Культура эпохи Возрождения. Французское слово Ренессанс, итальянское Ринашименто - название нового периода в

Французское слово Ренессанс, итальянское Ринашименто - название нового периода в истории европейской культуры, связанного с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания идеалов античности.

Культура эпохи Возрождения. Французское слово Ренессанс, итальянское Ринашименто - название нового периода в - student2.ru Процесс распространения античных веяний пережили многие страны Европы, но начался он в Италии, на той же территории, где античность завершила своё существование. Родиной Возрождения была Флоренция("Афины Италии"), т.к. именно во Флоренции в 1293г., была принята первая, фактически республиканская конституция в христианской Европе. Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников - ткачей, меховщиков, врачей, аптекарей, музыкантов, юристов - адвокатов, стряпчих, нотариусов. Флорентийские банкиры финансировали римского папу, германского императора, французского короля, флорентийская монета - золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в Европе. Именно во Флоренции, а чуть позже - в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин произошел от названия круга наук, которыми занимались художественно одаренные флорентийцы; науками, которые имели

 
  Культура эпохи Возрождения. Французское слово Ренессанс, итальянское Ринашименто - название нового периода в - student2.ru
Культура эпохи Возрождения. Французское слово Ренессанс, итальянское Ринашименто - название нового периода в - student2.ru

