Методы и формы обучения (виды учебных заданий)
Рабочая программа
Литературного чтения
По учебному курсу «Дети-читатели»
Для 4 класса
На 2014-2015 уч.год.
Учитель: Идалова Лариса Жандаровна
Пояснительная записка
1. Курс разработан в русле авторской системы литературного образования младших школьников (авторы-разработчики Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова; программа издана: Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. 1--4 классы. Авторы-составители Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова. М.: Мнемозина, 2001.Гриф Министерства образования РФ)) и является органической частью всей образовательной системы (1—4 классы). Адаптация курса к очно-дистанционной форме обучения осуществлена Т.С. Троицкой (научный руководитель курса) и Г.В. Самыкиной (учитель курса).
Курс строится на материале русской и зарубежной детской литературы (рассказы и лирические миниатюры М. Пришвина; детская лирическая поэзия в вариантах поэтических переводов; басни разных народов; рассказы В. Драгунского, К. Паустовского, Ю. Коваля и др.). В центр внимания на учебных занятиях попадает проблема движения текста, развития его от авторского замысла (черновика, наброска) к воплощению.
Курс строится на коммуникативно-деятельностной основе, что предполагает активные формы творческой деятельности учащихся как на очных, так и на дистанционных занятиях (иллюстрирование, сочинительство, обсуждение творческих работ и читательских мнений одноклассников, подготовка книжек-самоделок, инсценирование и др.), помогает детям освоить различные формы общения и сотрудничества.
1. Курс предполагает межпредметные связи с уроками русского языка (поскольку материалом литературы и фольклора является язык), изобразительного искусства и музыки (так как литература является видом искусства и во многом подчиняется общим законам искусства). Из общеучебных навыков наиболее активно на данном этапе обучения формируются:
· способность проникать в авторский замысел любого произведения (в том числе нехудожественного типа – научного, промышленного и др.);
· умение выразить (в слове, рисунке, схеме) собственное наблюдение и сравнить его с наблюдениями одноклассников и учителя; объяснить свой способ выражения, сравнить его со способами выражения, к которым обратились одноклассники или учитель;
· умение описать и отрефлексировать учебные траектории разных участников учебного коллектива;
· способность проявить инициативу на учебном занятии (предложив свой поворот в обсуждении, привлекая знакомый текст из своего читательского опыта и др.), а также поддержать инициативу одноклассника;
· умение разводить форму и содержание высказывания или формулировки;
· представление об исторической изменчивости произведения искусства;
· навык соотнесения собственного или чужого высказывания с предметом обсуждения (в нашем случае с текстом).
Из профильных умений и навыков, формируемых на данном этапе, отметим:
· умение сравнивать разные варианты одного и того же произведения, интерпретировать происходящие в тексте изменения;
· навык работы с литературными произведениями, разрабатывающими общий мировой сюжет;
· опыт интерпретации авторского замысла;
· способность сравнить собственную интерпретацию с интерпретацией одноклассника или учителя, «оправдать» (объяснить) чужую точку зрения;
· умение сравнить разные переводы поэтического произведения, определить особенности того или иного перевода;
· умение сравнить произведения разных видов искусства, разрабатывающих общий сюжет;
· умение сравнить произведение кино- или театрального искусства с литературным произведением, лежащим в их основе, объяснить режиссерские решения;
· сформированность интереса и вкуса к чтению;
· наработка адекватного возрасту читательского опыта;
· сформированность индивидуального читательского репертуара;
· первоначальный опыт размышлений над авторским замыслом (по поводу отдельных элементов произведения).
Способы организации познавательного интереса и организация досуга учащихся связаны с проектной деятельностью (подготовка и представление в классе коллективных и индивидуальных книжек-самоделок, подготовка виртуальных выставок, мини-спектаклей), а организация досуга учащихся – с культурной средой, сопровождающей процесс обучения (книжные вставки, в том числе виртуальные; посещение театральных спектаклей, музеев; просмотр фильмов и мюзиклов, привлечение аудио-ресурсов и др.).
Цели и задачи
Цели и задачи данного курса соответствуют целям и задачам всей образовательной системы:
Ведущие цели данной образовательной системы:
— введение ребенка в мир художественной словесности;
— формирование полноценных читательских позиций школьников, соответствующих возрасту.
На этом этапе обучения происходит «запуск» индивидуальных читательских биографий, а также механизмов, обеспечивающих их дальнейшее развитие.
Достижение поставленных целей требует решения следующих образовательных задач:
— формирование навыка чтения;
— литературное образование школьников;
— формирование читательского кругозора и интереса к чтению;
— развитие читательских позиций школьников.
Предполагается формирование навыка чтения во всех актуальных для читательской деятельности аспектах: темп, правильность, осознанность, выразительность, умение ориентироваться в тексте, чтение вслух и про себя, чтение по ролям, чтение-исполнение.
Чтение регулярно опосредуется решением субъективно более значимых для начинающего школьника задач — иллюстрированием, выбором роли для чтения по ролям, выбором фрагмента для инсценирования и т. д. Поиски ответов на вопросы, сформулированные в соответствии с художественной природой произведений, требуют постоянного обращения к тексту и стимулируют навык беглого чтения-просматривания и ориентировки в тексте.
