности, эти особенности превращения пожилых людей в пользователей ПК позволяют артикулировать ряд аспектов функционирования компьютеров в повседневном домашнем контексте, которые в случае изучения других групп пользователей остались бы менее заметными. Далее будет предложено описание того, в чем заключается «трудность» и в чем проявляется «рефлексивность» превращения пожилого человека в пользователя ПК.
To use or not to use…?
Если философы иногда определяют опыт как результат испытаний, столкновения сил, то фигура «старика», осваивающего компьютер, является одновременно тривиальной и яркой иллюстрацией этой философской идеи. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что порог вхождения в мир пользователей ПК оказывается для пожилых людей настолько высоким, что многие так и остаются за его пределами. По группе людей «третьего возраста» проходит глубокий разлом вдоль оси пользователь / не-пользователь. Поскольку становление пользователем для пожилого человека – это преодоление барьера, постольку в отношении пожилых пользователей уместно задаться вопросом: что заставляет их преодолевать этот барьер? А в отношении не-пользователей – вопросом: что не позволяет им его преодолеть или точнее, что позволяет им его не преодолевать?
Начальный этап становления пользователем ПК пожилые люди описывают в терминах «необходимости» и «интереса». Среди «необходимостей» фигурируют: – профессиональная необходимость, необходимость сохранить человеческого достоинства, желание помочь родственникам, необходимость более оперативного общения. Среди интересов выделяются: поисковый интерес к новой информации и новостям, интерес к восстановлению утраченной информации или восстановлению старого опыта, интерес к восстановлению старых социальных связей.
В осмыслении того, как «старики» преодолевают первичный порог между пользователем и не-пользователем ПК, перспективным представляется обращение к трактовке понятия «интерес» Мишелем Каллоном. Он переопределяет «interest» как «inter-esse», т.е. как нечто, находящееся между двумя сущностями, между актором и его целями[135]. Эта интерпретация уводит нас в сторону от идеи интереса как внимания к жизни, характеризующегося «специфическим напряжением сознания»[136]. Трактовка Каллона приводит нас к образу актора, зажатого между двумя разнонаправленными силами, и заинтересованного в третьей, чтобы разрешить это напряжение, или актора, оказавшегося в ситуации, когда он не может продолжать делать то, что делал раньше, не может следовать привычной дрогой, не обратившись за помощью к другой силе (в нашем случае компьютеру), которая таким образом становится для него не-обходимым. В таком случае понятия интереса и необходимости сближаются и указывают на наличие не только смысловой, но и экзистенциальной связи и напряжения между новым и старым опытом, обуславливающей обращение к компьютеру. Освоение компьютера начинается как только компьютерный опыт обретает смысловую и экзистенциальную релевантность повседневному опыту.
Пытаясь ответить на поставленный выше вопрос, можно предположить что преодолевать входной барьер в мир пользователей ПК пожилых людей заставляет экзистенциальная ситуация, в которой компьютер оказывается не только объектом любознательности, сколько не-обходимым пунктом следования для достижения тех или иных жизненных целей. В эту ситуацию потенциальных пользователей «третьего возраста» могу поместить либо другие, ставя их перед выбором «или-или», либо они могут сконструировать ее сами, распознавая и признавая не-использование компьютера в качестве препятствия на их жизненном пути. В свою очередь, ситуация когда другие не создают необходимого экзистенциального напряжения, а «старики» сами не конструируют его посредством распознавания и признания компьютера в качестве не-обходимости, позволяет им оставаться не-пользователями компьютера.
Исследование группы пожилых людей указывает на то, что в случае других возрастных групп осталось бы незаметным, а именно, что процесс становления пользователем компьютера является следствием проблематизации жизненной ситуации не-пользователя человеческими или не-человеческими сущностями, следствием напряжения между ними и как таковой является скорее проблемой (а не ее решением), которую пока-еще-не-пользователь готов признать и мобилизовать ресурсы и силы для ее решения. Многократно отмечаемое исследователями старения выпадение «стариков» из активной социальной жизни делает эту проблему видимой[137]. Наглядность этой проблемы в случае пожилых людей позволяет предположить, что условием использования потенциально любого технологического артефакта является проблематизация прежней программы действия / существования пока-еще-не-пользователя. Не-пользователь в ответ на эту проблематизацию может в свою очередь как принять на себя риск вовлечения в мир пользователей, так и принять риск игнорирования проблемы.