своим объектом человека и все человеческое в противоположность теологии науке, изучающей божественное. Гуманисты были знатоками Писания, патристики (работ отцов церкви), но главным направлением их деятельности была филология. Гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности: скульптуру и античные книги. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, возрождая античное искусство. Однако возрождение давних форм приводит к созданию совершенно нового. Само слово "возрождение" появилось позже слова "гуманизм" - в трудах живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джорджо Вазари. Всю культуру итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа, из которых каждый имеет свои художественные, идеологические и психологические особенности, фиксирует определённое ее состояние: XIII в. дученто - проторенессанс, предвозрождение; XIV в. треченто - раннее Возрождение; XV в. кватроченто - высокое Возрождение; XVI в. чинквиченто- позднее Возрождение. Всякая периодизация условна. Редко творчество большого художника укладывается в рамки одного конкретного периода. В предренессансную пору, в XIII в., повсюду в Европе еще доминирует готика. Но в творчестве некоторых мастеров Флоренции уже просматриваются новые черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта-Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры. Крупнейший живописец дученто - Чимабуэ не порывает со старыми традициями плоскостного письма, но стремится к индивидуальной характерности образов. На грани дученто и треченто - два великих имени: поэт Данте Алигьери и живописец, ученик Чимабуэ, Джотто ди Бондоне. Данте в "Божественной комедии", Джотто в монументальных фресках создали галерею ярких образов, глубоко индивидуальных и психологически достоверных, что и составляет черту ренессансного искусства. Данте, а также его младшие современники - Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо - стали создателями итальянского литературного языка. Их творчество - образец гуманизма. Книга новелл "Декамерон" Джованни Бокаччо имела огромный успех у современников. В простых по сюжету историях отражена вера автора в то, что человеческое достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в доблестных деяниях, что человеческая природа не должна подавляться аскетизмом церковной морали, что ум, сметливость, мужество всегда помогают выстоять в жизненных невзгодах. "Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их… На заре нового времени были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века", - пишет в работе "Смысл истории" Н. Бердяев [ 2 ]. "Итальянское Возрождение таило в себе все положительные силы, которым мы обязаны современной культурой, а именно: освобождение мысли, презрение к авторитетам, победу образования над высокомерием родовой знати, восторженную любовь к науке и к научному прошлому людей, снятие оков с личности, пламя правдивости и отвращение к пустой внешности и эффекту…То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки", - таково восприятие сущности эпохи Фридрихом Ницше [ 7]. И хотя не все в наши дни так однозначно положительно оценивают эту эпоху (см. А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения) [11 ], но нельзя не признать провозглашенного ею гуманизма - философского мировоззренческого направления, основанного на признании ценности человеческой личности, на утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый и как важнейшая часть природы, и как наиболее совершенное её творение. Гуманистическая этика возвеличивала и человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой, деятельной творческой личности. Ярким примером такого универсального человека был Леонардо да Винчи (1452-1519), ставший первооткрывателем не только во многих сферах художественного творчества, но и в различных областях науки. Он был талантливым живописцем, разработавшим теорию световоздушной перспективы в живописи, скульптором, поэтом и музыкантом, создателем проектов землеройной машины, подводной лодки, летательных аппаратов и т.д. Значение всеобъемлющей деятельности Леонардо да Винчи, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научных исследований и в то же время - это произведения высокого искусства. Великий ученый настаивал на тесной связи науки и искусства с жизнью. Леонардо по праву считают предтечей современного экспериментального естествознания. В живописи Леонардо воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил: "Мадонна с цветком", "Мадонне в гроте" и "Благовещение", монументальная роспись - "Тайная вечеря", портрет Моны Лизы ("Джоконда"). За Леонардо да Винчи и его младшими современниками прочно укрепилась слава титанов Возрождения - общепринятое определение величайших художников итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, подчеркивающее степень значимости и соответствие идеалам эпохи. Для образов, запечатленных кистью этих мастеров, характерна гармония тела и души, эмоциональным миром и разумом, человеком и природой. Представление о возвышенных идеалах гуманизма воплощены в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520), картинах, фресках, графике: "Сикстинская ма濮онна", росписи в станцах (комнатах) Ватикана, во фреске "Афинская школа". Разносторонним мастером был Микеланджело Буонарроти (1475-1564), скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Идеал человека приобретает в его искусстве возвышенно - героические, титанические черты. Вазари (ученик Микеланджело) писал, что гигантская статуя Давида, выполненная Микеланджело, "отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских". Глубокие эмоциональные переживания вызывают у современников скульптура Моисей (собор Св.Петра в цепях, Рим), вариант сцены «Пиета» (оплакивание) в соборе Св.Петра, Ватикан). Фрески капеллы папы Сикста на почти 660 квадратных метрах (плафон и стены) создавались более четырех лет. Сверхчеловеческое напряжение в момент работы над циклом сотворения мира отразились в его полных драматизма сонетах. Купол собора св. Петра – пример архитектурного творчества Микеланджело: бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов, предвосхищение новой грядущей эпохи. Североитальянская школа с центром в Венеции славилась богатством и насыщенностью цветовой гаммы. Языческое преклонение перед физической красотой сочеталось с интересом к духовной жизни человека. Венецианская школа живописи достигла расцвета в творчестве выдающихся художников Джорджоне и Тициана Вечеллио. Гармоническая связь человека с природой - важная особенность творений Джорджоне:"Сельский концерт", "Спящая Венера").Тициан (1477-1576) принадлежит к величайшим мастерам высокого Возрождения: "Даная", "Венера с зеркалом", "Венера Урбинская" и многие другие отражают свойственный Тициану восторг перед красотой жизни. В экспозиции Севастопольского художественного музея представлено произведение кисти неизвестного мастера круга Тициана, изучение которого дает возможность познакомиться со своеобразием живописи Венецианской школы, проявляющемся в богатой колористической нюансировке, особенной цветонасыщенности, композиционной гармонии. Наиболее яркими научными открытиями эпохи Ренессанса традиционно считают гелиоцентрическую систему Коперника и учение "О бесконечности, Вселенной и мирах" Джордано Бруно. Но всё это было передовым и революционным для последующих веков, а мировосприятию Возрождения явно противоречило. Ренессанс беспредельно возвеличил человека, а Коперник и Бруно, превратив Землю лишь в песчинку мироздания, вместе с тем показали и человека несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием. Бруно к тому же был сторонником атомистической теории. Атом и бог для него тождественны. Вселенная и природа являются для него воплощением бога. Взгляды Бруно были осуждены церковью, он сожжен в Риме в 1600 г. Почва, на которую попадают ренессансные веяния, очень разнообразна. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая новые тенденции, вместе с тем видоизменяют многое в соответствии со своей местной и национальной традицией. В Италии расцвели все виды искусства. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, поэзия, театр достигли высочайшего развития. Но в 1530 г. начинается феодально - католическая реакция (контрреформация), и этот год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется еще на весь XVI в., а иногда и на часть XVII в. В рамках эпохи Возрождения был и ещё один переворот в области христианской религии. Речь идет о Реформации –