Навык выразительного чтения формируется в процессе чтения по ролям, инсценирования, в результате цитирования (выборочного чтения) произведений в ходе учебного диалога.
Литературное образование предполагает освоение элементов художественного языка (пропедевтически, без введения терминов); знакомство с жанрами фольклора и литературы, представленными в детском чтении; знакомство с творческими историями отдельных произведений детской литературы и с творческими биографиями детских писателей; введение ребенка в мир книжной культуры.
«Открытые» на том или ином материале элементы художественной формы остаются в поле зрения на всех последующих этапах обучения. Так происходит развитие и углубление первоначальных учебных знаний, обогащение учебного опыта.
Учебный материал осваивается в практической деятельности, в том числе в процессе создания творческих подражаний.
Каждый блок учебного материала завершается заданиями диагностического характера. Для их выполнения необходимо распознать освоенные элементы художественного языка, определить принадлежность произведений к тем или иным жанрам, узнать произведения знакомого автора.
Формирование читательского кругозора и интереса к чтению осуществляется как в рамках учебных занятий (специальные задания, направленные на «размыкание» учебника и обращение к книгам из домашней и других библиотек, организация книжных выставок), так и во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях и в процессе специально организованного домашнего чтения (списки литературы, рекомендованной для самостоятельного чтения и чтения с родителями, ведение читательских дневников, проведение читательских конференций, организация книжных выставок и др.).
Методы и формы обучения (виды учебных заданий)
Уроки литературного образования:
— сравнение чернового и чистового вариантов литературного произведения;
— анализ эволюции литературного героя (от замысла и черновых набросков — к окончательным редакциям);
— сравнительный анализ нескольких редакций литературного произведения;
— создание собственного наброска, черновика будущего рассказа (подражание дневниковым записям М. Пришвина) по личным впечатлениям и наблюдениям;
— сочинение собственного рассказа (подражание рассказам М. Пришвина) по наброску-черновику;
— обсуждение письменных творческих работ; доработка учебных произведений в процессе и по результатам обсуждения;
— сравнение нескольких произведений, созданных на общий сюжет;
— сравнение нескольких поэтических переводов детского иноязычного стихотворения;
— сравнение подстрочного и поэтического перевода детского иноязычного стихотворения;
— выполнение поэтического перевода небольшого иноязычного стихотворения (по подстрочнику);
— сравнение своего перевода стихотворения с переводами одноклассников и с переводами поэтов-профессионалов;
— знакомство с воспоминаниями писателей, связанных с процессом создания художественных произведений (по материалам учебника и рассказам учителя);
— сравнение произведений разных жанров, принадлежащих одному автору;
— выявление круга художественных задач, свойственных писателю;
— узнавание произведений знакомых авторов среди близких по жанру произведений разных писателей;
— работа с книгами из домашней, школьной и других библиотек;
— подготовка и представление в классе сообщения о своем любимом писателе;
— сравнение нескольких лирических произведений, созданных на одну тему; выявление индивидуальных художественных замыслов и способов их воплощения;
— выполнение письменных творческих работ аналитического и рефлексивного характера, а также работ по читательским впечатлениям.
Уроки формирования читательских позиций:
— анализ (интерпретация) отдельных глав, фрагментов и произведений в целом в опоре на предыдущий учебный опыт;
— сопоставление собственных читательских впечатлений с впечатлениями одноклассников, а также учителя, критиков-профессионалов и других авторитетных взрослых;
— критика неадекватных читательских реакций (через проверку текстом);
— прогнозирование развития сюжета по содержанию, названию книги и отдельных глав, предисловию, эпилогу;
— устное сочинение и обсуждение «ненаписанных глав» (в местах разрыва условной художественной реальности);
— критика и восстановление деформированных участков текста (по заданиям рабочих тетрадей);
— письменные творческие работы художественного, аналитического и рефлексивного характера; работы по читательским впечатлениям;
— иллюстрирование (в том числе метафорических образов); рисование карикатур;
— драматизация;
— создание замыслов спектаклей по фрагментам произведений;
— составление календаря (наблюдения над художественным временем);
— работа с картой (анализ художественного пространства);
— знакомство с биографическими материалами, а также с материалами воспоминаний, дневников, переписки;
— организация книжных выставок, посвященных одной книге («Три толстяка», «Недопесок»): разные издания, разные иллюстраторы, портреты и фотоматериалы, фрагменты воспоминаний и др.
Планируемые результаты обучения
Результаты обучения прописаны в пункте 2.2 – («общеучебные и профильные умения и навыки…»).
Необходимо подчеркнуть, что основной результат обучения связан не с суммой полученных знаний или даже навыков, но с приобретением опыта действования в пределах художественной реальности, представленной в данном учебном курсе без свойственного традиционной школе смешения с реальностью житейской. Крайне важен также опыт соотнесения собственного репертуара, собственных наблюдений и читательских реакций с репертуарами, наблюдениями и реакциями одноклассников, а также первые шаги в формировании рефлексивной позиции по отношению к собственной деятельности, собственной читательской индивидуальности. Эти базовые приобретения становятся фундаментом дальнейшего литературного развития и читательской культуры наших учеников.