Структура и функции культуры
Культура – это усилие человека быть.
М. Мамардашвили
Человек тщеславный стремится слыть,
А я хочу быть…
Булат Окуджава
Культура – главное теоретическое понятие культурологии – в современном звучании оно берет свое начало от латинских слов colore и cultura и определяется как:
- обработка, возделывание, уход, разведение, улучшение земли, сельского хозяйства…
- воспитание, образование, развитие…
- почитание, культ…
В Древнем Риме слово «культура» не имело самостоятельного значения, а взаимосвязывалось с другими понятиями:
- agricultura – возделывание земли;
- cultura literaturum – совершенствование письменности;
- cultura juris – выработка правил или законов поведения.
Постепенно латинское слово «культура» приобретало все более расширительное и переносное значение, включая и духовный мир человека (воспитание, образование, творческое самосовершенствование), о чем писал в своем известном сочинении «Тускуланские беседы» римский ритор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.): «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. А возделывание души – (cultura animi) это и есть философия; она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей – сеять, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».
В Европе термин «культура» появился на сто лет раньше, чем в России. Впервые в научном и повседневном употреблении оно появилось благодаря немецкому ученому И.К. Аделунга, автору книги «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782). Как самостоятельное понятие слово «культура» встречается в трудах немецкого юриста Самуэля Пуффендорфа (1632 – 1694 гг.), который использовал его применительно к человеку «искусственному», воспитанному в обществе, противопоставляя его человеку «естественному», необразованному. Культура в интерпретации Пуффендорфа приблизилась к научному пониманию, ибо именно культура по своей значимости способна возвысить человека и выявить результат собственной деятельности.
В России слово «культура» впервые появилось в 1767 г. в латинско-русском словаре – «Лексикон латинской, с гесмерова этимологического лексикона на российский язык переведенный» как производная форма от глагола «colo» – «пашу», «почитаю». В «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка» Н.С. Кириллова (1845), слово «культура» рассматривалось как производное от латинского colo в следующих значениях: «воспитание», «образование», «разум», «просвещение». Второй том «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даля (1864) включает термин «культура», определяя его как «обработку, уход, возделывание; образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать».
В петровскую эпоху термин «культура» почти является синонимом понятия «политичности» и означает «обработанность» естественного (природного) человека посредством развития разума («удобрения разума наукой», цитируя книгу Леонтия Магницкого «Арифметика» - 1703) и «художествами».
Авторство первой концепции культуры принадлежит Василию Никитичу Татищеву (1686 – 1750гг.), известному русскому историку, отмечавшему, что «наука – главная есть, чтоб человек мог себя познать…». Он рассматривал периодизацию развития мировой культуры как процесса «всемирного умопросвещения»: первый период – «обретение письма», т.е. изобретение азбуки и письменности: «…началися книги, в которых истории прошедших времян или учения к нашей пользе представлялись…». Второй период – это эра «пришествия и учения Христа», благодаря чему человечество может познать Бога через видимый мир: «Истинно есть, что человек по естеству познать Бога способность имеет, если токмо внятно и прилежно о том помыслит, к чему нам сей видимый мир за наилучшую книгу служить может…». Третий период – изобретение книгопечатания («тиснение книг»).
История мировой культуры в XVIII в. имела антропологическую периодизацию (младенчество, юность, зрелость, старость). Для Николая Михайловича Карамзина(1766 – 1826 гг.) – знаменитого литератора, журналиста, историка, русская культура рассматривалась в образе «пылкого юноши», для которого все свершения, еще предстоит преодолеть, поэтому в статье «О русской культуре»(1802), он отмечал: «…как человек, так и народ начинает всегда подражанием, но должен со временем быть самим собою, чтобы сказать: я существую нравственно… Хорошо и должно учиться, но горе и человеку, и народу, который будет всегдашним учеником! До сего времени Россия беспрестанно возвышалась, как в политическом, так и в нравственном смысле. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его, полное жизни, любит деятельность, девиз его есть труды и надежда!»