широком общественном движении в странах Западной и Центральной Европы XVI в., связанном с борьбой за обновление католической церкви. В Германии в первой половине XVI в. окончательно оформился протестантизм, и это во многом объяснялось всё тем же возрожденческим свободомыслием. Реформа Мартина Лютера в равной степени была предопределена как "антипапскими", антикатолическими выступлениями ещё во второй половине XIV в. священнослужителей Джона Виклифа (Англия) и Яна Гуса (Чехия), так и распространением в образованных кругах Германии гуманистических идей. Именно гуманистическое движение, гуманистическая литература способствовали расшатыванию авторитета католической церкви, особенно римской курии и, в конечном счете, победе протестантизма. В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим авторитетом пользовался нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466-1536), называвший себя "гражданином Вселенной". Его произведение "Похвала глупости", в котором он с тонкой иронией описывает пороки современного ему общества, занимает выдающееся место в литературе XVI в. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видит лживость, пошлость, пустой формализм и, прежде всего, глупость, отсутствие всякого разумного начала. Эразм Роттердамский так же, как и другой представитель немецкого гуманизма, писатель-сатирик Иоганн Рейхлин, автор памфлета "Письма тёмных людей", к Реформации не присоединились, но именно их рассуждения о приоритете личной веры над церковными обрядами во многом подготовили Реформацию. Всевозможные злоупотребления католического клира, выкачивание из Германии и вообще Северной Европы денег в пользу папской казны, пренебрежение пап-итальянцев к "северным варварам", стремление удешевить богослужение - причины успеха Реформации. Протестантизм, ставший с того времени одним из трех наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, в настоящее время представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище). Вместе с тем он выдвинул принципиально

новые принципы: спасение личной верой, священство всех верующих, а не только священнослужителей, исключительный авторитет Библии. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает "посвящение" на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Произошли изменения и в культе. Протестантизм упразднил многочисленные таинства, оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати т.д. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая церковь, протестантизм отказался от монастырей и монашества, предельно упростив богослужение, которое стало вестись только на родном языке. Лютеранство - первая форма протестантизма, позже появились разновидности: англиканство, кальвинизм. С Реформацией тесно связано и творчество великих немецких художников XV-XVI вв.: Альбрехта Дюрера (немецкий Леонардо), Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Грюневальда. А. Дюрер - портретист, график, разработчик техники офорта (гравюра на меди), создатель графической серии "Апокалипсис", автор живописных работ "Адам и Ева", "Мадонна с чётками" и др. Ганс Гольбейн – портретист (портреты Эразма Роттердамского и его друга, английского гуманиста Томаса Мора), иллюстратор "Похвалы глупости". Лукас Кранах – портретист (портрет Лютера) и гравер. Еще до Реформации Кранах создавал карикатуры, высмеивающие торговлю индульгенциями, монашество, папскую курию. Все они художники одного поколения, составившие славу "Северного Возрождения", культуры Германии, Нидерландов и скандинавских стран XV-XVI вв. В Нидерландах началом Возрождения можно считать творчество Яна ван Эйка (1390-1441), творца Гентского алтаря и ряда замечательных портретов. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга, прославившего себя лирическими образами мадонн. Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV - н. XVI вв. была полна острых

социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических

композиций, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Острый гротеск его знаменитых работ "Корабль дураков" и "Сад наслаждений" сродни "Похвале глупости" Эразма Роттердамского и книге дидактических стихов Себастьяна Бранта "Корабль дураков". Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525-1569): "Зимний пейзаж" из цикла "Времена года" ("Охотники на снегу"), "Слепые" (природа вечна, как вечен мир, путь слепых - жизненный путь всех людей)[цит.по7,67].