Проводники
Важную роль в становлении пользователем ПК для пожилых людей играет наличие проводника. Человека, родственника, коллеги, знакомого, могущего дать консультацию и обучить пользоваться компьютером. Отсутствие проводников в мир пользователей ПК демобилизует пожилых и они склонны оставаться не-пользователями. В связи с этим информанты отмечают трудность формального самообучения или дистанционного обучения использованию ПК.
Когда проводник имеется, то следует принять во внимание то, что становление пожилого человека пользователем ПК может быть как мотивировано общением с другим поколением или сверстниками, так и опосредовано таким общением. Кроме того, иногда в своих нарративах информанты сами выступают в роли таких проводников. Это говорит о том, что пожилые обладают потенциалом для компьютерного обучения сверстников.
Этот потенциал особенно важен, если учесть моральный аспект обучения использования ПК. С одной стороны, когда в роли проводника выступают представители младших поколений (дети или внуки), тогда нарушается житейская максима «младшие не учат старших». Нарушение этой максимы явно или неявно ставит вопрос о человеческом достоинстве пожилого человека. С другой стороны – поскольку «старики» проблематизируют опыт становления пользователем ПК в большей степени и иначе, чем это делают другие возрастные группы, постольку младшие проводники отказываются инвестировать свои временные и эмоциональные ресурсы в их обучение.
Пожилые люди и «пожилая» техника
Параллельно поколенческой дифференциации в сообществе людей существует поколенческая дифференциация среди технических устройств. Наше исследование показало, что пожилые люди нередко осваивают «пожилые» ПК за счет фильтрации старой техники от детей к родителям или в результате переноса списанных на работе устройств домой. Ограниченная функциональность или частичная дисфункциональность в следствие «морального устаревания» ПК также может создавать барьеры на пути становления пользователями людьми «третьего возраста».
«Страх», время и «рефлексивность»
Помимо вышеописанных входных барьеров границу между пользователями и не-пользователями ПК «патрулирует» «страх»[138]. «Страх» перед сложностью ПК, «страх» сломать, иногда проецируемый из прошлого опыта работы с большими машинами, «страх» неопределенности и неудачи в освоении. Превращение пожилого человека в пользователя связан с преодолением этого страха. В то же время «страх» связывает два аспекта компьютерного опыта «стариков»: «трудность» и «рефлексивность».
Когда порог между пользователем и не-пользователем оказывается пройден и пожилой человек вовлекается в процесс освоения компьютера «страх» не исчезает, но лишь меняет свою форму. Пожилые артикулировано переживают трудно контролируемую трату времени в ходе использования ПК. «Страх» потерять время, не заметить его течения – тема регулярно возникающая в нарративах информантов.
Взаимосвязь «страха» и переживания времени возникает, правда в другом разрезе, в контексте Интернет-коммуникации. «Старики» отмечают «страх» неопределенности и контактов с незнакомыми людьми в процессе общения онлайн, боязнь увидеть и прочитать что-либо, чего они не хотят видеть или читать. В связи с этим пожилые пользователи склоняются от синхронной коммуникации, симулирующей соприсустствие, к асинхронной. Это находит свое выражение в предпочтении электронной почты социальным сетям. Письмо по электронной почте можно внимательно прочитать, обдумать, в то время как общение в социальных сетях захлестывает. Также для пожилых ценность представляет архивность асинхронной коммуникации. К материалам в сети Интернет можно обращаться многократно, ознакомиться с тем, что по каким-либо причинам пропустил в момент публикации и, кроме того, можно проследить историю знакомых тебе людей или найти то, что давно хотел(а) найти. Эти наблюдения согласуются с данными других исследований[139].
В то же время, пожилые умеют ограничить себя, определяют трату времени как проблему и пытаются с ней справиться. В этом проявляется «рефлексивный» аспект их компьютерного опыта. С одной стороны «старики» рефлексируют как собственный опыт использования ПК, так и наблюдают и рефлексируют использование компьютера другими возрастными группами. Референтной группой здесь выступают дети. Наблюдая за поглощенностью детей виртуальным миром компьютера, за неконтролируемой ими тратой времени, пожилые распознают риски использования ПК и на фоне этого пытаются ограничить свое вовлечение.