Ряд ученых, определяя понятие «культура», интерпретируя многозначность подходов и указывая на полисемантичность этого понятия (от лат. poly – много, греч. semantieos – обозначающий), считают самым распространенным в мире определение культуры, данное Эдуардом Бернеттом Тайлором (1832 – 1917 гг.) – английским этнографом и исследователем первобытной культуры: «Культура в этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»; «С идеальной точки зрения, на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека». Культура по Тайлору – это непрерывная цепь превращений продуктов человеческой мысли и труда, т.е. материальных и духовных ценностей, из несовершенных в более совершенные, но с обязательным сохранением преемственности, когда все предметы и идеи развиваются «одни из других».
В науке это называется эволюционистским подходом. Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Моральный принцип к понятию «культура» применил немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.), для которого сущность культуры заключалась в преодолении животного, чувственного начала не только силой разума, но прежде всего силой морали. Признавая в основе мироздания триаду идей – Истину, Добро, Красоту – моральное осознание понятия «культура» оказалось у Канта доминирующим и он назвал это «категорическим императивом»: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Просветительское значение культуры общества, как саморазвивающее целое, было свойственно ученику Канта, немецкому писателю и мыслителю – Иоганну Готфриду Гердеру(1744 – 1831 гг.). Признавая универсальный характер культуры, историю человечества он рассматривает как историю человеческой культуры, где превалирует прежде всего язык и порожденные им науки, ремесла, искусство, семья, государство. По Гердеру, «не культурных» народов нет и в принципе быть не может… Этимологические корни термина «культура» – и обработка земли, и просвещение – в его работе «Идеи к философии истории человечества» имеют свое преломление: «Воспитание человеческого рода – это процесс и генетический, и органический; процесс генетический – благодаря передаче, традиции, процесс органический – благодаря усвоению и применению переданного. Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цель культуры и просвещения протянется до самых краев земли».
Эстетическое осознание культуры, при котором основным содержанием становится художественное творчество людей, было свойственно Фридриху Вильгельму Шеллингу (1775 – 1854 гг.), поэтам романтикам, братьям А.В. и Ф. Шлегелям(1767 – 1845 гг. и 1772 – 1829 гг.), Новалису (1772 – 1801 гг.). В «Философии искусства» Шеллинга доминанта принадлежит искусству, которая возвышается и над наукой и над нравственностью. «Искусство – это как бы завершение мирового духа, ибо в нем находят объединение в форме конечного субъективное и объективное, дух и природа, внутреннее и внешнее, сознательное и бессознательное, необходимость и свобода. Как таковое искусство есть самосозерцание абсолюта».
Социально-деятельностный подход к трактовке культуры сложился в середине ХIХ века в работах Карла Маркса (1818 – 1883 гг.), где культура понималась как результат социально-значимой деятельности, как воплощение его родовой сущности. Маркс обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, расширив ее содержательные границы. Продемонстрировав культуру во всех социальных проявлениях, немецкий экономист и философ сделал акцент на функциональной способности культуры связывать историю человечества в единый целостный процесс.
Таким образом, культура как понятие рассматривалось в самых разнообразных измерениях. Используя концепцию американских антропологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона,изложенную в книге «Культура. Критический обзор концепций и дефиниций», обозначим шесть основных типов определений культуры:
- описательные определения, в которых перечисляется все то, что охватывает понятие культуры;
- исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции;
- нормативные определения, подчеркивающие роль ценностей и норм;
- психологические определения, делающие акцент на процессы адаптации к среде, научения;
- структурные определения, акцентирующие внимание на структуре культуры;
- генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения.
Современный исследователь культуры М.С. Каган в «многовековом процессе развития культурологической мысли» выделяет три главных этапа.
Первый этап – от античности до ХVIII в. – «зарождение культурологического знания», которое решается в «континууме онтологических, теологических и эпистемологических проблем».
Второй этап – с XVIII в. до середины XIX в. – оформление и последующее развитие философско-культурологического знания, при котором происходит «превращение культуры как целостного, при всей его разнородности, поля человеческой деятельности в предмет самостоятельного философского рассмотрения».
Третий этап – с середины XIX в. по настоящее время – развитие «конкретно-культурологического знания… художественно-образного постижения культуры».
В заключении вслед за В. М. Розиным можно сделать вывод: «Нет единой культурологии, теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление создает свой подход и предмет».