Расцвет испанской художественной культуры - литературы, театра и живописи (Мигель де Сервантес Сааведра, Тирсо де Молина, Педро Кальдерон де ла Барка, Эль Греко, Хосе Рибера, Франсиско Сурбаран, Диего Родригес де Сильва Веласкес) - наступил несколько позднее. Золотым веком испанской живописи и театра является XVII в., а точнее 80-е годы XVI - 80-е годы XVII столетия. Суровость исторической судьбы испанского народа оказала существенное влияние на специфику мировоззрения испанцев и их идеалы. Длившаяся несколько столетий реконкиста, борьбы с мавританским владычеством, определила приверженность испанской культуры католицизму, в котором видела духовную базу единения народа в противостоянии иноверцам. Ярко выражены черты патриотизма и народности, поскольку народ был той силой, которая победила мавров. Испания достаточно поздно вступила в русло гуманистических идей и интерпретировала их по-своему. Религиозные идеи, которыми освящено все искусство Испании, реализуются конкретно, чувственный мир на удивление мирно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия ("Святая Клотильда" Сурбарана). В Испании ярко и самобытно развивается театральное искусство. Утверждается новый тип театрального действия, создаётся динамичная, наполненная жизненной конкретикой драматургия Лопе де Вега (1562-1635). До сих пор популярны написанные им "Собака на сене", "Дурочка", "Учитель танцев"и др. Мигель де Сервантес (1547-1616), автор популярного романа "Дон Кихот", в котором гуманистические идеи воплощены в традиционной для испанской литературы форме рыцарского романа, также начинал как драматург, написав патриотическую трагедию "Нумансия" и ряд озорных жизнерадостных интермедий. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в конце XVI в. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения (1541-1614). Эль Греко учился в Италии у Тициана, позже стал главой толедской школы, выполнил заказы монастырей и церквей: религиозные сюжеты ("Святое семейство", "Благовещение"), грандиозные алтарные образа, портреты. Ярко индивидуальное творчество Эль Греко имело большое влияние на формирование национальной школы испанской живописи.

Английская культура Возрождения создала выдающиеся образцы философской литературы, поэзии и драматургии: философское сочинение об идеальном государстве Утопия ("Утопия", 1516) философа и юриста Томаса Мора, которыйтребует передачи собственности индивидов в пользу государства, настаивает на религиозной веротерпимости, передаче дела воспитания молодого поколения духовенству, положив начало литературно-философскому направлению - социальной утопии. Уильям Шекспир(1564-1616): поэмы, сонеты, пьесы ("Ромео и Джульетта", "Отелло", "Много шума из ничего", комедии "Двенадцатая ночь","Укрощение строптивой", трагедии "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", хроники "Ричард III","Юлий Цезарь"). Шекспир ярко отразил конфликт высоких идеалов Возрождения с жестокой действительностью. Во Франции гуманистические тенденции начинают распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был писатель Франсуа Рабле (1494-1553), сумевший в своём бессмертном романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" раскрыть мысли, чувства современника, человека противоречивой эпохи, через форму традиционных французских сказаний воссоздать реалистичную картину современности. Мишель де Монтень -автор философско-исторического труда "Опыты", характерная черта его мировоззрения - скептицизм, порождённый жестокостью времени (религиозные войны, истребление гугенотов-протестантов в Варфоломеевскую ночь и т.д.), исходящий из критики жизни, не впадающий в пессимизм, а утверждающий любовь к жизни, способ избежать пагубных страстей, метод постижения жизни. Представителями французского Возрождения были также поэты объединения "Плеяда" во главе с Пьером де Ронсаром.

Наши рекомендации