Современная скульптура. Способ изображения. Мэтью Барни, Р. Серра

Современная культура - это множество самобытных культур находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое-будущее».

Современная культура — это не только множество культур это также мировая культура, единый культурный поток (течение) от шумеров до наших дней - от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались 2 разных понимания, 2 взгляда – «оптимистический» и «пессимистический».

Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути что будущее — за наукой техникой, информацией рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех власть личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни — единственно правильным.

Пессимисты, начиная от Шпенглера, уверены в обратном, что современная мировая культура клонится к закату.

В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены 2 противоположных пути. Один — это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования сознательного подхода ко всему изменения ориентиров развития науки и технологии 2-ой путь можно назвать "альтернативным" или "эзотерическим». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (Н. Бердяев), или к формам жизни более "естественным" для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободным от власти техники. Оба подхода достаточно органичны для нашей культуры.

Еще одна особенность современной культуры состоит в том, что наряду с традиционным ее сложившимся образом идёт формирование нового образа.

Традиционный образ мировой культуры связан с идеями исторической и философско-политологической объективно-субъективной органической целостности, эгоистическими, узкоэтническими или иными представлениями о традициях и учений.

Новый образ культуры ассоциируется с космическими и экологическими идеями с эстетическими идеями единства человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план, как и эстетические. При этом новый образ культуры рождается вместе с новым образом человека.

Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и общественной жизни и ищут выход из сложившегося положения в движениях «зеленых», «эзотериков», в поиски новой нравственности (новый интерес к Вальдорфской педагогике). Эти и иные движения, например, за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальные эксперименты неомодернистов, йоги, каратэ, разные формы сектанской и иной медитации, зомбирования и т. п.) — все это очередные ростки и очаги вечно «новой» и «альтернативной» мировой культуры, культивируемой и навязываемой из вне.

Мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека, складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно не столько изучать существующий тип человека, сколько готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации.

Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой стороны - интеллектуальное обеспечение, подготовку новых условий.

Последнее предполагает рефлексию и критический анализ кризиса сложившегося типа человека формирование требований, предъявляемых к человеку со стороны складывающейся новой культуры, разработку новых идей знаковых и символических средств, новых принципов новых представлений, выражающих данную культуру, разработку новых принципов образования и т. д.

Если практическая реализация новых форм жизни и интеллектуальное обеспечение окажутся эффективными, жизненными, достаточно активными, то это приведет к появлению другого "постновоевропейского" (по Н Бердяеву "новосредневекового" или "мета исторического") человека. Это будет человек с иной психикой и телесностью (новыми "органами" и "телами"), с иной духовностью и проблемами.

«Новоевропейская» личность из числа безнациональной биомассы этнических самоизгоев, а по Л. Гумелёву - ренегатов («Иванов, родства не помнящих не желающих знать») ), о которой мы привыкли слышать от иностранных граждан со страниц и с телеэкранов российских СМИ, или уйдет под «кожу», станет элементом, подосновой другого целого или добровольно-принудительно «отомрет» с ее чрезмерными потребностями, претензиями, эгоизмом и эгоцентризмом, враждебными любой традиционно-классической этнической культуре и их зарубежным узко этническим по самосознанию и бытию хозяевам.

В качестве еще одной особенности современной культуры можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего понимание этнической и социальной многополярности и многоформности всей мировой культуры и постепенный отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем на основе узкогрупповой этнокультурной агрессии в навязывании «своей» этнокультуры всем иным народам под лозунгом приобщения последних к вечным и, якобы, «общемировым ценностям».

Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения критический анализ собственных оснований действия и его границ, признание-чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и видение, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Новый тип социального действия все больше включает в себя культурные составляющие и подчиняется логике культурной коммуникации.

Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же огромная доля населения является приверженцами современной культуры. Заметным образом на структуру современной культуры повлияло развитие средств информации и массовой коммуникации. Жизнь современного человека не видится без таких научных изобретений, как телефон, компьютер, Интернет, телевидение и др. Наука идет вперед огромными шагами, тем самым давая человеку возможность к овладению все большим и большим запасом знаний. Культура вследствие этого становится общедоступной. С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура,предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит от рынка, моды и актуальности на данный момент.

Рассмотрим некоторые виды искусств и проследим, как они преображались в современном мире.

Огромную роль в жизни современного человека занимает музыкальное искусство. Сейчас это не только классическая музыка. Появилось огромное число жанров и направлений, уследить за изменениями которых очень сложно. Новая поп-музыка появилась, отделившись от традиционной музыки, с появлением рок-н-роллав 50-х гг. XX в. Крупнейшие исполнители рок-н-ролла, благодаря которым он получил свою известность, – Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, Билл Хейли, Дэвид Боуи, Чарльз Бери и др. Одной из известнейших рок-групп 50-60-х гг. XX в. стали «Beatles». Эта ливерпульская четверка (Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Стар, Джордж Харрисон) оказала огромное влияние не только на свое поколение, но и на последующие. Они стали законодателями новой моды и образа жизни. Важным этапом в развитии современного музыкального искусства является появление течения «новая волна»,в которое входили поп– и рок-музыка. В основе «новой волны» был панк-рок,отличающийся звучанием, бесцензурным текстом, вызывающим видом исполнителей. Наиболее известные и значимые представители этого течения – Иг-ги Поп, группы Sex Pistols, Exploited, The Clash и др. Из панк-рока вышелхардкор и др. На поколение 90-х г. XX в. огромное влияние оказала рок-группа «Нирвана». Основатель группы Курт Кобэйн с его анархическими идеями разрушения всех устоев стал кумиром целого поколения.

Современная музыка в основном построена на электронном звучании, танцевальной динамичности. Важной чертой современной музыкальной культуры является тот факт, что большое значение имеет не только сама музыка, но и образ ее исполнителя, его имидж. Как следствие – появление в 80-х г. XX в. видеоклипов как видеоинтерпретации песни. Очень часто именно видеоклип определяет популярность музыкальной композиции. Вместе с тем создается новый вид танца – эстрадный танец.Он может выступать и как оформление к исполнению песни на сцене, и как самостоятельное произведение.

Изобразительное искусство, как и музыка, не стояло на месте. В современном мире культура носит массовый индустриально-коммерческий характер, поэтому огромная роль отводится рекламе как средству популяризации произведений искусства и повышения спроса на них. Реакцией живописи на это стало появление нового художественного направления – поп-арт.Поп-арт зародился в 50-х г. XX в. в США и Великобритании. Одной из основных тем этого течения является изображение бытовых предметов в различных сочетаниях. Одним из лидеров поп-арта по праву считается американский художник Энди Уорхол (1928–1987).К тому же Э. Уорхол известен как мастер экспериментального кино. В своем искусстве он мастерски смешивает принципы массового искусства с элитарным и авангардным искусством.

Заметным образом расширился и диапазон кинематографа, во многом благодаря научно-техническому прогрессу, поскольку у режиссеров появляются все новые и новые методы создания кино. Новое направление – сериал – многосерийный фильм. В частности, в XX в. в США зародилась мыльная опера – сентиментальный сериал (реже – фильм) о любви, проблемах в семейных отношениях и т. д. Первоначально мыльная опера предназначалась для домохозяек, чьи мужья служат в армии, чтобы скрасить им будни.

С развитием технологий и средств массовой информации выделился новый вид культуры –информационная культура.Информационная культура заключается в умении человека работать с большим объемом информации, используя для этого компьютерную информационную технологию и другие современные средства получения и обработки информации. В плане развития информационной культуры лидирующее положение занимают такие страны, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания.

Наши рекомендации