С другой стороны – «рефлексивность» компьютерного опыта пожилых является следствием столкновения и установления связей между старым и новым, прежними и текущими испытаниями сил. По мере становления пользователем ПК устанавливаются связь, напряжение, взаимодействие между старым и новым опытом.
Встреча старого и нового опыта может обретать разные формы.
1) Конфликт. Время онлайн и оффлайн очевидно противостоят друг другу, когда работа за ПК отнимает время у привычных дел и занятий.
2) Старый опыт может выступать рамкой осмысления нового опыта, когда, например, Интернет переопределяется как разновидность прессы.
3) Новый опыт использования ПК может служить условием доступа к элементам старого опыта. Наиболее ярко это проявляется в поиске старых друзей, сослуживцев, коллег или поиске книг, которые некогда были у информантов.
Борьба медиа
В некотором отношении встреча старого и нового опыта может быть представлена как столкновение «старых» и «новых» медиа. В компьютерном опыте пожилых это ярко проявляется во взаимодействии бумажных и электронных медиа. Это взаимодействие может принимать вид сочетания, когда алгоритмы операций на ПК записываются на бумаге, или замещения, когда переписка по электронной почте вытесняет обмен бумажными письмами. Если сохранить этот угол зрения и принять во внимание программный тезис санкт-петербургской школы медиафилософии: «Медиа внутри нас»[140], то можно сделать любопытные предположения о природе «рефлексивности» компьютерного опыта людей «третьего возраста».
Если я правильно понимаю этот тезис, то речь идет не о врожденных медиа по аналогии с тезисом о врожденных идеях. Речь идет об артикуляции тела человека в процессе о-своения медиа, понимаемых внутри этого процесса лишь как средства, подлежащие использованию. В результате этой артикуляции генерируются элементы опыта в качестве результата испытания сил. Мы (и «старики», разумеется, часть этого «мы») – арена взаимодействия, сотрудничества, борьбы медиа между собой.
Это позволяет уйти от проклюнувшейся было в тексте идеи, будто бы описанные выше «рефлексивность» и «трудность» компьютерного опыта пожилых людей являются производными от внутренних способностей этой возрастной группы как таковой. «Рефлексивность», будучи важной компетенцией «стариков», позволяющей вскрыть неявные риски становления пользователем ПК, тем не менее, является следствием противодействия через них других сил. Отказ от вовлечения в виртуальные миры – это не неспособность пожилых людей, но способность не… не заражаться, не поддаваться азарту, способность проводить границу, срезать поток практик. И если они и способны не заражаться электронными, компьютерными медиа, то только потому что они уже заражены другими.
Смысловая релевантность ПК для пожилого человека.
Вибе Байкер и Тревор Пинч – представители одного из направлений «исследований технологии», «социального конструирования технологии» – предложили понятие релевантной социальной группы, которое имеет важное значение для понимания процесса конструировании технологических артефактов.[141] Релевантная социальная группа – это группа, деятельность которой и то значение, которое она атрибутирует тому или иному артефакту релевантны процессу его конструирования. Релевантные социальные группы конституированы тем, что все ее члены разделяют одно и то же значение артефакта. Поскольку данное исследование посвящено не анализу социального конструирования компьютера, а опыту освоения компьютера людьми «третьего возраста», постольку нас будет интересовать не то, каким образом потенциальная группа пожилых пользователей оказалась (и оказалась ли?) релевантна созданию новой технологии, но то, какие значения эта группа атрибутирует уже готовому артефакту, предлагаемому на рынке «как есть». Важным для нас будет тот аспект, что при определении релевантной социальной группы мы, прежде всего, должны спросить: имеет ли исследуемый артефакт вообще значение для членов этой группы?
Выше отмечалось, что освоение компьютера начинается тогда, когда компьютерный опыт обретает смысловую и экзистенциальную релевантность повседневному опыту. Компьютер как технологический артефакт обретает значение для группы пожилых пользователей, когда актуальный или потенциальный опыт его освоения оказывается связан с элементами прежнего опыта и тем самым оказывается вписан в экзистенциальные программы этой группы. В отсутствие этой связи ПК остается для пожилого не-пользователя бессмысленным объектом. Поэтому даже при наличии компьютера в семье пожилые люди его не осваивают. Кроме того, иррелевантность потенциального компьютерного опыта актуальному повседневному опыту демотивирует пожилых людей покупать компьютер, учитывая ограниченную покупательную способность этой группы.
До сих пор могло показаться, что «старики» являются гомогенной группой, наделяющей ПК одинаковым, общим для всех значением. Однако это не так. Понятие релевантной социальной группы как раз позволяет показать внутреннюю семиотическую дифференциацию этой социально-демографической группы.
Часть информантов в описаниях своего компьютерного опыта не проводит четкого различия между компьютером и Интернетом. Для них компьютер – это всегда «компьютер-подключенный-к-Интернету». Такой компьютер-Интернет может быть как информационным акселератором, так и коммуникативным медиумом. При этом подчеркивается отсутствие развлекательного аспекта в значении ПК. Развлекательное значение ПК атрибутируется референтной группе детей и с ним связываются негативные аспекты воздействия ПК. Таким образом, «старики», атрибутируя то или иное значение артефакту, описывают не только «свою группу», но и другие релевантные компьютерному опыту группы, артикулируя те значения, которые в их перспективе этот артефакт имеет для данных групп.
Другая часть пользователей фокусируется исключительно на профессиональном значении артефакта, для них ПК – это изолированная рабочая станция. Для некоторых пользователей домашний ПК выступает преимущественно как игровой аппарат. При этом в обоих случаях отвергается коммуникативное значение ПК. Следует однако заметить, что компоненты этих значений могут как ассоциироваться, так и диссоциироваться.
Смысловые доминанты в нарративах информантов, возможно, связаны с рефлексивной избирательностью пожилых в освоении функций ПК. Логика «интереса» и «необходимости», о которой говорилось выше, сохраняется и после преодоления пожилыми входного барьера в мир пользователей ПК. Отказ использовать те или иные функции или программы ПК, четкое разделение функций на основные и не-основные, описываются в терминах отсутствия «необходимости» и «интереса». Эта рефлексивная избирательность проявляется в: использовании Интернета для чтения новостей, поиска информации и электронной почты, но отказе или неохотном использовании социальных сетей и скайпа; использовании ПК для игр, но в отказе использовать для этих же целей Интернет; в работе с профессиональными программами на домашнем ПК и не желании использовать дома электронную почту; в буквальном понимании Интернета как телекоммуникации и нежелании (которое является следствием бессмысленности это предприятия) подключать ПК к всемирной сети, поскольку все родственники и знакомые живут в этом же городе, т.е. близко.
Пожилые пользователи в своих нарративах атрибутируют ПК разные значения и, следовательно, принадлежат разным релевантным социальным группам в отношении данного технологического артефакта. В результате пожилые пользователи ПК пользуются не одним и тем же технологическим артефактом, но несколькими, частично связанными между собой, артефактами. Их опыт разнороден и обладает потенциалом сближать их с другими поколенческими группами. Опыт, опосредованный использованием компьютера, будучи разнородным и селективным, имеет возможность связывать людей разных социально-демократических групп и в случае «стариков» обладает потенциалом их активной социализации в современном мире. Компьютерные игры вполне могут стать одним из медиумов социации, пересекающей границы поколений.
Говоря об импликациях изучения компьютерного опыта пожилых людей для исследований старения, заметим что такого рода анализ может способствовать развитию интуиций относительного того, как можно осуществить активное вовлечение «стариков» в современную социальную жизнь и, возможно, способствовать частичному переопределению старости через виртуальное пространство и электронные медиа. С другой стороны, данное исследование показывает, что компьютеры изменяют наше восприятие как повседневного, так и социального времени, и в том числе старости. В некотором отношении компьютеры могут делать нас моложе или старше. Например, молодой человек может ощутить первые признаки старения, когда одновременно обнаружит, что не знает как пользоваться тем или иным устройством или функцией, и что освоение этого устройства или функции потребует определенного «труда». В виду этого выражение «старые люди» может быть применимо ко всем нам. Мы неизбежно устареваем на фоне галопирующих технологических инноваций.